Условия нормального речевого развития ребенка





Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 г. ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (СНОСКА: Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 г. 4 мес. еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

Статья (развитие речи, младшая группа) по теме:
Консультация для воспитателей Условия успешного развития речи детей

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Ковалева Наталья Николаевна

МБДОУ детский сад №62 «Золотой улей»

г.Старый Оскол Белгородской обл.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный и школьный периоды.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

- быть психически и соматически здоровым;

- иметь нормальные умственные способности;

- иметь нормальный слух и зрение;

- обладать достаточной психической активностью;

- обладать потребностью в речевом общении ;

- иметь полноценное речевое окружение.

С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. В развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом. Такие поводы создаются в ситуациях действия с предметами обихода и игрушками, т. е. предметами, окружающими его.
В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру, должен с большим педагогическим тактом стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить.

Второе условие – создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда - это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

В процессе работы воспитатель должен помнить о речевых возможностях каждого ребенка, подходить дифференцированно к каждому воспитаннику в зависимости от его возраста и индивидуального речевого развития. Важно, чтобы речевые образцы взрослого способствовали воспроизведению их малышом. Речь взрослого должна быть эмоционально-выразительной, доступной пониманию ребенка.
Третье условие – значимость материала. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.

Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее ребенок пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для детей хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расши рять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Определение особенностей речевого развития у детей с нарушением интеллекта

Условиями своевременного и правильного речевого развития ребенка являются психическое и соматическое здоровье, нормальные умственные способности, нормальный слух и зрение, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении, полноценное речевое окружение. Известно, что нормальное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие тесным образом связаны с развитием мышления.
Итогом диагностики, проводимой учителем-логопедом, должно стать развернутое логопедическое заключение, которое позволяет не только определить актуальное состояние ребенка с нарушением интеллекта, но и обеспечить надежный прогноз его дальнейшего обучения и развития, дает возможность определить пути и средства наиболее эффективной коррекционно-развивающей работы.

По нашему мнению, при проведении обследования необходимо соблюдать ряд условий:

1. Чтобы результаты диагностики отражали реальную картину развития ребенка необходимо использовать технологически проработанные, апробированные методы диагностики с конкретным дидактическим материалом, адаптированные на особый контингент детей, обучающихся в специальной школе VIII вида.
2. В процесс диагностирования необходимо вовлекать специалистов, имеющих соответствующую квалификацию для компетентной интерпретации диагностических данных, определения уровня развития ребенка.
3. Результаты диагностики необходимо использовать педагогами и специалистами в планировании коррекционной работы с детьми, комплектовании подгрупп, создании коррекционно-развивающей среды.
4. Диагностика должна быть ориентирована исключительно на анализ состояния конкретного ребенка, каждого единичного случая, должен соблюдаться личностно-ориентированный подход к индивидуальной диагностической, а в последующем и коррекционной работе.

Недостаток информации и отсутствие четких представлений о содержании и организации обследования детей с нарушением интеллекта значительно затрудняют работу учителя-логопеда СКОУ VIII вида.
Мы знаем, что у детей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, бедность словаря, часто нарушено звукопроизношение, малодифференцированное восприятие звуков речи (нерасчлененное восприятие аудируемого текстового материала и трудности синтезирования имеющихся языковых единиц в ходе речевого высказывания), низкий уровень развития фонематических представлений, несовершенство грамматического строя речи. Выявляется несформированность функций зрительного и слухового анализаторов, а также нарушение неречевых психических процессов (внимания, памяти). Отмечаются психопатологические особенности личности. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, вызванная тем, что большинство детей из неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем. У обучающихся школы VIII вида все это еще дополнительно осложняется наличием первичного дефекта -нарушением интеллекта.

Рекомендуем к прочтению:

Поэтому в своей работе мы используем комплексный подход определения особенностей речевого развития детей с недостатками интеллекта. Такой подход к диагностике охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы. Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия. В школе установилась практика взаимодействия учителя-логопеда с представителями смежных специальностей. Основной формой сотрудничества учителя-логопеда с врачами и другими узкими специалистами становится получение от них информации, способствующей уточнению речевого диагноза. Значительный интерес представляет применение комплекса нейропсихологических методик, предложенных А. Р. Лурия, которые позволяют уточнить диагноз и определить подходы к коррекционной работе.

Достоверность диагностических выводов значительно возрастает, если учитывать результаты обследования обучающихся психологом и социальным педагогом, данные дневников наблюдений за обучающимися, диагностику личности, анализ анкетирования родителей.
Дополнительно можно говорить о динамическом обследовании, с помощью которого прослеживается динамика развития детей и эффективность обучения. Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой положений Л.С. Выготского об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка. Специфические закономерности являются основными ориентирами в дифференциальной диагностике и коррекции речевых нарушений. Принцип динамического изучения предполагает, прежде всего, не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого, но и выявление потенциальных возможностей, зоны его ближайшего развития .

В заключение хочется сказать, что диагностика проводится не столько ради установления диагноза, для навешивания ярлыка на ребенка, сколько для определения прогноза дальнейшего развития, для определения путей коррекционно-развивающей работы с учетом резервных возможностей обучающегося с недостатком интеллекта.

Источники: http://pedlib.ru/Books/2/0032/2_0032-18.shtml, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/01/20/konsultatsiya-dlya-vospitateley-usloviya-uspeshnogo-razvitiya, http://logoped18.ru/stati/osobennosti-rechevogo-razvitiya-u-detey-s-narusheniyem-intellekta.php






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением