Роль логоритмики в развитие детей дошкольного возраста





Логоритмика

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, сочетанные с нарушениями двигательной сферы.

Для профилактики нарушений речи в раннем возрасте предлагаются логоритмические занятия детям с 2,5 – 5 лет. Также эти занятия эффективны и в более старшем возрасте. В основу занятий логоритмики положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза: ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве .

Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегрированной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнений и играх.

В современной логопедии принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми проблемами является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст – период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится логопедическая работа в дошкольном возрасте, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Логопедическая ритмика – одно из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми проблемами. Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом.

В Логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения).

В каждое логоритмическое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.

Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Основная цель Логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы (мелкой и крупной моторике).

Коррекционные задачи логоритмики:

- преодоление основного речевого нарушения;

- развитие функций контроля и само регуляции;

- развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Образовательные задачи логоритмики:

- формирование двигательных навыков и умений;

- знакомство с разнообразием движений;

- знакомство с пространственной организации тела;

- знакомство с некоторыми музыкальными понятиями.

Воспитательные задачи логоритмики:

- воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений;

- воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи.

Структура занятий логоритмики:

- движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

- песня, сопровождаемая жестами;

- массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;

- подвижная или коммуникативная игра;

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и зрительной памяти;

- совершенствование общей и мелкой моторики;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Чтобы записаться на занятия по логоритмике, нужно просто позвонить. На улице Новаторов Логоритмика для детей проходит только в нашем центре раннего развития.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5

В 2014-2015 учебном году каждый из педагогов реализовывал индивидуальный план работы по самообразованию в рамках своей темы. В данный план входили мероприятия с детьми (открытые показы, мастер-классы), педагогами, родителями, а также работа по совершенствованию развивающей ППС. Педагоги делились опытом работы как непосредственно в ДОУ, так и на районных мероприятиях. Некоторые педагоги в течение учебного года продолжали работу по выбранной (заявленной) в прошлом году теме, другие завершили работу над своей темой, в форме презентации отчитались перед коллегами по творческой группе (Голубева С.И. Смирнова Ю.А.) и начали работу по новой теме по самообразованию.

Темы по самообразованию: Дмитриева Ю.А. воспитатель, Использование элементов логоритмики как средства развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста , Киселева Л.С. воспитатель, Использование массажа и самомассажа как средства оздоровления детей среднего дошкольного возраста , Чумакова Н.В. воспитатель, Использование дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников , Смирнова Ю.А. воспитатель, Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе , Голубева С.И. воспитатель, Стимулирование речи детей раннего возраста посредством игровой деятельности , Груздева Н.П. воспитатель, Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста , Мошкова Л.В. воспитатель, Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста , Шабалкина Е.В. воспитатель, Развитие личностных качеств ребенка через совместную деятельность взрослых и детей , Киселева А.А. учитель-логопед Использование мнемотехники и элементов ТРИЗ как средство развития речи и психических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста , Шашкова А.П. музыкальный руководитель Ознакомление с методикой работы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста (программа Ладушки И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева).

Так, на базе ДОУ в рамках реализации плана по самообразованию было проведено шесть мероприятия районного масштаба:

- показ НОД с последующим самоанализом и обсуждением в группе под руководством руководителя группы. Открытый показ для педагогов района осуществляли воспитатели Мошкова Л.В. В гости к лесным жителям , Груздева Н.П. Игрушки в гостях у ребят (творческая группа по познавательному развитию). Шабалкина Е.В. День семьи совместный с родителями досуг (группа по социально-коммуникативному развитию), Киселева Л.С. Научим Незнайку гимнастике (группа по физическому развитию), Киселева А.А. Гадкий утенок (группа по речевому развитию);

- консультации и семинары-практикумы районного масштаба для педагогов: Дмитриева Ю.А. консультация Использование элементов логоритмики как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста .

Внутри ДОУ в рамках реализации плана по самообразованию были проведены следующие мероприятия для педагогов:

Ширяева И.М. консультация Значение малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста ;

Киселева А.А. семинар-практикум Использование элементов технологии ТРИЗ как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста , НОД В гостях у Хранителя сказок ;

Чумакова Н.В. консультация Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность ;

Мошкова Л.В. консультация Роль дидактической игры в формировании сенсорного развития детей раннего возраста ;

Шабалкина Е.В. консультация Развитие личностных качеств ребенка ;

Дмитриева Ю.А. консультация Использование элементов логоритмики на занятиях по физкультуре ;

Киселева Л.С. консультация Массаж пальцев ног и стопы ;

Смирнова Ю.А. семинар-практикум Организация детского экспериментирования ;

- консультации и семинары-практикумы для родителей:

Груздева Н.П. семинар-практикум Как развивать сенсорные способности у детей младшего дошкольного возраста ;

Голубева С.И. семинары-практикумы для родителей Проектная деятельность в ДОУ , Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность ;

Мошкова Л.В. консультация Играем вместе с детьми ;

Шабалкина Е.В. консультация Общение – это важно ;

Киселева Л.С. консультация Массаж стоп ;

Киселева А.А. НОД Экскурсия в музей сказок , Буратино идет в школу .

В 2013-2014 учебном году каждым педагогом ДОУ реализовался план по самообразованию, разный по временному отрезку, куда входили мероприятия разного уровня (внутри ДОУ, районного) с детьми, педагогами, родителями.

Показ образовательной деятельности для педагогов района осуществляли воспитатели Голубева С.И. Веселые фигуры , Груздева Н.П. Строим дом для кошки и собачки Александрова Е.А. В гости к волшебной яблоньке (творческая группа по познавательному развитию).

Консультацию районного масштаба для педагогов Использование дидактической игры в формировании элементарных математических представлений с представлением картотеки и презентацией дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста провела воспитатель Чумакова Н.В.

Внутри ДОУ провели консультации для педагогов: инструктор по физкультуре Дмитриева Ю.А. Использование элементов логоритмики как средства развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста , воспитатель Груздева Н.П. Дидактическая игра в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста , воспитатель Голубева С.И. Дидактическая игра как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста , воспитатель Смирнова Ю.А. Дидактические игры для развития элементарных математических представлений у старших дошкольников .

Мероприятия для родителей в рамках темы по самообразованию провели:

Голубева С.И. воспитатель (подготовительная группа) – Школа заботливых родителей Как помочь ребенку стать внимательным , Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания ;

Мошкова Л.В. воспитатель (2-я группа раннего возраста) – Школа заботливых родителей Какие игрушки нужны детям , Играем вместе с ребенком ;

Груздева Н.П. воспитатель (1-я младшая группа) – Школа заботливых родителей Игры и игрушки наших детей , Роль дидактической игры в развитии сенсорных способностей малышей ;

Александрова Е.А. воспитатель (2-я младшая группа) – Школа заботливых родителей Дидактические игры по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет ;

Киселева Л.С. воспитатель (средняя группа) – Школа заботливых родителей Точечный массаж и его значение , Детский массаж и оздоровительная гимнастика ;

Шабалкина Е.В. воспитатель (старшая группа) – Школа заботливых родителей Тренинг семейных отношений ;

Чумакова Н.В. воспитатель (старшая группа) – консультация Роль дидактической игры в математическом развитии детей .

МДОУ детский сад №5, 2011 #150; 2016

Главная \ Дошкольное образование \ Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольников

Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольников

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированностью произвольных движений. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящего из комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. Между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики существует большая взаимосвязь.

Одной из важнейших характеристик речи является её темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. А для развития речевого ритма используют логоритмическую ритмику

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Какова основная цель логоритмики?

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.

  • К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
  • В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела.
  • К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, преодалению различных нарушений речи.

Логопедическая ритмика включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастани ем трудности ритмических занятий и речевых нагрузок. Основой занятий является медленный темп. Обычно прово дятся вводные упражнения; затем дыхательные, голосовые; упражнения, регулирующие мышечный тонус, улучшаю щие двигательную координацию и моторную память; акти визирующие внимание; воспитывающие чувство ритма; счетные упражнения в замедленном темпе; речевые зада ния на координацию слова с движением и музыкой; специ альные распевания, мелодекламацию и пение с целью улуч шения ритмичности дыхания, выработки плавного речевого выдоха и речи в целом; слушание музыки; сюжетные дра матизации с характерными, бальными танцами, хоровода ми; музыкальную самостоятельную деятельность; игровую деятельность; заключительные упражнения.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

  1. Е.С. Анищенкова Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников ; М. Астрель. 2006г.
  2. М.Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6лет ; М. Творческий Центр СФЕРА , 2005г.
  3. А.Е. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет (методическое пособие); М. Творческий Центр СФЕРА , 2006 г.
  4. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М. Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  5. ttp://festival.1september.ru/articles/591204/

Автор материала: Давыдова Елена Юрьевна

Следующая статья#8594;Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Фрукты. Родительный падеж существительных множественного числа»Предыдущая статья#8592;Конспект комплексного занятия в средней группе тема «В гостях у Бабушки – Забавушки»

Статьи по Теме:

Источники: http://rl-center.ru/service/logoritmika/, http://ds5-lub.edu.yar.ru/samoobrazovanie.html%3Fwith_template%3Dblind, http://www.prodlenka.org/doshkolnoe-obrazovanie/3018-rol-logopedicheskoj-ritmiki-dlja-razvitija-re.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением