Развивающие занятия детьми младшего школьного возраста





Конспект развивающего занятия для младших школьников

Конспект развивающего занятия на развитие креативности в младшем школьном возрасте Путешествие в Вообразилию

Автор: Чикунова Светлана Анатольевна, педагог-психолог 1 квалификационной категории МОШИ Лицей-интернат г. Балашова Саратовской области

Развивающее занятие Путешествие в Вообразилию может проводиться с детьми младшего школьного возраста в возрасте от 8 до 10 лет (2 – 4 классы). Занятие направлено на развитие навыков общения, способствует высвобождению творческой фантазии, воображения, формирует позитивное самовосприятие. Занятие проходит очень динамично, весело, позитивно. Занятие будет полезно педагогам-психологам, а также классным руководителям, воспитателям, сотрудникам различных центров работающими с детьми младшего школьного возраста.

Путешествие в Вообразилию . Сценарий

1. Раскрыть творческий потенциал детей, активизировать развитие креативности.

2. Предоставить обучающимся психологические средства, обеспечивающие их личностное самовыражение.

3. Предоставить обучающимся возможность осознания креативности в себе и ее развитие.

Методы. Социально-психологический тренинг, проблемная ситуация, психодиагностика, игра.

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут ( ). На наших занятиях, как и на любых других, вы узнаете что-то новое, и это новое будет знание о себе, о нас с вами. Мне бы очень хотелось, чтобы на наших занятиях вы были дружны, активны, проявили всю свою фантазию и изобретательность. Нам сегодня предстоит необычное путешествие в страну под названием Вообразилия ! Мы познакомимся с ее жителями, нарисуем карту нашего Путешествия, изучим особенности языка и традицией жителей Вообразилии . Но для начала я хочу познакомиться с вами.

Упражнение 1. Знакомство .

Цель. знакомство с членами группы; создание креативной среды; развитие изобретательности, гибкости мышления.

Участники группы сидят по кругу.

Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя .

Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности.

Время выполнения. 10 мин.

Упражнение 2. Карта путешествия

Цель: осознание участниками своего опыта, сосредоточение на проблематике, психодиагностика творческого мышления.

Каждый участник рисует свою карту, выполняя при этом диагностику креативности с помощью теста творческого мышления Торренса.

Когда ребята закончат все показывают свои рисунки, рассказывая, что на них изображено и как они планируют с помощью данной карты попасть в волшебную страну Вообразилию. Ведущий комментирует повторяющиеся и особо интересные фрагменты, подводит итог.

Участники дают обратную связь, отмечая, что им больше всего понравилось при выполнении данного задания.

Время выполнения: 15 мин.

Упражнение 3. Перевоплощение .

Цель: развитие экспрессивности, выразительности поведения, снятие эмоционального напряжения.

Проведение: Итак, мы с вами оказались в волшебной стране Вообразилии , здесь все иначе, не так как у нас. И чтобы понять язык их язык нужно быть очень внимательными и наблюдательными. Сейчас каждый из нас, молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное или растение. После того, как все сделают это, будем по очереди, ничего не говоря, не издавая никаких звуков, изображать выбранное животное. Один показывает, все остальные высказывают предположение, что загадал выполняющий. При этом не будем повторяться: если выбранное вами животное или растение кто-то уже изобразил, замените его на другое .

Обсуждение. Подводятся итоги, обсуждается, насколько легко было угадывать изображаемое, как чувствовали показывающие, что понравилось больше – изображать или угадывать загадываемое.

Время выполнения. 15 мин.

Упражнение 4. Там-там-там .

Цель: создание проблемной, неопределенной среды; развитие воображения, изобретательности, наблюдательности, осознание того, что такое креативность.

Проведение. Мы продолжаем знакомство с особенностями жизни и языка жителей страны Вообразилии Сейчас кто-то из нас, по желанию, задумав какой-либо признак, которым обладают некоторые из нас и не обладают остальные, выйдет в круг и будет подходить по очереди к каждому. Каждый из нас задаст ему только один вопрос: Я с там-там-тамом? , и он ответит Да или Нет в зависимости от того, есть ли задуманный признак у этого человека или отсутствует. Признаки должны быть конкретными, известными всем нам.

Наша задача – понять, какой там-там-там задуман. После того, как ведущий подойдет к каждому и ответит на заданный вопрос, мы сможем высказать наши предположения.

В процессе поиска там-там-там обращайте внимание на возникающие у вас состояния и постарайтесь уловить момент появления ответа .

Обсуждение: Необходимо задать вопрос: Как возник ответ? участнику группы, нашедшему ответ. Тем, кто занимался поиском ответа: Какие чувства, состояния у вас возникали, как они изменялись во время поиска ответа?

При подведении итога необходимо подвести участников к осознанию того, что для того, чтобы найти ответ, надо собрать полную информацию, проявить наблюдательность, просмотреть все возможные варианты. Можно предложить участникам осознать те тактики, которыми они пользовались при отгадывании.

Время выполнения. 15 мин.

Ведущий просит участников подвести итог занятия, отмечая, что узнали нового, что понравилось, а что нет. Предоставляем участникам выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе занятия.

Упражнение 5. Руки друга .

Цель. психологическое завершение групповой работы.

Проведение. Сейчас все встанем, и будем свободно передвигаться по комнате. Вашим рукам надо найти руки друзей и взяться за них. Необходимо, чтобы это были руки разных участников группы и не рядом стоящих . Когда у всех участников свободных рук не осталось, им предлагается открыть глаза и попрощаться.

(На фото представлено проведения занятия)

Литература

1. Психогимнастика в тренинге/ ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб, 1999 [1] Липунова, О.

2. Сценарий тренинга//Школьная психология, 2003. - №14 (апр.).

Развивающие игры как средство коррекции речи у детей младшего школьного возраста, обучающихся в специальных коррекционных классах

- кинестетического восприятия, двигательной сферы тонких движений (мелкой моторики рук, артикуляционной моторики);

- интегративных функций (координации в системах «глаз -рука», «ухо — рука», «ухо — глаз — рука»);

- языкового анализа и синтеза (на уровне текста, предложения, слова).

3. Формирование базовых представлений и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы:

- отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволят ребенку осознанно воспринимать учебный материал;

- графических умений и др.

Учитывая специфические особенности детей, коррекционная работа осуществляется при целенаправленном воздействии с применением специальных логопедических технологий и в условиях ежедневной совместной деятельности, и ее стимулировании у ребенка путем мотивированного общения ежедневно в разных ситуациях.

Так как в течение дошкольного детства основным содержанием деятельности ребенка-дошкольника выступает собственно игровая деятельность, то и в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками целенаправленное использование игры с целью развития речи, памяти, познавательного интереса, операций логического мышления, является одним из основных методов [7, с. 28]. Игра рассматривается как умственная деятельность, в рамках которой развиваются все виды способностей, расширяется и обогащается круг представлений об окружающей действительности, в совместной деятельности ребенок сближается с другими детьми, именно в такой деятельности развивается мышление школьника. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, Д. Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод о том, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных [7, с. 18].

В основу построения комплекса коррекционно-развивающих игр легли положения общей, возрастной и педагогической психологии, прежде всего идеи Л. С. Выготского (о культурно-историческом принципе развития психики), А. Н. Леонтьева (о деятельностном подходе в формировании возрастных новообразований), Д. Б. Эльконина (о специфике учебной и игровой деятельности), П. Я. Гальперина (о планомерном формировании умственных действий и понятий) [5, с. 12].

Специфика детей требует определенной комплементарности основных механизмов психического развития. Принцип ведущей деятельности реализуется через организацию игровых форм, дополняемых элементами учебной деятельности. Такое построение игровой деятельности направлено как на доформирование «прежних» новообразований, так и на формирование «будущих» новообразований, то есть одновременно на формирование новообразований и дошкольного, и младшего школьного возраста.

Игровая деятельность строится взрослым в соответствии с ее структурой. Логопед готовит ребенка к принятию игровой, условной ситуации: актуализирует и вводит игровые мотивы, помогает принять игровую задачу, выполнить необходимые ролевые действия.

Для придания целостности игровой ситуации, представленности в ней элементов учебной деятельности, игра дополняется специальной процедурой — рефлексивной оценкой ребенка себя как субъекта деятельности: в игру вводится так называемая «шкала роста», на которой ребенок отмечает свое продвижение в присвоении игрового опыта, меру освоения игровых действий, то есть с помощью условного знака фиксирует тот этап, где он находится в каждый момент игры. Этот прием выступает средством формирования у ребенка новой мотивации, связанной со становлением его как субъекта учебно-игровой деятельности.

Реализация этого принципа предполагает организацию совместно распределенной деятельности взрослого и ребенка, в которой взрослый выступает, прежде всего, в качестве носителя образца действия. Помощь его на начальном этапе максимальна. Постепенно вмешательство взрослого снижается, и каждый очередной шаг в деятельности передается ребенку на уровень самостоятельного исполнения.

Направленность коррекционно-развивающих игр:

1. Произвольность поведения:

- умение действовать по правилу;

- овладение контрольно-оценочными действиями;

- овладение планирующей функцией речи

2. Пространственная ориентировка:

- пространственные умения: определение пространственных признаков объекта, направления действия;

- пространственные представления, внутренний план действия;

- наглядное моделирование пространственных отношений;

- владение пространственной лексикой

3. Познавательные способности:

- развитие знаково-символического замещения (умение кодировать и декодировать информацию, владение схематическим и знаковым письмом);

- владение перцептивными эталонами и действиями;

- владение мнемическими действиями.

4. Позиция ребенка как субъекта присвоения нового опыта (формирование внутренней позиции школьника).

5. Воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений:

- развитие речи с опорой на онтогенез;

- развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие связной речи;

- связь речи с другими сторонами психического развития.

Анализ данных повторной диагностики показывает, что, как правило, дети, первоначально вошедшие в группу с низким уровнем сформированности таких показателей, как произвольность действий и пространственная ориентировка, после коррекционных занятий обнаруживают наличие положительной динамики.

Наблюдение во время учебной деятельности, беседы с учителями подтверждают определенные изменения: значительно повышается качество устной и письменной речи, появляется школьная компетентность — формируется (или усиливается) внутренняя позиция школьника, меняется отношение к школе за счет понимания смысла и значения учения, ребенок вступает в учебный диалог с учителем, ему нравится выполнять учебные задания, повышается общая успешность в обучении за счет умения действовать в умственном плане, владения знаково-символическими обозначениями. Кроме того, в результате применения игр у детей снижается общая школьная тревожность — они становятся более спокойными, уверенными.

1. Елецкая О. В. Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. — М. 2005.

2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М. 2001.

3. Козырева Л. М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. — Ярославль. 2006.

4. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. — М. 2008.

5. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. — СПб. 2001.

6. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М. 1997.

7. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. — М. 2004.

8. Андрущенко Т. Ю. Карабекова Н. В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Уч.-метод, пособие для школьных психологов. — Волгоград: Перемена, 1993. — 60с.

Программа коррекционных занятий по развитию познавательной сферы у младших школьников


Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики. Специальные исследования показывают, что недостаток работы педагогов с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе начального обучения нередко тормозят или замедляют процесс развития познавательной сферы у детей. У многих детей к концу младшего школьного возраста недостаточно сформирована познавательная сфера, поэтому от учителей среднего звена часто поступают жалобы, что дети плохо усваивают учебный материал, что у них низко развиты устойчивость и произвольность внимания, память, восприятие, низкий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации).

Исходя из этого, перед психологами и учителями, работающими с учениками младших классов, встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей. Поэтому в начальной школе в ходе занятий необходимо специально направлять активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения, так как они являются фундаментом учебной деятельности и залогом ее успешности. Также нужно помнить, что в реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему, поэтому коррекционно-развивающие программы для детей, имеющих различные недостатки познавательных процессов, должны быть комплексными.

В основе прилагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадывается сам, его собственные открытия остаются в его памяти навсегда. Введение игровых моментов в процесс обучения приносят радость и внушают младшим школьникам уверенность в своих силах.

Цель: способствовать формированию познавательной активности младших школьников.

1. Проследить уровень развития познавательной деятельности.

2. Провести коррекцию познавательной сферы.

Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости.

Коррекционно-развивающие занятия познавательной сферы младших школьников рассчитаны на 10 часов.

Количество занятий: 10

Количество участников: 5 - 6 человек

Возраст участников: 7 -10 лет

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Продолжительность занятий: 1 час

Коррекционно – развивающие игры и упражнения:

  • Игра «Лишнее слово»
  • Упражнение «Способы для определения погоды»
  • Игра «Окончи сказку»
  • Игра «Назови три слова»
  • Игра «Что это обозначает?»
  • Игра «Четыре стихии»
  • Игра «Добрые слова»
  • Упражнение «Запоминаем рисуя»
  • Игра «Числа»
  • Игра «Пары слов»
  • Игра «Слушай и исполняй»

И другие игры и упражнения для развития памяти, внимания, восприятия, ощущения, мышления и речи.

Источники: http://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole/konspekt-razvivayuschego-zanjatija-dlja-mladshih-shkolnikov.html, http://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6873/, http://center-psi.ru/programma-korrektsionnyih-zanyatiy-po-razvitiyu-poznavatelnoy-sferyi-u-mladshih-shkolnikov






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением