Игры на развитие творческого мышления детей 5, 6, 7 лет
Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста
Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество — процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды . (Из книги Тома Вуджека Тренировка ума )
Полезная книга для родителей
Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка . Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.
Игры на развитие творческого мышления дошкольников
Что будет, если. Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:
человек перестанет есть?
не выключить кипящий чайник?
оставить холодильник открытым?
носить тесную обувь?
не чистить зубы?
забить мяч в окно?
съесть десять порций мороженого сразу?
дразнить соседскую собаку?
посадить цветы в песке?
человек научится летать?
Образы . Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?
Новый человек . Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок перекроит тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он забывает нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.
Непослушный карандаш . Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10— 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).
Новая поза . Каждая клеточка тела ребенка излучает творческую энергию. Расскажите ему, что наши глаза, лицо (мимика), руки, движения (жесты) способны многое рассказать о нашем настроении, характере и даже воспитании. Придумайте вместе как можно больше новых гримас и положений тела.
Какого вкуса небо? Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в аутсайдерах . Это упражнение помогает реанимировать все те чувства, которые притупляются. Спросите: Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?
Самый известный пример о творческом применении предмета — это история с кирпичом.
Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?
Похожие статьи:
Главная Библиотека Ваш малыш Развитие Развитие воображения у детей. Игры для развития творческого мышления.
Развитие воображения у детей. Игры для развития творческого мышления.
Развитие воображения у детей - очень важная задача родителей. Не секрет, что люди с развитым воображением, богатым внутренним миром - интересные собеседники, всеобщие любимцы. Конечно, многое закладывается в нас Матушкой-Природой, но для человека нет ничего невозможного. Детская фантазия, порой, поражает, но став взрослыми, мы часто теряем эту способность. Воображение можно и нужно развивать! И чем раньше начать над этим работать, тем лучше. Наиболее интенсивно работает и поддается совершенствованию воображение в возрасте от 5 до 15 лет. Позже, происходит снижение возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и открытиям.
Воображение – это уникальная способность мозга создавать мысленные образы, идеи, представления, основываясь на предыдущем опыте.
Пассивное воображение – не требующее каких–либо усилий со стороны человека, это бессознательное воображение. Во сне у нас возникают яркие, порой фантастические образы – это проявляется пассивное воображение.
Активное воображение – это воображение, требующее сознательных волевых усилий. Различают воссоздающее и творческое активное воображение.
Воссоздающее воображение основывается на воссоздании образов предметов по описанию устному или текстовому. Даже те объекты, которые человек никогда не видел, он может себе представить и сложить образ этого предмета, явления, внешности человека и т.п. Поэтому, чтение книг имеет немаловажное влияние на развитие воображения у детей.
Творческое воображение предполагает создание новых образов, явлений, объектов, не имеющих аналогов.
В 5 лет некоторые дети уже могут читать, деятельность приобретает осознанный характер. Малыши представляют себя героями сказок, примеряют на себя различные профессии. Воображение начинает формироваться раньше, чем мышление, и, если его стимулировать, то оно перетекает в интеллектуальное развитие.
Чтобы дать почву для развития воображения у ребенка, учтите следующие моменты:
Ребенок фантазирует, основываясь на имеющемся опыте: все, что он видел, слышал, пробовал на зуб, является мыслительным
фундаментом. Чем больше ребенок получает впечатлений, эмоций, знаний, тем богаче будет его воображение. Путешествия, чтение, походы в зоопарк, музей, цирк, дают почву для фантазий ребенка.
Знакомьте ребенка с хорошей литературой, где автор уделяет внимание не только сюжету, но и художественным образам: описанию людей, пейзажей, быта, использует много прилагательных.
Игры для развития творческого мышления.
1. Отлично развивает воображение придумывание окончания сказки. Начните рассказывать ребенку сказку и остановитесь на интересном месте. Например: Жил-был в Тихом лесу маленький непослушный ежик. Мама с папой запрещали ежику одному ходить в лес. Но однажды, когда они заснули, ежик тихонько выбрался из норки и побежал в лес. Там было темно и страшно, но он не останавливался. И тут он увидел такое, что тут же пожалел, что не послушал родителей . Что же случилось с ежиком? Придумайте несколько вариантов концовки.
2. Можно использовать хорошо известные малышу сказки и придумывать разные варианты их окончания. Чем могла кончиться сказка Курочка Ряба , если бы мышка аккуратно пробежала мимо и не смахнула бы золотое яичко? Что бы дед с бабой с ним сделали? Или оттуда вылупился бы золотой цыпленок?
3. Смастерите Книгу Мечты вашего малыша. Возьмите альбом, различные открытки, журналы, которые не жалко порезать, фломастеры, наклейки и т.п. Пусть ребенок создаст собственную волшебную страну. Можно наклеить домик, рядом с ним фигурку ребенка, вырезанную из фотографии, животных, которые там будут жить (Можно и фантастических, ведь это мечта!). Разрисуйте, обклейте наклейками, чтобы было весело, красочно. Идей у малыша должно быть много: кем я хочу стать, как я буду выглядеть с разными прическами, какие страны я хочу увидеть
4. Придумывайте и рисуйте разных несуществующих зверушек. Например, Зайцехрюк – туловище и ноги поросенка, а хвостик и ушки зайца, и пятачок, или Кисокряк – на сколько хватит фантазии. А потом можно сочинить с этими персонажами увлекательную историю.
5. Очень важно для развития воображения, привить ребенку любовь к чтению. Читая, малыш представляет себе содержание книги, мысленно воссоздавая образы. Желательно, чтобы книга, которую ребенок читает, не была экранизирована. В противном случае, ребенок представляет увиденное в мультфильме или фильме, при этом снижается интерес, интрига концовки, ребенок не фантазирует.
6. Поиграйте в рифмы. Один называет слово, другой придумывает к нему рифму. Карта – парта, мышка – фишка, ножка – ложка. Сначала ребенку будет сложновато, но с практикой будет получаться все лучше и лучше.
7. Теперь можно перейти на следующий этап – стихосложение. Для начала малышу можно предложить заготовки – рифмы, которые нужно сложить в стишок. Сколько же у крохи будет гордости, когда он сам сочинит свое первое стихотворение.
8. Сочините рассказ по цепочке . Каждый участник по очереди придумывает предложение, логически вытекающее из предыдущего. Получается очень интересная и веселая история.
9. Гуляя на улице, обратите внимание на облака. Часто облака напоминают животных или какие-нибудь предметы, пофантазируйте вместе.
Развитие воображения у детей. Игры для развития творческого мышления.
Любое использование содержания сайта kemdetki.ru возможно только с предварительного письменного согласия администрации сайта. За содержание рекламных материалов ответственность несут рекламодатели. Администрация сайта не осуществляет проверку достоверности мнений посетителей, оставленных в сообщениях на форуме и в комментариях, и ответственности за опубликованную посетителями информацию не несет.
Игры на развитие творческого мышления детей
Интересные развивающие игры для детей от 5 до 6 лет.
Двойник
Инвентарь: большой кусок бумаги (остаток обоев, склеенные листы ватмана), кусок картона, карандаши, фломастеры, краски.
Предложите ребенку изготовить его двойника. Для этого постелите на полу большой лист бумаги. Пусть ребенок ляжет на него спиной.
Обведите его контур карандашом.
Осторожно вырежьте по линии ножницами и приклейте к более прочному материалу, например, к картону.
Пусть сам ребенок раскрасит своего двойника так, как захочет. Конечно, вы можете дать ему дельный совет: какую краску выбрать, где приклеить куски из цветной бумаги или материала, где сделать разрез для кармана, куда можно положить настоящий носовой платок, и т. д.
Любимый альбом
Инвентарь: вырезки из газет и журналов, листы бумаги или альбом, клей, ножницы, возможно, карандаши и краски.
У каждого ребенка есть свои предпочтения — кто-то любит кукол, кто-то — машинки или мягкие игрушки.
Заметив его увлечение, помогите ему вырезать из журналов, газет и других иллюстрированных материалов все то, что он любит. Затем наклейте эти картинки на альбомные листы. Лучше скреплять листы на шнуровке, чтобы была возможность добавлять странички.
Предложите ребенку самому оформить обложку. Можно написать: Любимые машины , Мои любимые животные , Альбом мод , Все про собак и т. д.
Напишите дату начала создания альбома.
Зоопарк
Количество играющих: 2-6 человек.
Дети выбирают себе роль животного.
Каждый зверь садится в свою клетку — в обруч, на стул, в нарисованный круг.
Дети, не получившие ролей, встают за взрослым, садятся в поезд и едут на прогулку в зоопарк .
Прогуливаясь по зоопарку , взрослый подходит к клетке , спрашивает: Какой зверь проживает в этой клетке? . Звери должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты — отгадать зверей.
Встреча животных
Количество играющих: 1 — 6 человек.
Попросите каждого ребенка вспомнить свое любимое животное.
Затем предложите, чтобы ребенок представился своим друзьям этим животным.
Например, если Васе нравятся медведи, он может сказать: Здравствуйте, меня зовут Вася-медведь, и вот как я приветствую вас , — а после этого издать медвежий звук , то есть зарычать.
Новая скатерть
Инвентарь: дешевая полиэтиленовая скатерть, старая одноцветная простыня или лист бумаги, чтобы накрыть стол, карандаши, краски, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.
Накройте стол большим листом бумаги (можно склеить скотчем альбомные листы).
Теперь дети могут приступить к созданию нового изделия. Можно нарисовать орнамент, цветы, ягоды, животных — все, что захочется.
Другой вариант — нарисовать людей, которые сидят за столом. Пусть каждый член вашей семьи будет нарисован именно там, где он обычно сидит, можно подписать имена.
Быть может, ребенок захочет изобразить своих любимых героев, и вы будете обедать с Винни-Пухом и Чебурашкой. Так что скучать вам не придется.
Волшебные кляксы
Инвентарь: бумага, краски или тушь.
Предложите детям сделать кляксы. Для этого на половину бумажного листа наносится маленькая лужица цветной туши или краски.
Лист складывают пополам и проглаживают ладонью, чтобы получилось симметричное пятно. При желании изображение можно дорисовать.
Попросите детей внимательно рассмотреть кляксы и описать, на что они похожи.
Колечко
Количество играющих: 3 — 6 человек.
Инвентарь: колечко, монетка, любая мелкая игрушка.
Дети сидят или стоят. Они складывают ладони вместе перед собой.
Ведущий, у которого между ладонями находится кольцо, подходит к каждому ребенку, слегка раскрывает ладони и одному из них незаметно вкладывает кольцо.
Затем ведущий говорит: Колечко, колечко, выйди на крылечко . Ребенок с кольцом выходит из ряда. Теперь он — ведущий.
Ведущий должен рассказать стихотворение или показать сценку, как-то творчески проявить себя.
Лучики и узоры
Количество играющих: 1—6 человек.
Инвентарь: спички (лучинки) длиной 10-15 см.
Для игры детям, сидящим за столом, даются по 30-40 лучинок, окрашенных в три-четыре цвета.
Взрослый показывает, какие узоры можно выложить из лучинок (лестницу, ворота, домик, солнце в виде лучиков, выходящих из одной точки, и т. д.). Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по этим образцам. Затем им предлагают самим придумать, что можно выложить из лучинок.
После того как дети научаться выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляют лучинки других размеров (длиной 5-20 см). Взрослый предлагает детям выкладывать несложные сюжеты (дом с забором и деревом и т. д.).
Кулак — ладонь
Игра развивает мелкую моторику. Можно использовать как разминку-переменку между занятиями.
Дети сидят или стоят. Руки держат перед собой.
Все должны сжать левую кисть в кулак, пальцами вверх. Согнутые пальцы правой руки упираются в кулак левой.
Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки выпрямляются и упираются в кулак правой.
Движения, вначале медленные, должны стать быстрыми и точными. Приговаривать: Кулак — ладонь, кулак — ладонь .
Мы - зверюшки
Попросите детей имитировать движения разных животных, например, прыгать как зайчики, ходить, переваливаясь, как медведи, ходить на корточках как уточки, и т. д.
Копируй мимику
Рассадите детей по кругу.
Выберите ребенка, с которого начнете игру. Этот ребенок изображает на лице какую-то гримасу и поворачивается к рядом сидящему ребенку. Следующий ребенок делает такое же лицо, и поворачивается к третьему.
Продолжайте до тех пор, пока все дети не сделают себе такое лицо и не передадут его соседу.
Можно повторить игру с новым выражением лица. Если дети испытывают трудности с тем, какую гримасу или выражение им состроить, предложите им изобразить какое-нибудь животное или выразить какую-либо конкретную эмоцию.
Источники: http://vashechudo.ru/raznoe/igry-i-konkursy-dlja-detei/igry-na-razvitie-tvorcheskogo-myshlenija-detei-5-6-7-let.html, http://www.kemdetki.ru/biblio/category135/category138/8546/, http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/igry-na-razvitie-tvorcheskogo-myshlenija-detei.html
Комментариев пока нет!