Развитие психических процессов детей среднего возраста





Диагностика среднего дошкольного возраста от 4-5 лет

Комплект методик ориентирован на качественный анализ развития ребенка среднего дошкольного возраста. Он позволяет оценить не только знания, умения и навыки, но и учитывает социальную ситуацию развития ребенка, индивидуальные отличия игровой деятельности, воображение, формы общения со взрослым.
Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики, направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что позволяет использовать данный комплект для диагностики детей с ослабленным здоровьем и другими дисфункциями.

Полнотексты методик доступны на сайте Практический психолог ( practic.childpsy.ru ) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА 4-5 ЛЕТ

Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения со взрослым: внеситутивно-познавательной. Ребенку уже мало просто внимания взрослого, ему уже недостаточно одной совместной деятельности. Содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации. Благодаря развитию речи дошкольник уже может общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется. Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, теоретическим . Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю почемучками . Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Игра в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.

В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия.

Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.

Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4 - 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива диагностики психического развития:

  1. внеситуативно - познавательное общение;
  2. появление сюжетно- ролевой игры;
  3. наглядно-образное мышление;
  4. планирующее воображение;
  5. речевая опосредованность восприятия и мышления.

Отбор методик и способов интерпретации полученных данных обусловлен этим нормативом. Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей о ослабленным здоровьем и других дисфункциях.

Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со средним дошкольным возрастом 4-5 лет.

Психологические характеристики возраста

Психические процессы в развитии детей старшего дошкольного возраста

Психические процессы в развитии детей старшего дошкольного возраста (восприятие, внимание, воображение, мышление, память и речь)

Изучение психологических процессов у детей 6-7 лет направлено на оценку готовности ребёнка к предстоящему обучению в образовательных учебных заведениях и изучения уровня интеллектуального развития относительно своего возраста.

Уровень развития детей непосредственно связан с познавательной деятельностью и речью, поэтому очень важно заострять внимание на развитие у детей этих функций именно в дошкольном возрасте.

Наблюдая за детьми, движением их рук, качеству выполняемых работ руками, видно, что в возрасте с 3-х до 6 лет почти у каждого ребёнка развивается тонкая моторика, и к 7 годам они уже готовы к началу полноценного обучения. Оценивая развитие зрительного и слухового восприятия, более старшие дошкольники могут уже безошибочно описывать зрительные и слуховые образы, тогда как у детей более младшего возраста наблюдается некоторая рассеянность и неточности в описании различных звуков и предметов.

Наряду с этим почти в каждом случае наблюдается у детей опережение развития восприятия зрительных образов над слуховыми образами. Такие наблюдения находят свое подтверждение при изучении других психологических факторов в развитии детей, таких как зрительная и слухоречевая память и их подвиды: произвольное и непроизвольное запоминание.

При тестировании большая часть детей не справляется с заданиями на проверку слуховой памяти. Тестируя детей старшего дошкольного возраста, наблюдаются более качественные показатели при проверке непроизвольной долговременной зрительной и слуховой памяти, нежели при проверке произвольной зрительной и слуховой памяти в том же возрасте. Все различия в зрительном и слуховом восприятии, зрительной и слухоречевой памяти связаны с мозговой активностью и отличием в развитии правого и левого полушария головного мозга, которые отвечают каждый за свою функцию.

Продолжая тему познавательной функции у детей, изучая процессы развития индивидуальных качеств каждого ребенка дошкольного возраста, рассмотрим более подробно такую функцию как память. Мы уже упоминали ранее о произвольной и непроизвольной памяти.

Еще кое-что про память

Произвольная память – это кратковременная сфокусированная память на конкретном предмете или образе, а непроизвольная память – это всё, что хранится вперемешку в голове ребёнка и всплывает непроизвольно, создавая новые образы. Например: при виде поросёнка девочка сразу с восторгом произносит персонаж из мультика «Пеппа».

Сопоставлять образы, всплывающие из непроизвольной памяти, помогает произвольная память, кроме того она и помогает воображению при построении и воплощении замыслов. С развитием памяти меняются и интересы ребёнка, которые уже более сформированы и наполняются смыслом.

Период наполнения осмысленной памятью начинается именно с пятилетнего возраста, и поэтому у любого взрослого человека воспоминания всплывают с детского возраста 5-6 лет. До этого периода развития, в раннем детстве, память у детей является непроизвольной, не несёт смысла и значения, не носит продолжительный и осознанный характер.

Несколько моментов про мышление

Мышление несёт в себе характерную форму в старшем дошкольном возрасте и проявляется как наглядно-образное. В возрасте 6-7 лет дети не только производят какие либо действия с различными предметами, но уже при выполнении определённых действий опираются на свои представления и образы в памяти.

Уровень мышления ребенка напрямую зависит от его общего развития, воображения, памяти и зрительного восприятия. В своих действиях ребёнок к семилетнему возрасту должен уметь решать поставленные задачи, уже уметь сопоставлять в уме различные образы, комбинации, свойства предметов.

У большинства детей наглядно-образное мышление к школьному возрасту уже полностью сформировано. В последнюю очередь у дошкольников сформировывается пространственное мышление. Следует отметить, что по интеллектуальному развитию каждого пятого ребёнка можно внести в группу риска. У этих детей недостаточно развиты: пространственное мышление и словесно-логическое мышление, отстают исследуемые показатели по общей готовности к школе.

Подводя итоги, можно сказать, что у детей к старшему дошкольному возрасту формируется предметное, образное мышление, развивается словесно-логическое мышление. Появление новых видов мышления у ребёнка старшего дошкольного возраста не становится утратой уже предыдущих развитых мышлений, это свидетельствует о познавательном развитии в данном возрастном периоде.

Некоторые родители пытаются ускорить интеллектуальное развитие своих детей, принимая для этого различные шаги, и не берут во внимание естественные этапы развития и периоды созревания психических функций ребенка.Огромную роль в развитии ребёнка играет речь.

И что-то о речи

Отдельно стоит отметить развитие и формирование речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Как упоминалось ранее, она играет важную роль в развитии всех остальных психологических процессов, так как все процессы взаимосвязаны между собой. В этом возрасте у детей происходит развитие мозга и его функции.

В период до 7 лет у детей совершенствуется грамматика родного языка, накапливается багаж слов и словосочетаний, улучшается звуковая речь, регулярно и интенсивно обогащается словарный запас. Можно с уверенностью сказать, что у детей развивается интонация и выразительность, а также синтаксическое выстраивание целых предложений. Развивается морфологическое построение слов и их звуковой состав.

К 7 годам ребёнок может в совершенстве овладеть такими важными языковыми составляющими речи, как грамматика и фонетика. У детей дошкольного подготовительного возраста, как правило, словарный запас составляет три – три с половиной тысячи слов. В основном это часто употребляемые в речевом обороте слова.

У необщительных детей словарный запас может быть значительно ниже и более скудный, их речь может быть не всегда складной и зачастую используется просторечие и простые речевые обороты.

При нормальном развитии к 6-и годам ребенок уже понимает и использует в обороте речи различные изменения слов и составляет их в связные предложения. В этом возрасте в основном допускаются числовые ошибки и неправильность склонения слов по падежам. При нормальном речевом воспитании, отсутствии органических недостатков у детей формируется правильное звуковое произношение всех слов и их употребление в речи. Бывает, что у детей дошкольного возраста звуковая речь нечеткая, они смешивают слова при произношении. Такие дисфункции наблюдаются у быстро говорящих детей, детей, недавно освоивших правильность речи, детей с задержкой общего развития, а также страдающих ложной дислалией.

Благоприятные условия для развития старшего дошкольника

Основными условиями для успешного и полноценного развития ребёнка старшего дошкольного возраста являются:

  • соматическое и психическое здоровье;
  • нормальные умственные способности;
  • хороший слух и зрение;
  • активность и общительность;
  • полноценность речевого окружения.

Для показа облака WP-Cumulus необходим Flash Player .


В этом случае ребёнок способен полноценно расширять свои представления обо всем его окружающем, расширять и обогащать свой запас знаний.

Исследование абстрактного мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М. Академический Проект, 2000.

2. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога. — М. Мир, 1983.

3. Ануфриев А. Ф. Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М. Ось-89, 1997.

4. Блейдс M. Кук З. Способности детей в понимании моделей пространственного представления // Journal of Genetic Psychology. — 1994. — № 155(2).

5. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости / Кулагина И. Ю. и др.- М. 2002.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М. 1997.

7. Гринева М. С. Сравнительный анализ сформированности образа Я у детей 5–7 лет // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. — М. МГППУ, 2006.

8. Д. В. Андрющенко, Г. П. Логинова. Диагностика психического развития детей 4–5 лет. Методическое руководство. МГППУ ЦПМСС «МАЛЫШ», Москва, 2004.

9. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М. Гардарики, 2003.

10. Жира Н. Блум П. Насколько специфичны объекты? Логика детей в отношении объектов, частей и отверстий. — Кембридж: MIT Press, 2000.

11. Карабанова О. А. Возрастная психология. Лекции. — М. Изд-во МГУ, 2011.

12. Когнитивная психология // Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. — М. ПЕР СЭ, 2002.

13. Крайг Г. Бокум Д. Психология развития. — СПб. Питер, 2011.

14. Ларина О. А. Каратьян Т. В. Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. — М. Эксмо, 2008.

15. Левенштейн Дж. Джентнер Д. Реляционное мышление и реляционный язык. — Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 2002

16. Левенштейн Дж. Джентнер Д. Реляционный язык и развитие относительного отображения. — Остин: Изд-во Техасского Ун-та, 2005.

17. Обухова Л. Ф. Детство как предмет психологического исследования. — М. Тривола, 1995.

18. Павлов И. П. Избранные произведения. — М. Медицина, 1999.

19. Подьяков Н. Н. Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М. Просвещение — 1984.

20. Психология детства // Под ред. А. А. Реана. — СПб. Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003.

21. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М. Академия, 2001.

22. Холланд Дж.Х. Холиак K. F. Нисбетт Р. И. Хагард П. Р. Индукция: Операции вывода, обучение и открытие. — Кембридж: MIT Press, 1986.

23. Шапатина О. В. Павлова Е. А. Психология развития и возрастная психология. — Самара: Универс групп, 2007.

24. Эльконин Д. Б. Психология развития. — М. Академия, 2001.

Источники: http://www.childpsy.ru/lib/metodics/17720/, http://podrastu.ru/psihicheskie-processy-v-doshkolnom-vozraste/psixicheskie-processy-v-razvitii-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html, http://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6093/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением