Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста





Кроме этого «Радуга» предлагает знакомить детей с различными геометрическими преобразованиями (параллельным переносом, поворотом, гомотетией), видами симметрий: осевой (горизонтальной, вертикальной) и центральной. По моему мнению, детей дошкольного возраста необходимо знакомить лишь с некоторыми геометрическими преобразованиями и только в процессе рисования, конструирования из бумаги и т. п. На основе анализа содержания раздела «Руководство изодеятельностью» можно сделать вывод, что дети дошкольного возраста используют только осевую и центральную симметрию, а также параллельный перенос (при использовании штампиков).

4 ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Литература: [2, 9, 11, 12, 14, 16, 22, 31, 32, 36]

4.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста

Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.

При ориентировке в пространстве участвуют различные анализаторы. Существует 3 вида ориентировки в пространстве: на себе, относительно себя, относительно других объектов.

Каждый вид основывается на предыдущем.

1 этап (ранний возраст). Восприятие пространства возникает в 4-5 недель. Ребенок способен выделять предметы в пространстве. В 2-4 месяца ребенок может следить за движением предметов. К первому году ребенок уверенно различает предметы в пространстве и расстояния между ними. В 1-2 года ребенок способен ориентироваться на себе. Различает свои части тела, кроме правой и левой сторон тела. До 3-х лет ребенок воспринимает предметы без пространственной взаимосвязи между собой. Например, не видит разницы между картинками, где одни и те же предметы расположены по-разному в пространстве.

2 этап (3 - 4 года). Раньше всех ребенок выделяет верхнее направление. Затем – противоположное ему – нижнее. После этого им осознаются направления «впереди» - «сзади». И, наконец, «справа» - «слева». Причем в каждой паре пространственных обозначений ребенок выделяет сначала одно, а затем на основе сравнения с ним осознается противоположное. Пространственное направление ребенок связывает со своими частями тела. Например, сзади, это там, где спина.

Тема: «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ …. 7

1.1 Понятие пространственная ориентация………….……………… 7

1.2 Физиологические и психологические механизмы развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста. ………. 9

1.3 Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста…………..… 14

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОСБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………17

2.1 Характеристика этапов и методов исследования развития пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста. 17

2.2 Анализ результатов проведённого исследования………………19

2.3 Рекомендации по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста ……………. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………27

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета [6, с. 113].

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим [9. с.5].

Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает.

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.). «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А.А. Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка» [4. с.175].

В своем учебном пособии А.А. Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося» [6, с.113].

Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. .

Объем курсовой работы составляет 28 страниц, 2 таблицы, 3 рисунка, 13 использованных источников, 5 приложений.

ОРИЕНТАЦИЯ, ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯНИЯ, ТОЧКА ОТСЧЕТА, ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Объект исследования: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Общий объём выборки 20 человек.

Цель исследования: выявить особенности развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста.

- анализ литературы по проблеме исследования;

- эксперимент, включающий методики (1 – ориентация относительно себя, 2 –ориентация на листе бумаги, 3 – ориентация в пространстве);

- количественный и качественный анализ эмпирических данных.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что особенности развития пространственной ориентировки у дошкольников определяется особенностями организации их деятельности.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования полученных эмперических данных на прктике. М атериалы курсовой работы могут служить основой для разработки рекомендаций родителям дошкольников и педагогам дошкольных учреждений по развитию внимания у детей.

Степень научной новизны: выявлены особенности развития пространственной ориентировки детей дошкольного возраста.

Автор подтверждает, что приведённый в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста EDUCATIONAL GAMES AND EXERCISES AS A MEANS OF SPATIAL ORIENTATION IN PRESCHOOL CHILDREN Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ,
  • УПРАЖНЕНИЯ ,
  • РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ,
  • ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,
  • EDUCATIONAL GAMES ,
  • EXERCISES ,
  • DEVELOPMENT OF SPATIAL ORIENTATION ,
  • PRE-SCHOOL CHILDREN

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Баймуратова Д. Ж. Жетписбаева Г. О. Наркулова Б. А.

Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Baymuratova D. ZH. Zhetpisbaeva G. O. Narkulova B. A.

The role of game in life of the child is invaluable; its inclusion to pedagogical process is one of ways of the organization of personal interaction of the adult with the child. For formation of spatial orientation of preschool children, the teacher has to build the methodical work taking into consideration the age and psychological features of children at each stage. Besides, process of training has to promote independent identifi cation childrens main properties and relations, development of cognitive abilities of children. It is rational to use for this purpose games and game exercises.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Международный журнал экспериментального образования , Баймуратова Д. Ж. Жетписбаева Г. О. Наркулова Б. А.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Баймуратова Д. Ж. Жетписбаева Г. О. Наркулова Б. А. Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №4-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-kak-sredstvo-razvitiya-prostranstvennoy-orientatsii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Баймуратова Д. Ж. et al. Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста Международный журнал экспериментального образования 2013 (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-kak-sredstvo-razvitiya-prostranstvennoy-orientatsii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Баймуратова Д. Ж. Жетписбаева Г. О. Наркулова Б. А. (2013). Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста. Международный журнал экспериментального образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-kak-sredstvo-razvitiya-prostranstvennoy-orientatsii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Баймуратова Д. Ж. Жетписбаева Г. О. Наркулова Б. А. Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №4-2 С.14-17.

Баймуратова Д. Ж. et al. Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста Международный журнал экспериментального образования 2013 (2013).

Баймуратова Д. Ж. Жетписбаева Г. О. Наркулова Б. А. (2013). Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста. Международный журнал экспериментального образования

Источники: http://pedlib.ru/Books/6/0257/6_0257-63.shtml, http://reihorn.narod.ru/pod.html, http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-kak-sredstvo-razvitiya-prostranstvennoy-orientatsii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением