Роль сказки в психологическом развитии ребенка





Новости Почемучки и полезные статьи от педагогов.

Как играть в ролевые игры?
Развитие детей с помощью ролевой игры. Несколько вариантов игры.

Развитие детей с помощью ролевой игры.
Что такое Ролевые игры и чем они полезны?

Стоит ли пользоваться прорезывателем: за и против?
Как правильно подобрать прорезыватель и можно ли обойтись без него?

Детям радостно учиться – мамам будет чем гордиться!
Какая знакомая картина – мы пытаемся научить ребенка правильно писать и стоим над ним, согнувшись, объясняя как должен располагаться каждый пальчик. Ребенок быстро устает, капризничает и у него получается медленно и плохо.

Радость творчества
Достаточно важную роль в развитии детей играют поделки из папье-маше. Но многие родители просто не знают, как заниматься с папье-маше и как заинтересовать ребенка?

С днем знаний!
Поздравляем с 1 сентября!

Первый раз – в первый класс!
Впереди школьная пора. Особо волнительное время для будущих первоклашек и их родителей. Нужно позаботиться о том, что купить ребенку к школе и не только.

Новое слово в развитии – световой стол
В настоящее время педагоги детских садов стали активно использовать в своей работе обучающие игры с песком и рисование песком на специальных световых столах. Вы можете использовать песочный стол для обучения ребенка самостоятельно.

Топ – 10 полезных занятий на последние деньки лета от «Почемучки»
Полным ходом идет последний месяц каникул. Нужно успеть все: отдохнуть, побыть с семьей, подготовиться к школе. Почемучка предлагает вашему вниманию ТОП 10 интересных занятий, а, главное, полезных для вас и ваших детей.

Конструирование - новые тенденции в классике
Традиционно конструкторы считаются прекрасной развивающей игрой. Они имеют множество развивающих функций.

Как объяснить ребенку, что за праздник День России.
12 июня в Российской Федерации отмечается один из самых молодых государственных праздников нашей страны - День России.

Как играть в ролевые игры?
Развитие детей с помощью ролевой игры. Несколько вариантов игры.

Развитие детей с помощью ролевой игры.
Что такое Ролевые игры и чем они полезны?

Стоит ли пользоваться прорезывателем: за и против?
Как правильно подобрать прорезыватель и можно ли обойтись без него?

Детям радостно учиться – мамам будет чем гордиться!
Какая знакомая картина – мы пытаемся научить ребенка правильно писать и стоим над ним, согнувшись, объясняя как должен располагаться каждый пальчик. Ребенок быстро устает, капризничает и у него получается медленно и плохо.

Мои пкупки

Роль сказки в жизни дошкольника

«Сказка - ложь, да в ней намёк. »

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

- красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

- картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Известный зоолог, доктор биологических наук А.Г.Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

1. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. - «Линка-пресс», 2002.-200с.

2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.

3. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М. Прометей; Книголюб, 2003.-104с.

4. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.

5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. – М. АРКТИ, 2003.-72с.

Роль сказки в воспитании детей

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни чада и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Нравственный аспект

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сказочный сюжет помогают понять причины поступки и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека. Именно поэтому значение сказки в воспитании детей так велико.

Сказа формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Тот искренний, жгучий интерес, который вызывает сказочное произведение у ребенка, объясняет развивающее значение сказки. Сказочное произведение развивает важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования сказочного материала позволяют ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что она позволяет ребенку видеть мир в его целостности. Проживая сказочный сюжет, он учиться сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей, мир красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же сказочную историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Психологи рекомендуют использовать сказку для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии. которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Малыш будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это – бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет малышу применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать плохое от хорошего, развивают фантазию и интеллект.

Какие сказки Вы предпочитаете читать своим детям?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Источники: http://www.pochemuchka74.ru/news/articles.php%3FELEMENT_ID%3D64411, http://dohcolonoc.ru/stati/6299-rol-skazki-v-zhizni-doshkolnika.html, http://rearchildren.ru/stati/rol-skazki-v-vospitanii-detej/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением