Училище олимпийского резерва № 2 (колледж)
Программа досуговой деятельности Педагога-организатора
Будущее УОРовца начинается сегодня
на 2015 – 2016 учебный год
Организованная досуговая деятельность – это не отдых в свободное от учёбы и спорта время, а направленный процесс воспитания и образования учащегося в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.
Главной целью проектирования досуговой программы является - решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.
Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют интеллектуальные, эмоциональные возможности учащегося. Если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится творческая деятельность. Таким образом, потенциал досуга имеет широкие познавательные, просветительские, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру учащихся.
Цель: создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга учащихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие вхождению ребенка в социальную среду.
Задачи:
- Развитие национального самосознания, гражданственности и патриотизма.
- Расширение знаний об истории, культуре, природном наследии родного края.
- Развитие интереса у детей к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности.
- Создание психологически-комфортной атмосферы для творчества и самореализации ребенка.
- Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении.
- Воспитание эмоционально-нравственных качеств.
- Воспитание здорового образа жизни, формирование экологической культуры.
- Профилактика негативных явлений в подростковой среде.
- Формирование системы традиционных досуговых мероприятий.
- Рост качества проводимых мероприятий.
Ожидаемые результаты: результат, выраженный в предполагаемом образе выпускника училища, обладающего достаточно сформированным интеллектуальным, нравственным, коммуникативным, эстетическим и физическим потенциалом и на достаточном уровне, овладевшим практическими навыками и умениями, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития.
- Приобретение учащимися навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за свое поведение в ней (нравственный потенциал);
- Расширение кругозора об истории, культуре и национальном наследии родного края (интеллектуальный потенциал);
- Повышение уровня коммуникативных навыков и культуры общения (коммуникативный потенциал);
- Развитие потребностей у детей самовыражению, познавательной, творческой активности (художественно-эстетический потенциал).
- Формирование устойчивых знаний об истории Олимпийского движения (физический потенциал);
- Развитие системы познавательно-развлекательных мероприятий
Способы проверки ожидаемых результатов:
- Анализ подготовки и проведения мероприятия.
- Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.
- Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа, отзывы, наблюдение, анкетирование).
- Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).
- Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).
- Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.
Формы проведения досуговых мероприятий:
- Конкурсно-развлекательная программа;
- Конкурсно-игровая программа;
- Тематическая беседа;
- Акция;
- Экскурсия;
- Круглый стол;
- Праздничное мероприятие.
Методы, использованные в данной программе:
- Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, формирование межличностных отношений);
- Соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);
- Метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические викторины, беседы и др.);
- Интерактивные методы (тестирование, сюжетно-ролевая игра, презентация)
План мероприятий на год составляется и осуществляется на основе (с учетом):
- закона об образовании РФ,
- государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы ,
- воспитательной программы ГБОУ МССУОР№2 Москомспорта.
Данная программа досуговой деятельности Будущее УОРовца начинается сегодня состоит из пяти модулей:
- Твое будущее в твоих руках
- Москва – душа России
- Культура общения
- Досуг и творчество
- Олимпийское движение
1. Твое будущее в твоих руках
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важных задач нашего общества. Каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности - зависит от взрослых: родителей и педагогов.
Цель: развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Нравственный потенциал:преданность Родине и гордость за нее, социальная взрослость, честность, принципиальность ответственность за свои действия, осознание собственной индивидуальности, потребность в общественном признании, необходимый уровень воспитанности.
Задачи:
- Развитие национального самосознания, гражданственности и патриотизма.
- Воспитание эмоционально-нравственных качеств.
- Приобретение учащимися навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за свое поведение в ней.
- Воспитание экологической культуры.
Ожидаемые результаты: развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.
Организация досуга не случайно является одним из центральных направлений работы нашей научно - проблемной группы. Поскольку досуг понимается как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, то следует выделить триаду свобода , разнообразие и выбор - это понятия, которые на наш взгляд дают ключ к пониманию проблемы педагогически целесообразной организации досуга детей и подростков. В двухполюсной модели педагогического процесса, когда он представляется как единство обучения и воспитания, организация досуговой деятельности совершенно не случайно рассматривается в поле воспитания. Тому есть на наш взгляд, минимум две причины. Во-первых. мы предоставляем ребенку возможность удовлетворить индивидуально-личностные потребности в общении, обогатить и совершенствовать личностный опыта. Во-вторых. в последнее время все большим количеством исследователей и педагогов воспитание признается не только как одна из сторон, но и как философия всего образовательного процесса. В условиях современной социально-педагогической ситуации мы выделяем такие характеристики современного воспитания как технологичность, эмоциональность, ситуативность и перспективность. Содержание воспитания. утверждает проф. Е. В. Бондаревская, - это содержание жизни ученика. Следовательно, основной задачей становится создание культуросообразной среды развития ребенка. Организуемая досуговая деятельность имеет поистине огромные возможности для воспитания ребенка, обогащения и развития его личностного опыта решения жизненных проблем, что и является сердцевиной личностно ориентированного образования.
Досуг детей развивается по своим законам, принципам, которые мы с успехом апробировали на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения воспитанников детского дома в сферу досуговой деятельности с целью удовлетворения их запросов и интересов.
2. Принцип индивидуального подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей и социальной среды обитания детей, при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
3. Принцип занимательности - заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.
Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности воспитанников детского дома.
Таким образом, досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.
А реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности
подростков в контактах.
В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Досуг может стать могучим стимулом для развития личности и в этом
заключены его прогрессивные возможности.
ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU
Подробнее об обсуждении студенческих работ
Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2011 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.
Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Педагогические науки .
Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.
Вариативность культурно-досуговой деятельности в Дошкольном центре развития ребенка
Дошкольное учреждение -открытая социально – педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере, способной организовать не только образовательный процесс, но и досуг современного дошкольника.
Культурно-досуговая деятельность должна удовлетворять самые разнообразные интересы ребенка в свободное время как в учреждении, так и дома. По своему содержанию данная деятельность разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка. Это не просто организация мероприятий, а деятельность, направленная на изучение и развитие творческих возможностей и способностей малышей с учетом их желаний, потребностей, включающая в совместное сотворчество и сотрудничество их родителей. В ней реализуются культурные потребности и отдельного дошкольника, и группы в целом.
В практической деятельности мы поставили перед собой цель: разработать, теоретически обосновать и на практике проверить модель формирования основ культуры ребенка средствами культурно – досуговой деятельности.
Особое место в организации досуга детей занимают досуговые игры. В практике нашего дошкольного учреждения – это игры-забавы, игры-фантазирования, театрально-постановочные, интеллектуальные и развивающие игры.
Игры -забавы помогают воспитывать чувство юмора, забавляют детей, вызывают веселый смех, способствуют созданию хорошего настроения. Особое место отводим белорусским играм и забавам. Используем как имеющийся богатейший духовный материал, накопленный многими поколениями, так и современные игры.
Игры -развлечения, как никакой другой вид игр, снимают напряжение, обеспечивают эмоциональную разрядку, способствуют сплоченности участвующих. В нашей практике используются различные по характеру и содержанию игры при проведении развлечений, прогулок, совместных с родителями и учащимися начальных классов мероприятий.
Организация досуга, как и воспитание ребенка, преследует единые цели и задачи в дошкольном учреждении и семье. Клуб выходного дня, работа студий и дома культуры, школьные встречи – формы взаимодействия с социумом, обеспечивающие комплексный подход в организации досуга детей дошкольного возраста. В связи с этим мы стараемся объединить усилия воспитателей и родителей для обеспечения возможности раскрыть малышу уже в раннем детстве свои способности, сделать интересной и содержательной жизнь ребенка.
Изучая семью малыша при поступлении в наше учреждение, обращаем внимание не только на состав семьи, возраст и образование родителей, но и на интересы, увлечения членов семьи, узнаем о семейных праздниках и традициях. Помогает нам в этом детский психолог. Тем самым находим себе единомышленников в данном направлении работы, определяем проблемные моменты, прогнозируем стратегию взаимодействия с семьей. Использование в работе анкетирования помогло определить желание родителей взаимодействовать в организации досуга детей в выходные дни, сотрудничать с местным домом культуры, средней школой.
На базе детского сада Позняки, второй год работает «Клуб выходного дня», традиционны ежемесячные совместные встречи педагогов, детей и родителей. Мамы и папы помогают организовывать неповторимые выставки работ из овощей и фруктов, конкурс букетов, ярмарку-продажу в осенний период; вернисаж снежных композиций на участках и в помещениях «Зимние напевы». Весну встречаем вместе, она зовет в совместные походы с кострами и песнями. Особым достижением в организации досуга считаем совместное написание сценариев развлечений, используя творческие способности родителей, организацию фотовыставок семейных газет, совместные трудовые дела.
При поддержке родителей собраны необходимые предметы для постановки детского балета «Дюймовочка». С интересом участвуют родители в проведении волонтерских акций, Дней дублера, открытых дверей.
С удовольствием принимают наши воспитанники участие в мероприятиях местного дома культуры, посещают изостудию, принимают участие в праздничных постановках. Художественный руководитель клуба -руководитель кружка «Беби-Арт», сумела разнообразить досуговую деятельность детей не только у нас в центре. но и привлечь малышей к клубной деятельности за его пределами в выходные дни.
Помощь в разнообразии досуга дошкольника оказывают и так называемые «Школьные встречи». С удовольствием во вторую половину дня к нам приходят младшие школьники. Они активно участвуют в проведении досуговых игр, помогают ребятишкам организовать свободную деятельность в «Уголке фантазий», «Познайка» и других.
Цель нашей работы и основное назначение кружков -способствовать организации досуга малыша через творчество, помогать становлению его личности, учить содержательно использовать свое свободное время, удовлетворять потребности в том или ином виде деятельности. Кружковая работа в Центре ведется с учетом личностно-ориентированного подхода, интересов и личных потребностей ребенка. Знание интересов каждого ребенка помогает составить рекомендации родителям по использованию свободного времени детьми в вечерние часы и выходные дни.
Любой вид организации досуга нуждается в том, чтобы родители знали процедуру его организации, сориентировались на необходимость применения полученной информации в домашних условиях. Здесь используем такие формы рекламы как выступление детей на утренниках и собраниях, отчетные концерты и участие в конкурсах, соревнованиях. Так, например, в этом учебном году мы при проведении методической недели «Развитие творческих способностей детей через театральную, музыкальную, изобразительную деятельность» запланировали провести в конце недели фестиваль, участниками которого станут члены кружка сольного пения, театрального, художественного «Юный умелец».
Очень важное направление работы -подбор кадров. Мы концентрируемся на своих педагогах, опираемся на их компетентность, потенциальные возможности. Однако не отказываемся и от практики приглашения педагогов со стороны.
Сегодня «Дошкольный центр развития ребенка» -это многогранная система, в которой существует не только взаимодействие и взаимопонимание, но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей. Профессиональные и творческие заслуги работников Центра освещаются в региональных и республиканских периодических изданиях, отмечены Дипломами в области образования и культуры.
Вариативность культурно-досуговой деятельности в Дошкольном центре развития ребенка
Дошкольное учреждение -открытая социально – педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере, способной организовать не только образовательный процесс, но и досуг современного дошкольника. Культурно-досуговая деятельность должна удовлетворять самые разнообразные интересы ребенка в свободное время как в учреждении, так и дома. По своему содержанию данная деятельность разнообразна и тесно связана со становлением [ ]
Источники: http://www.uor2.ru/study/activity/dosug_14/, http://www.rae.ru/forum2011/108/1951, http://vscolu.ru/articles/variativnost-kulturno-dosugovoj-deyatelnosti-v-doshkolnom-centre-razvitiya-rebenka.html
Комментариев пока нет!