Развитие ребенка досуговой деятельности





Училище олимпийского резерва № 2 (колледж)

Программа досуговой деятельности Педагога-организатора
Будущее УОРовца начинается сегодня
на 2015 – 2016 учебный год

Организованная досуговая деятельность – это не отдых в свободное от учёбы и спорта время, а направленный процесс воспитания и образования учащегося в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.
Главной целью проектирования досуговой программы является - решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.
Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют интеллектуальные, эмоциональные возможности учащегося. Если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится творческая деятельность. Таким образом, потенциал досуга имеет широкие познавательные, просветительские, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру учащихся.

Цель: создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга учащихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие вхождению ребенка в социальную среду.
Задачи:

  1. Развитие национального самосознания, гражданственности и патриотизма.
  2. Расширение знаний об истории, культуре, природном наследии родного края.
  3. Развитие интереса у детей к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности.
  4. Создание психологически-комфортной атмосферы для творчества и самореализации ребенка.
  5. Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении.
  6. Воспитание эмоционально-нравственных качеств.
  7. Воспитание здорового образа жизни, формирование экологической культуры.
  8. Профилактика негативных явлений в подростковой среде.
  9. Формирование системы традиционных досуговых мероприятий.
  10. Рост качества проводимых мероприятий.

Ожидаемые результаты: результат, выраженный в предполагаемом образе выпускника училища, обладающего достаточно сформированным интеллектуальным, нравственным, коммуникативным, эстетическим и физическим потенциалом и на достаточном уровне, овладевшим практическими навыками и умениями, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития.

  1. Приобретение учащимися навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за свое поведение в ней (нравственный потенциал);
  2. Расширение кругозора об истории, культуре и национальном наследии родного края (интеллектуальный потенциал);
  3. Повышение уровня коммуникативных навыков и культуры общения (коммуникативный потенциал);
  4. Развитие потребностей у детей самовыражению, познавательной, творческой активности (художественно-эстетический потенциал).
  5. Формирование устойчивых знаний об истории Олимпийского движения (физический потенциал);
  6. Развитие системы познавательно-развлекательных мероприятий

Способы проверки ожидаемых результатов:

  1. Анализ подготовки и проведения мероприятия.
  2. Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.
  3. Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа, отзывы, наблюдение, анкетирование).
  4. Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).
  5. Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).
  6. Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.

Формы проведения досуговых мероприятий:

  1. Конкурсно-развлекательная программа;
  2. Конкурсно-игровая программа;
  3. Тематическая беседа;
  4. Акция;
  5. Экскурсия;
  6. Круглый стол;
  7. Праздничное мероприятие.

Методы, использованные в данной программе:

  1. Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, формирование межличностных отношений);
  2. Соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);
  3. Метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические викторины, беседы и др.);
  4. Интерактивные методы (тестирование, сюжетно-ролевая игра, презентация)

План мероприятий на год составляется и осуществляется на основе (с учетом):
- закона об образовании РФ,
- государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы ,
- воспитательной программы ГБОУ МССУОР№2 Москомспорта.

Данная программа досуговой деятельности Будущее УОРовца начинается сегодня состоит из пяти модулей:

  1. Твое будущее в твоих руках
  2. Москва – душа России
  3. Культура общения
  4. Досуг и творчество
  5. Олимпийское движение

1. Твое будущее в твоих руках

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важных задач нашего общества. Каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности - зависит от взрослых: родителей и педагогов.

Цель: развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Нравственный потенциал:преданность Родине и гордость за нее, социальная взрослость, честность, принципиальность ответственность за свои действия, осознание собственной индивидуальности, потребность в общественном признании, необходимый уровень воспитанности.
Задачи:

  1. Развитие национального самосознания, гражданственности и патриотизма.
  2. Воспитание эмоционально-нравственных качеств.
  3. Приобретение учащимися навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за свое поведение в ней.
  4. Воспитание экологической культуры.

Ожидаемые результаты: развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.

Организация досуга не случайно является одним из центральных направлений работы нашей научно - проблемной группы. Поскольку досуг понимается как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, то следует выделить триаду свобода , разнообразие и выбор - это понятия, которые на наш взгляд дают ключ к пониманию проблемы педагогически целесообразной организации досуга детей и подростков. В двухполюсной модели педагогического процесса, когда он представляется как единство обучения и воспитания, организация досуговой деятельности совершенно не случайно рассматривается в поле воспитания. Тому есть на наш взгляд, минимум две причины. Во-первых. мы предоставляем ребенку возможность удовлетворить индивидуально-личностные потребности в общении, обогатить и совершенствовать личностный опыта. Во-вторых. в последнее время все большим количеством исследователей и педагогов воспитание признается не только как одна из сторон, но и как философия всего образовательного процесса. В условиях современной социально-педагогической ситуации мы выделяем такие характеристики современного воспитания как технологичность, эмоциональность, ситуативность и перспективность. Содержание воспитания. утверждает проф. Е. В. Бондаревская, - это содержание жизни ученика. Следовательно, основной задачей становится создание культуросообразной среды развития ребенка. Организуемая досуговая деятельность имеет поистине огромные возможности для воспитания ребенка, обогащения и развития его личностного опыта решения жизненных проблем, что и является сердцевиной личностно ориентированного образования.

Досуг детей развивается по своим законам, принципам, которые мы с успехом апробировали на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения воспитанников детского дома в сферу досуговой деятельности с целью удовлетворения их запросов и интересов.

2. Принцип индивидуального подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей и социальной среды обитания детей, при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

3. Принцип занимательности - заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.

Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности воспитанников детского дома.

Таким образом, досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.

А реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности

подростков в контактах.

В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Досуг может стать могучим стимулом для развития личности и в этом

заключены его прогрессивные возможности.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2011 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Педагогические науки .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

Вариативность культурно-досуговой деятельности в Дошкольном центре развития ребенка

Дошкольное учреждение -открытая социально – педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере, способной организовать не только образовательный процесс, но и досуг современного дошкольника.

Культурно-досуговая деятельность должна удовлетворять самые разнообразные интересы ребенка в свободное время как в учреждении, так и дома. По своему содержанию данная деятельность разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка. Это не просто организация мероприятий, а деятельность, направленная на изучение и развитие творческих возможностей и способностей малышей с учетом их желаний, потребностей, включающая в совместное сотворчество и сотрудничество их родителей. В ней реализуются культурные потребности и отдельного дошкольника, и группы в целом.

В практической деятельности мы поставили перед собой цель: разработать, теоретически обосновать и на практике проверить модель формирования основ культуры ребенка средствами культурно – досуговой деятельности.

Особое место в организации досуга детей занимают досуговые игры. В практике нашего дошкольного учреждения – это игры-забавы, игры-фантазирования, театрально-постановочные, интеллектуальные и развивающие игры.

Игры -забавы помогают воспитывать чувство юмора, забавляют детей, вызывают веселый смех, способствуют созданию хорошего настроения. Особое место отводим белорусским играм и забавам. Используем как имеющийся богатейший духовный материал, накопленный многими поколениями, так и современные игры.

Игры -развлечения, как никакой другой вид игр, снимают напряжение, обеспечивают эмоциональную разрядку, способствуют сплоченности участвующих. В нашей практике используются различные по характеру и содержанию игры при проведении развлечений, прогулок, совместных с родителями и учащимися начальных классов мероприятий.

Организация досуга, как и воспитание ребенка, преследует единые цели и задачи в дошкольном учреждении и семье. Клуб выходного дня, работа студий и дома культуры, школьные встречи – формы взаимодействия с социумом, обеспечивающие комплексный подход в организации досуга детей дошкольного возраста. В связи с этим мы стараемся объединить усилия воспитателей и родителей для обеспечения возможности раскрыть малышу уже в раннем детстве свои способности, сделать интересной и содержательной жизнь ребенка.

Изучая семью малыша при поступлении в наше учреждение, обращаем внимание не только на состав семьи, возраст и образование родителей, но и на интересы, увлечения членов семьи, узнаем о семейных праздниках и традициях. Помогает нам в этом детский психолог. Тем самым находим себе единомышленников в данном направлении работы, определяем проблемные моменты, прогнозируем стратегию взаимодействия с семьей. Использование в работе анкетирования помогло определить желание родителей взаимодействовать в организации досуга детей в выходные дни, сотрудничать с местным домом культуры, средней школой.

На базе детского сада Позняки, второй год работает «Клуб выходного дня», традиционны ежемесячные совместные встречи педагогов, детей и родителей. Мамы и папы помогают организовывать неповторимые выставки работ из овощей и фруктов, конкурс букетов, ярмарку-продажу в осенний период; вернисаж снежных композиций на участках и в помещениях «Зимние напевы». Весну встречаем вместе, она зовет в совместные походы с кострами и песнями. Особым достижением в организации досуга считаем совместное написание сценариев развлечений, используя творческие способности родителей, организацию фотовыставок семейных газет, совместные трудовые дела.

При поддержке родителей собраны необходимые предметы для постановки детского балета «Дюймовочка». С интересом участвуют родители в проведении волонтерских акций, Дней дублера, открытых дверей.

С удовольствием принимают наши воспитанники участие в мероприятиях местного дома культуры, посещают изостудию, принимают участие в праздничных постановках. Художественный руководитель клуба -руководитель кружка «Беби-Арт», сумела разнообразить досуговую деятельность детей не только у нас в центре. но и привлечь малышей к клубной деятельности за его пределами в выходные дни.

Помощь в разнообразии досуга дошкольника оказывают и так называемые «Школьные встречи». С удовольствием во вторую половину дня к нам приходят младшие школьники. Они активно участвуют в проведении досуговых игр, помогают ребятишкам организовать свободную деятельность в «Уголке фантазий», «Познайка» и других.

Цель нашей работы и основное назначение кружков -способствовать организации досуга малыша через творчество, помогать становлению его личности, учить содержательно использовать свое свободное время, удовлетворять потребности в том или ином виде деятельности. Кружковая работа в Центре ведется с учетом личностно-ориентированного подхода, интересов и личных потребностей ребенка. Знание интересов каждого ребенка помогает составить рекомендации родителям по использованию свободного времени детьми в вечерние часы и выходные дни.

Любой вид организации досуга нуждается в том, чтобы родители знали процедуру его организации, сориентировались на необходимость применения полученной информации в домашних условиях. Здесь используем такие формы рекламы как выступление детей на утренниках и собраниях, отчетные концерты и участие в конкурсах, соревнованиях. Так, например, в этом учебном году мы при проведении методической недели «Развитие творческих способностей детей через театральную, музыкальную, изобразительную деятельность» запланировали провести в конце недели фестиваль, участниками которого станут члены кружка сольного пения, театрального, художественного «Юный умелец».

Очень важное направление работы -подбор кадров. Мы концентрируемся на своих педагогах, опираемся на их компетентность, потенциальные возможности. Однако не отказываемся и от практики приглашения педагогов со стороны.

Сегодня «Дошкольный центр развития ребенка» -это многогранная система, в которой существует не только взаимодействие и взаимопонимание, но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей. Профессиональные и творческие заслуги работников Центра освещаются в региональных и республиканских периодических изданиях, отмечены Дипломами в области образования и культуры.

Вариативность культурно-досуговой деятельности в Дошкольном центре развития ребенка

Дошкольное учреждение -открытая социально – педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере, способной организовать не только образовательный процесс, но и досуг современного дошкольника. Культурно-досуговая деятельность должна удовлетворять самые разнообразные интересы ребенка в свободное время как в учреждении, так и дома. По своему содержанию данная деятельность разнообразна и тесно связана со становлением [ ]

  • Источники: http://www.uor2.ru/study/activity/dosug_14/, http://www.rae.ru/forum2011/108/1951, http://vscolu.ru/articles/variativnost-kulturno-dosugovoj-deyatelnosti-v-doshkolnom-centre-razvitiya-rebenka.html





    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения