Творческое развитие личности ребенка





Творческая личность

Творческая личность - это личность человека-творца, то есть того, кто создает некие, принципиально новые, продукты в результате своей деятельности. Творчество - в исходном и научном понимании этого слова - не игра на музыкальных инструментах (вернее - не только и не просто игра), не рисование и не вышивка крестиком. Творчество - это созидающая деятельность. Соответственно, творческая личность - это человек, готовый к такой деятельности и занимающейся ей.

Здесь, по аналогии, можно вспомнить известную триаду выбора профессии Е. А. Климова Хочу - Могу - Надо . Идеальный выбор профессии - такой, при котором человек и хочет заниматься данным видом профессиональной деятельности (у него выражены интересы и склонности), и может им заниматься (развиты способности, нет противопоказаний), и - что тоже важно - эта профессия должна быть востребована, то есть нужна окружающим людям. Так и творческий человек:

- у него выражены интересы и склонности к творческой деятельности,

- он способен заниматься данным видом творческой деятельности (или вообще творчеством),

- его творчество будет не полным повторением опыта предшественников, а оригинальным и - хотя бы в некоторой степени - востребованным.

Соответственно можно выделить три основные причины, по которым человек не может быть творческой личностью:

- творчество не представляет интереса, человек не испытывает удовлетворения от самого процесса творчества,

- низкие способности, особенно в отношении психических процессов мышления и воображения (если речь идет о конкретном виде творческой деятельности, то может встать вопрос и о владении техникой творческой деятельности),

- отсутствие стремления творить новое, низкая мотивация достижения.

Важный вопрос: насколько можно развивать себя или другого человека как творческую личность? Очевидно, что по крайней мере отчасти это является возможным. Вот, например, взять воображение. Оно всегда присутствует в любом творчестве. Без развитого воображения не может быть продуктивной творческой деятельности. Развитием воображения можно управлять.

Г. Альтшуллер и И. Верткин провели ряд интересных исследований. Было изучено около тысячи биографий, выделены общие моменты в жизнедеятельности творческих личностей. Оказалось, что жизнь большинства исследованных творческих личностей можно представить цепочкой ходов, шагов. Творческая личность стремится к творческой цели и старается не обращать внимания, избегать внешних обстоятельств.

Для творческой личности важно как можно раньше выйти на свою творческую стезю . Лучше, если это произойдет еще в детстве. Можно нащупать свой путь и в значительно более позднем возрасте, но с возрастом это будет сделать все сложнее. Было даже введено такое понятие, как встреча с чудом , то есть с чем-то таким, что перевернуло весь внутренний мир молодого человека. Это может быть и какая-то вещь, и какой-то интересный человек.

Еще в раннем детстве Шлиман увидел книгу Падение Трои . На обложке был рисунок — крепость, огонь, воин с мечами. Все это было настолько здорово нарисовано, что ребенок пошел к отцу и стал ему объяснять, какие он прочитал интересные вещи. Отец ответил ему, что это лишь сказка, легенда, выдумка художника. Шлиман-младший не спорил с папой, но в душе затаил уверенность в том, что этого не может быть — откуда же художник знал? В этот же день Шлиман принял решение посвятить свою жизнь раскопкам Трои, открыть для человечества пласт новой культуры. И он, как известно, осуществил это, но значительно позже.

В творческих образах - можно сказать, что образах будущего - отражаются желания и воля их создателя. Творческие люди поэтому - всегда романтики, хотя бы чуть-чуть. Сложно, почти невозможно быть творческой личностью, имея лишь ограниченный набор потребностей и круг интересов, ограничивающийся домом, местом учебы или работы и увеселительными заведениями. При этом романтический настрой - не только способствует формированию мотивации на творчество, он еще будоражит воображение, способствует его развитию.

В плане воспитания будущих творческих личностей важным является постепенно сталкивать ребенка с понятиями новое , необычное , невероятное . Для ребенка все в этой жизни внове. Поэтому важно, чтобы ребенок понял, что есть вещи, которые внове, необычны не только ему, но и всему человечеству. Ребенка следует заинтересовать необычностью того или иного объекта, явления.

Развитие способностей и трудолюбие - тоже является верным на пути к творческому успеху. Для развития способностей обычно важно освоить ту или иную специализированную технику. Леонардо да Винчи было бы сложно нарисовать свою Мону Лизу , если бы он умел рисовать только фломастерами, и то плохо. В современной науке, чтобы сделать какое-то более-менее значимое открытие, надо посвятить годы, если не десятилетия изучению науки, опыта предшественников.

Многие творческие люди для развития своих способностей прибегают к строгой самодисциплине. Известен пример Иммануила Канта, который сорок с лишним лет прожил по одному заведенному распорядку.

Литература

Альтшуллер Г. С. Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск, 1994

См. также

Развитие творческой личности ребенка

Ученые утверждают, что творческие люди более приспособлены к жизни. чем те, кто не обладает оригинальным взглядом на жизнь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что молодые родители очень ответственно относятся к такому аспекту воспитания как развитие творческой личности ребенка .

Особенности развития личности ребенка

Творческие люди – интересные собеседники и заводилы в каждой компании. Кажется, будто они видят окружающий мир совсем не так, как остальные, и мыслят совершенно нетривиально. Все, что делает такой человек, свежо и нестандартно. Иногда такой талант дается как дар свыше, но настойчивым родителям вполне под силу вложить творческое зерно в ребенка своими руками .

Как вырастить интересную и творческую личность? Добиться успеха можно, если не зацикливаться на том, чтобы непременно вылепить из своего чада гения. Одним словом, воспитывать малыша в творческом ключе без фанатизма.

Условия развития личности ребенка

Нестандартное развитие личности ребенка начинают с раннего детства, когда весь мир для малыша – пока еще чистый лист бумаги. Только от креативности родителей зависит, в какие цвета раскрасит окружающую его реальность маленький человек.

  1. Как бы сильно вам не хотелось скупить все игрушки без остатка, найдите силы обуздать себя. В конце концов, ваша любовь выражается не в количестве подарков, а в ласке, внимании и участии в судьбе малыша. Покупайте только те игровые наборы, в которые можно играть, подключив изобретательность и фантазию. Откажитесь от шаблонных игрушек, которые навязчиво предлагает реклама.
  2. Творческое развитие и формирование личности ребенка должно носить не назидательный, а исключительно игровой характер. Заинтересуйте малыша разнообразными наборами для детского творчества. Лепка, рисование, моделирование, аппликация – будущий гений должен попробовать все! Научите ребенка мастерить поделки из природных и подручных материалов, строить замки, роботов и корабли из деталей конструктора, вместе с малышом освойте игры, в основе которых лежит ассоциация. Отличный стимул для развития творческого мышления – домашний кукольный театр. кукол и костюмы для которого можно смастерить самим.
  3. Когда ребенок достигнет 5-6-летнего возраста. помогите ему прикоснуться к прекрасному. Откройте перед будущим ценителем искусства двери театров, музеев и картинных галерей.
  4. Много читайте с малышом: любимые сказки расширят его словарный запас, а заучивание стихов станет отличным тренажером для памяти и внимания.
  5. Каждый человек от рождения умеет делать что-то лучше других. Присмотритесь к своему ребенку. возможно, он красиво рисует или хорошо танцует? Помогите малышу развить этот скрытый потенциал, записав его в соответствующий кружок .
  6. По возможности, больше путешествуйте. Поездки расширят кругозор вашего ребенка, подарят ему новые эмоции и впечатления.

Мудрецы утверждают, что, прежде всего, нужно воспитывать не ребенка, а себя. И они, несомненно, правы. Не получится вырастить творческого и неординарно мыслящего человека в бездуховной и серой среде. Проанализируйте свой образ жизни. может, вам тоже стоит чему-нибудь научиться? Насыщенная яркими впечатлениями жизнь родителей непременно скажется на становлении ребенка как личности самым лучшим образом .

Развитие творческих способностей детей

В современной жизни наличие творческого мышления, умения креативно подходить к решению возникающих вопросов, задач и проблем, ценится практически в каждой профессии. Большинство родителей уделяют повышенное внимание тренировке памяти ребенка, развитию его моторики и т.д. а вот развитие творческих способностей детей уходит на второстепенный план, хотя стремиться к раскрытию имеющегося творческого потенциала у ребенка, стимулировать его проявление и учить малыша применять воображение и фантазию необходимо как можно раньше. Чем раньше начинается творческое развитие детей дошкольного возраста, тем проще, легче им дается последующее обучение в школе по многим предметам. Во взрослой же жизни, даже при условии, что ваше сокровище не стало известным, популярным певцом, художником или актером, развитые способности помогут ему нестандартно решать самые сложные, кажущиеся безвыходными, ситуации и проблемы. Методисты и преподаватели нашего центра развития «SMARTUM» готовы помощь вашему сокровищу проявить свой творческий потенциал, а также развить творческие способности в нужном направлении.

Что влияет на развитие творческих способностей ребенка?

Перед тем, как приступить к развитию творческой личности ребенка, важно четко и правильно понимать, что включают в себя и подразумевают под собою творческие способности и как они формируются, что влияет на их развитие. На развитие творческого потенциала детей влияет и фантазия, и наличие свободы воображения, представления, и отсутствие ограничений в стремлении изобретать что-то новое, и способности ребенка, и его умения в познании нового, и многое другое.

Когда начинать развивать творческие способности ребенка?

Первые проявления творческой составляющей личности ребенка появляются уже в раннем возрасте. Если вовремя обратить на это внимание и «подхватить эстафету», то желаемых результатов добиться намного проще и быстрее. К сожалению, многие родители к фантазиям ребенка, к рассказываемым им историям относятся не серьезно, мягко говоря, а ведь очень зря. Это и есть первые проявления творческих способностей ребенка, пусть еще слабо развитых и нормально не сформировавшихся. Серьезное, более осмысленное и углубленное творческое развитие детей начинает волновать родителей примерно к 5-6 годам, вот только в этом возрасте сделать это намного сложнее.
Каждый возраст характеризуется своими индивидуальными особенностями развития творческих способностей у детей:
· в 1-2 года достаточно лишь понаблюдать за ребенком, а он сам подскажет направление: кто-то начинает любить музыку и пытаться танцевать под неё, при этом довольно хорошо чувствуя ритм, кто-то уже пытается рисовать, а кому-то нравится находиться в центре внимания;
· возраст 3-4 лет можно смело назвать пиком активности творческих способностей ребенка и предрасположенности к их развитию. В этом возрасте необходимо как можно чаще играть в игры, выполнять задания, делать упражнения и т.д. а также можно уже прийти в наш детский центр «SMARTUM», в котором развитие детских творческих способностей проходит комплексно, под пристальным вниманием со стороны опытных, обладающих многолетним опытом методистов и преподавателей;
· в возрасте 5-6 лет все занятия и выполняемые упражнения не столько можно, сколько нужно усложнять, ведь в этот период происходит и подготовка к школе. Наши преподаватели это учитывают и упражнения для этой возрастной группы больше ориентированы на воображение, на стимулирование проявления фантазии и т.д.;
· развитие творческих способностей у младших школьников (в возрасте 7-8 лет) происходит уже быстрее, ведь добавляется музыкальная, театральная, изобразительная деятельность. В этот период ребенок должен иметь возможность проявить свои творческие способности в любой привлекательной для него сфере. По этой причине занятия в нашем центре разноплановые, т.е. позволяющие детям не только определиться в творческой сфере, к которой они предрасположены, но и проявить себя соответственно.
Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок довольно часто фантазирует, а может даже обманывает, то не спешите ругать его за это, запрещать ему это делать и т.д. Это может быть проявлением нереализованной творческой стороны личности ребенка, развитие которой не было направлено в нужном направлении. Что же делать? Ничего особенного, специфического или сложного делать не нужно. Вам достаточно простой прийти с вашим сокровищем в наш центр, а все остальное станет нашей задачей.

Наши методы развития творческих способностей у детей

Если вы думаете, что творческие способности ребенка, при условии их наличия, обязательно проявятся сами, то вы заблуждаетесь. Их нужно развивать, их проявление нужно стимулировать и именно это делается в нашем центре. У нас ваши детки будут:
· много общаться со своими сверстниками и с преподавателем, рассказывая обо всем, что они видели, что с ними происходило в том или ином месте. Они будут сами задавать вопросы и отвечать на них;
· читать разнообразные книги, а также обсуждать прочитанное, делиться своими мыслями, представлять возможное развитие событие в том или ином случае (т.е. фантазировать). Они познакомятся не только со сказками, но и со многими другими литературными стилями, а также смогут принять непосредственное участие в инсценировке целых произведения и/или отрывков из них;
· много, очень много рисовать. Именно в процессе рисования очень часто и у очень многих деток раскрывается их творческий потенциал. Мы всегда следим за тем, чтобы у маленьких художников было все, что только может понадобиться;
· заниматься лепкой, причем из различных материалов, не только из пластилина. Лепка, кстати, отлично развивает не только моторику, но и творческие способности ребенка, позволяя ему проявить всю свою фантазию и все воображение;
· часто слушать музыку, причем различную, начиная с детских песенок и заканчивая классическими произведениями. После прослушивания они смогут поделиться эмоциями, которые у них вызвала музыка, новыми чувствами и т.д.

Небольшой совет для родителей по развития творческих способностей ребенка

Преподаватели и методисты нашего центра развития всегда готовы приложить все знания, весь опыт и отдать всю душу вашему ребенку и развитию его творческих способностей, но многое зависит и от вас -родителей. Старайтесь и вы сделать все возможное, все необходимое, чтобы ваш маленький художник, музыкант, скульптор или писатель мог развиваться, мог проявлять себя, и очень скоро вы сможете радоваться его успехам.

Мы ВКонтакте

Источники: http://azps.ru/articles/cmmn/tvorcheskaya_lichnosty.html, http://timeforwoman.ru/relationships/children/razvitie-tvorcheskoy-lichnosti-rebenka.html, http://smartum.com.ua/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением