Состояние физического развития детей





Физическое развитие ребенка от 1 до 3

Особенности и нормы физического развития детей от одного года до трёх лет

Очень важным критерием является физическое развитие ребенка от 1 до 3 лет. До года вес и рост являются главнейшими в оценке развития ребенка.

Однако и в дальнейшем следует очень внимательно относиться к показателям физического развития.

Наиболее стабильным показателем физического развития является длина тела. Она характеризует состояние пластических процессов в организме. У дошкольников длина тела служит одним из критериев соматической зрелости.

Для ее оценки пользуются данными специальных таблиц или формулами: рост мальчика = (6 х возраст) + 77 (см); рост девочки = (6 х возраст) + 76 (см),
где возраст — количество полных лет.

Масса тела отражает степень развития костно-мышечной системы, она зависитот многих факторов внешней среды и от физической нагрузки.

Масса тела ребенка от 2-х до 5-ти лет может быть рассчитана по формуле:

2 х возраст + 9 (кг)

В таблице приведены показатели роста и массы детей 2-3-х лет.

Стандартные показатели физического развития ребенка от 1 до 3 лет (с допустимыми отклонениями)

Для большей точности расчета следует определить, к какому типу относится ребенок. Это можно сделать, рассчитав его будущий рост (рост, когда он станет взрослым) по формуле:

рост мужчины = (рост отца + рост матери) х 0,54 - 4,5
рост женщины = (рост отца + рост матери) х 0,51 - 7,5

Задержка или отсутствие прироста размеров тела или отрицательные сдвиги в массе говорят о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют прежде всего рационализации двигательного режима ребенка. Поэтому снимать показатели физического развития ребенка от 1 до 3 лет следует как можно чаще.

Зная показатели массы тела, роста ребенка и окружности грудной клетки, можно определить крепость телосложения и то, насколько плотнее в результате систематических занятий становится мышечная масса, а также пропорционально ли его развитие. Расчет делается по индексу Пинье:

ИП = рост (см) - [масса (кг) + ОКГ (см)].

Важно проследить динамику. Чем меньше отличается от стандартных показателей индекс Пинье, тем крепче телосложение ребенка.

Стандартными показателями индекса Пинье для детей 3-х лет являются следующие: мальчики — 25,7; девочки — 27,1.

Степень физического развития ребенка дает возможность судить о функциональном состоянии организма. Сделать в этом возрасте функциональные пробы, характеризующие реакцию организма на физические нагрузки, еще затруднительно. Но вполне достаточное представление о состоянии сердечно-сосудистой системы могут дать показатели артериального и пульсового давления.

О неправильной организации двигательного режима говорит повышение артериального давления у большинства детей группы. Максимальное артериальное давление рассчитывается по формуле:

где Н — возраст в годах. Допустимыми являются колебания в 15 мм рт. Столба.

Обобщая данные физического развития, следует особое внимание уделить процедуре закаливания, т.к. закаливание позволяет избежать большинство заболеваний. Кроме того, особую роль играют лечебно-профилактические процедуры, которые позволяют не допустить заражение ребенка в осенне-зимний период

Физическое развитие — ведущий показатель состояния здоровья учащихся

Правильно организовывать учебно-воспитательную работу в школе педагоги могут только при учете возрастных особенностей физического развития и состояния здоровья учащихся. По иссле­дованиям в нашей стране и ряде других стран (Польша, Франция, ГДР) отмечается отчетливая взаимосвязь между уровнем физического развития школьников, их здоровьем и успеваемостью. Эта зависимость особенно выражена в старших классах, где здоровые подростки имеют значительно более высокие показатели физического развития и успеваемости, чем ослабленные.

Современное понятие физического развития определяется состоянием морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей, физической силы и выносливости организма и уровнем биологического возраста. Биологический возраст определяется временем прорезывания и смены зубов, появлением в определенных костях точек окостенения, ростом, степенью полового созревания и др. Информативность каждого показателя меняется в разные возрастные периоды. Так, в период полового созревания ведущим показателем биологической зрелости является степень выраженности вторичных половых признаков.

Среди показателей, определяющих физическое развитие, различают соматоскопические, соматометрические и физиометрические.

К соматоскопическим, или описательным, показателям относятся состояние кожных и видимых слизистых покровов (цвет, тургор, эластичность и т. п.), опорно-двигательного аппарата (форма лопаток и грудной клетки, спины, ног, стоп), степень жироотложения, выраженность вторичных половых признаков.

Соматические показатели включают длину туловища, ног, рук, рост сидя, ширину плеч и таза, окружность головы, плеча и т. д.

К физиометрическим показателям относятся: емкость легких (суммарный объем дыхательного, дополнительного и резервного воздуха), мышечная сила (сила сжатия кисти рук, становая сила, т. е. сила мышц стана).

Для определения уровня физического развития обязательны измерения роста и массы тела, окружности грудной клетки. Эти показатели принято называть тотальными размерами тела. Длина тела (рост стоя) — наиболее устойчивый показатель, который мало изменяется под влиянием внешних условий, даже болезней.

Масса тела, характеризующая суммарную массу тела, развитие костной системы, мышц и жировую клетчатку, значительно колеблются под влиянием внешних условий (питание, болезни и т. д.).

Окружность грудной клетки характеризует вместимость, массивность скелета, постановку ребер, развитие мышц спины и груди, жирового слоя. По размерам грудной клетки отчасти можно судить о развитии легких, сердца и крупных кровеносных сосудов.

Для изучения физического развития детей и подростков используются массовый (одномоментный) и индивидуальный методы.

Массовый метод позволяет определить средние типичные величины физического развития для каждой возрастной, половой и социальной групп. Он проводится каждые 5—10 лет, что позволяет определить за прошедшее время сдвиги в физическом развитии под влиянием меняющихся социально-гигиенических условий (лечебно-оздоровительные мероприятия, питание, режим занятий, отдыха, сон и т. п.). При индивидуальном методе исследования физического развития детей и подростков проводятся ежегодные, при необходимости поквартальные осмотры одних и тех же детей. Это дает возможность постоянно следить за развитием каждого ребенка и выявлять его особенности.

На физическое развитие оказывают влияние климатогеографические, антропогенные, генетические, социальные и ряд других факторов.

Общественный строй определяет условия воспитания и обучения подрастающего поколения. Влияние социальных условий в нашей стране на уровень развития детей и подростков подтверждается тем, что физическое развитие детей рабочих и служащих городов и сельской местности различных климатогеографических зон, разных национальностей не имеют больших отличий в показателях. В первую очередь этот факт можно объяснить непрерывным улучшением благосостояния советского народа, условий жизни населения, повышением материального и культурного уровня, проведением широких оздоровительных мероприятий, обеспечением квалифицированной медицинской помощи детскому населению.

Интересны данные изучения физического развития современных школьников городских и сельских школ Московской области, которые дают возможность сравнить их с показателями физического развития за 50—100 лет. Полученные впервые Ф. Ф. Эрисманом в 1880—1885 гг. данные физического развития рабочих-подростков и их сверстников — гимназистов г. Глухова показали у первых низкий уровень физического развития и отставание в половом созревании на 3—4 года. С 1927 г. по настоящее время изучение фи­зического развития учащихся г. Глухова проводится каждые 5—10 лет. Исследования показали, что за прошедший период у учащихся разница в длине тела составляет от 11 до 23 см, а массы тела — от 6,5 до 11,1 кг. Изучение физического развития учащихся сельских школ впервые проводилось в 1886 г. Н. Ф. Михайловым. Он отмечал плохие жилищные условия, в которых жили дети, скудное питание и тяжелый труд подростков. Эти дети и подростки отличались низким физическим развитием (низкорослость, узкогрудость, недостаточный вес). Коренные социальные преобразования на селе, высокое материальное благосостояние колхозников, хорошие бытовые условия, отмена тяжелого изнуряющего сельскохозяйственного труда для детей и подростков, питание, содержащее необходимые белки и витамины, привели к существенному повышению физического развития сельских школьников. За последнее десятилетие у школьников сельской местности средние показатели физического развития увеличились: длина тела на 20—25 см; масса —на 11—15 кг и окружность грудной клетки — на 11—14 см. Сократился период роста, в более ранние сроки наступает период полового созревания.

Все сказанное еще раз подтверждает влияние социальных условий на физическое развитие детей и подростков.

Физическое состояние человека

Организм человека развивается в течение всей его жизни, но наибольшее развитие происходит с детского до юношеского возраста. У каждого возраста существуют определенные особенности роста и развития, как отдельных органов, так и всего организма в целом.

Физическое состояние школьников

Для полноценной оценки поведения детей, подростков и юношей, для правильного подхода к их воспитанию, организации рационального режима образования и отдыха следует учитывать возрастные закономерности развития организма.

Мы не будем рассматривать дошкольный период жизни ребенка, не потому, что он менее значим, просто в данном случае нас интересует физическое состояние в возрасте от шести до 18 лет, т.е. в период обучения детей в школах, колледжах, лицеях, Вузах.

В подростковом возрасте происходит основной рост и формирование организма, перестройка работы всех органов и систем, особенно эндокринной и нервной системы, гипофиза, щитовидной и половых желез.

В детском возрасте на рост тела, органов и тканей оказывает влияние гормон роста, выделяемый гипофизом, а в подростковом возрасте основное влияние на рост оказывают половые гормоны и гормон щитовидной железы, также регулируемые гипофизом.

Если будет нарушена функция этих желез, то это повлияет на процессы формирования костной системы и рост всего организма, при этом наступает отсталость физического развития организма.

Критерий оценки физического состояния

Понятно, что важным критерием оценки физического состояния детского, подросткового и юношеского организма, его здоровья, правильность формирования, будет состояние физического развития.

На физическое состояние может оказывать влияние, как наследственность, болезни, инфекции, так и внешние социально гигиенические факторы (условия проживания, климат, режим питания, нагрузки, отдых и др.).

Чтобы правильно организовать режим жизни детей, необходимо знать закономерности их физического развития и физическое состояние в любой момент их жизни. Основные: внешние показатели физического развития: рост (длина тела), масса тела и окружность груди. Не менее важно знать состояние осанки, развитие мускулатуры, мышечный тонус, мышечную силу, жироотложение, жизненный объем легких и т.п.

Измерив, все антропологические и физиологические показатели, можно оценить физическое здоровье школьников с помощью теста Оценка физического состояния школьников из пакета Состояние на основе пяти морфологических и функциональных показателей:

  • индекса Кетле (уровень развития массы и роста);
  • индекса Робинсона (качество регуляции сердечно-сосудистой системы);
  • индекса Скибинского (функциональные возможности органов дыхания и кровообращения);
  • индекса Шаповаловой (уровень развития двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, а также функциональные возможности кардио-респираторной системы);
  • индекса Руфье (уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы).

С помощью этой методики можно получить результаты по каждому индексу и интегральную оценку уровня физического здоровья учащихся обоего пола в возрасте от шести до18 лет.

Оценка физического состояния взрослых

Из юности человек вступает в период активной жизни, у него много сил, он здоров, инициативен, работоспособен. Вот именно тогда и надо позаботится о том, чтобы сохранить и улучшить здоровье, продлить свое активное состояние, улучшить свою работоспособность, обеспечить себе долгую трудоспособную жизнь.

Казалось бы, понятно, если человек не болен, то он здоров, однако это не всегда так на самом деле, при отсутствии явных болезней, человек, может быть, имеет скрытые болезни, либо ослаблен физически, имеет отклонения в психическом состоянии, эмоционально напряжен, все эти факторы могут вызывать у человека внутренний дискомфорт.

Для улучшения психического и физического состояния человека, его работоспособности можно воспользоваться физическими, психотехническими упражнениями и точечным массажем из пакета Комфорт .

Медиками введено понятие практически здоровый человек , это значит: человек психически уравновешен, терпим в обществе (в семье), сохранил важнейшие физиологические функции: сон, аппетит, работоспособность, его реакции на жизненные события адекватны.

У каждого возраста свои физиологические особенности — реактивность нервной системы, приспособительные возможности, физиологические постоянные. Степень здоровья определяет возможности человека: справляется ли он с повседневными рядовыми нагрузками, есть ли у него еще резервы для выполнения жизненных требований.

Тест Оценка физического состояния взрослых из пакета Состояние позволяет определить индекс физического состояния практически здоровых мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет.

Эксклюзивный материал сайта www.effecton.ru — психологические тесты и коррекционные программы . Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Источники: http://www.detki-mama.ru/fizraz1-3, http://www.open-medicine.ru/info/20/1250/, http://www.effecton.ru/333.html





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения