Развитие мелкой моторики детей 1





Журнал → Развитие мелкой моторики, игры

Сейчас ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи, мышления и памяти ребенка. И чем раньше Вы начнете работать над развитием мелкой моторики – тем лучше. Однако начать никогда не поздно, поэтому в этой статье мы предлагаем Вам игры и занятия для развития мелкой моторики. которые подходят для детей от 1 года.

Баночки, коробочки, сундучки

Мы уже писали в нашей статье «Детские игрушки для ребенка 1-2 лет» о необычайной любознательности маленьких детей. Чтобы направить эту любознательность в познавательное и развивающее русло, используйте емкости, разнообразные по размеру, цвету, материалу и форме. Это могут быть пластиковые контейнеры (их даже можно купить специально – и для игр ребенка, и для хозяйства), баночки из-под крема, детского питания (прозрачные баночки
больше привлекают малышей, т.к. видно, что находится у них внутри), жестяные банки из-под чая (малышу понравится, как звонко будут падать мелкие предметы на дно), различные тюбики, сундучки, шкатулки.

Внутри сундучков можно прятать различные интересные для малыша вещицы: пуговицы, колпачки от фломастеров, магнитики и т.д. Во-первых, открывание и закрывание сундучка будет стимулировать развитие мелкой моторики рук, а во-вторых, ребенок будет развивать свою способность к открытию нового.

Баночки можно использовать для перекладывания или пересыпания мелких предметов. В коробочках можно проделать отверстия разного размера и предложить малышу опускать через них различные предметы. Так ребенок будет формировать свое пространственное мышление (широко-узко, большой-маленький).

Мелкие предметы: пуговицы, бусины

Многие родители боятся давать своим детям мелкие предметы, и напрасно. Ведь мы не призываем оставлять Вашего ребенка
наедине с коробкой мелких бусин или пуговиц – играть нужно вместе с ребенком, следуя его интересам и настроению, иначе пользы будет мало. А если занятия проводятся регулярно и весело, то польза от них будет неоценимой.

Играя с мелкими предметами, ребенок развивает не только мелкую моторику своих рук, но и тактильную чувствительность, и пространственно-образное мышление. Если Вы все же опасаетесь, что ребенок потянет такие игрушки в рот, можно порекомендовать нанизать их на веревочку или шнурок. При этом можно брать такую игрушку в дорогу или на улицу.

Самое простое, что можно сделать – складывать мелкие предметы в коробочки и баночки, о которых мы писали выше. Также ребенок может вынимать и перекладывать их из одной емкости в другую. При этом родители могут объяснять, почему в одну баночку вмещается много бусин или пуговиц, а в другую мало. Так малыш будет развивать не только мелкую моторику, но и понятие размера (большой-маленький).

Еще
один способ игры с мелкими предметами – выкладывание узоров. Это могут быть как произвольные узоры (для детей помладше), так и узоры по заранее нарисованной мамой или папой схеме (для детей постарше). Узоры можно выкладывать на столе или листе бумаги (в том числе цветной), или же на раскатанном кусочке пластилина – тогда пуговицы будут «прилипать» к нему.

Мелкие предметы: макароны, горох, фасоль

Эти материалы можно найти на любой кухне в любое время. И это их главное и неоценимое преимущество.

Поиграем в «Золушку»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого. Усложненный вариант этой же игры (для детишек постарше): попросите ребенка брать горошины не большим и указательным пальцем, как он делает это обычно, а большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Убедитесь,
что ложка достаточно глубокая, чтобы малыш не рассыпал материалы.

Если Вы используете цветные макароны, то можно отделять макароны одного цвета и складывать их в отдельную емкость.

Также можно просто погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто. Это будет приятно и полезно не только детям, но и взрослым.

Игры с крупой требуют определенной сноровки и терпения, поэтому они подойдут для детей старше 1,5 лет. Подойдет любая крупа, желательно, чтобы каждый раз она была разная.

Крупа очень хорошо подходит для так называемого «пальчикового рисования», она создает очень интересный эффект. Рассыпьте крупу ровным слоем на какой-либо поверхности (для Вас будет удобнее использовать поднос, который легко можно вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Первое время это могут быть обыкновенные линии и зигзаги, затем переходите на более сложные
рисунки (геометрические фигуры, домики и т.д.).

Также ребенку будет интересно пересыпать крупу через сито (можно использовать кухонное или игрушечное сито, например от ведерка).

Детям постарше можно предложить делать аппликации из разных круп. Основой при этом должен быть плотный картон, в качестве клеящего материала лучше всего подойдет клейстер из крахмала.

Соленое тесто

Соленое тесто часто используется вместо пластилина: его легко приготовить из самых обычных ингредиентов, оно не прилипает к рукам и легко отмывается.

Естественно, из теста нужно прежде всего лепить. Что – зависит только о Вашей фантазии. Не ленитесь, ведь поделки можно запечь, раскрасить и сохранить на память.

Малышам помладше интересно просто месить тесто и отрывать от него небольшие кусочки. Сделайте несколько маленьких шариков из теста и предложите ребенку их размять (как бы размазать) одним пальчиком.

Можно раскатать (или размять руками)
небольшие пласты теста и использовать их как основу для аппликации: «наклеивать» на них те же макароны, фасоль, горох. О других приемах лепки с маленькими детьми читайте в нашей статье «Лепим из пластилина с малышами»

14 Сентябрь 2012 в 15:10

Упражнения для развития мелкой моторики в 1-2 года.

Развитие мелкой моторики у ребенка в 1-2 года

В самом начале второго года жизни ребенок, как правило, уже умеет взбираться по лестнице, по просьбе взрослого отыскивать и приносить игрушки, держа их в обеих руках. Так он осваивает навыки самостоятельного, свободного передвижения.

В возрасте 10,5-13,5 месяцев малыш отталкивает мяч в случайном направлении и горизонтально ударяет кубиками один о другой. Он хлопает в ладоши, ощупывает предметы и людей. Переворачивает страницы книги и ставит друг на друга от двух до шести кубиков.

В период 13,5-17,5 месяцев ребенок начинает самостоятельно рисовать свои первые картинки - линии и каракули . Он также начинает активно повторять за взрослыми движения и манипулировать предметами: трясти ими, рассматривать, бить. Малыш пытается уже не только толкать мяч, но также ловить и удерживать его. Ребенок способен бросать предметы на пол и держать их кончиками большого и указательного пальцев.
Примерно в полтора года ребенок учится откручивать крышки на банках и соединять предметы. Он уже умеет разворачивать бумагу и доставать спрятанный в ней предмет, собирать пирамидку вне зависимости от числа колец в ней.

Развитию мелкой моторики способствует игра. Причем малыш интересуется не только игрушками, но и различными предметами. Поэтому его очень обрадует наличие на журнальном столике, а также в ящиках письменного стола небольших безопасных предметов - коробочек, пластмассовых флаконов, а также деревянных или пластмассовых письменных принадлежностей.

В 17-20 месяцев малыш переворачивает страницы книги по одной.

К 17-24 месяцам он схватывает движущийся предмет.
В 18-24 месяца ребенок опускает мелкий предмет в большое отверстие, разрывает бумагу.
К 20-21 месяцам он способен опустить небольшой предмет в отверстие, чуть большее по размерам.

Чуть позже, примерно в возрасте 20-24 месяцев. ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.

К 21-22 месяцам малыш переливает жидкость из одной емкости в другую, а в 22-24 месяца он ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Родителям не стоит огорчаться, обнаружив у ребенка отставание в моторном развитии. Восстановить допущенные пробелы помогут специальные упражнения, развивающие моторику, а также пальчиковая гимнастика.

Упражнения-игры для развития мелкой моторики

Делаем бусы

Нанизывать можно все, что имеет отверстие: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, старые фломастеры, катушки от ниток и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек. Желательно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания.

Строим разноцветные кораблики

Сделайте из цветной бумаги несколько корабликов. Будет лучше, если ребенок станет наблюдать за вашими действиями, а при желании поможет вам мастерить кораблики. Затем попросите его поправить бортики корабликов, распрямить игрушечный парус. При необходимости покажите ребенку, как нужно выполнять это упражнение.

Пускаем мыльные пузыри

Это упражнение - продолжение того, что делал ребенок на первом году жизни, хлопая ладонью по мыльной пене в ванной или ловя пузыри в воздухе. Но теперь уже он сам должен выдувать пузыри. При необходимости покажите ребенку, как выполнять это упражнение.

Рисуем мелками

Нарисуем маму с яркими глазами,

Нарисуем куклу с чудо-волосами.

Нарисуем солнце, кошку и качели.

Посмотрите, сколько мы всего успели!

Возьмите цветные мелки и сначала сами нарисуйте что-нибудь. Спросите у ребенка, что он хотел бы изобразить. Покажите ему, как нужно рисовать прямые линии и различные фигуры, как нужно их раскрашивать. Затем попросите малыша повторить хотя бы самый простой из рисунков.

Складываем матрешку

Вот устали ручки —

Ну, еще немножко.

Сколько же матрешек

Там, внутри, ютилось?

Ну, сложи обратно,

Здороваемся с песочком

Здороваются пальчики . Предложите малышу дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно.
Здороваются кулачки . Малыш сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его из рук.
Ладошка здоровается с песочком . Предложите дотронуться до песка всей ладошкой - сначала внутренней, а затем тыльной ее стороной.
Ручки радуются песочку . Малыш перетирает песок между ладонями, пальцами.

Делаем норки

Вы вместе с малышом копаете в песке небольшие ямки-норки руками или совком. Возьмите игрушку, например мышку, и озвучивайте ее (мышка пищит, хвалит малыша за такую замечательную норку). Детям 1-2 лет под силу выкопать 2-3 ямки без потери интереса, малыши постарше могут нарыть целый городок.

Печем пирожки

Малыш выпекает из песка пирожки или тортики. Для этого используются разнообразные формочки. Ребенок насыпает в них песок, утрамбовывает рукой или совком. Пирожки можно выпекать и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок угощает пирожками кукол.

Мелкая моторика: развитие у детей в возрасте 1-2 года

Мелкая моторика ребенка имеет огромное значение для его полноценного развития, определения потенциальных и врожденных заболеваний и выработки верных стереотипов поведения. При развитии этого психофизиологического показателя необходимо уделить максимальное внимание на первоначальном этапе, который большинство педиатров и психотерапевтов связывают с возрастом один-два года. О том, почему это так важно для здоровья ребенка, как развивается мелкая моторика и на что обращают внимание — ниже.

Почему столь важно развивать моторику?

Моторике мелких движений неспроста уделяется так много внимания. Помимо тактильных ощущений и их применимости, в процессе принимают активное участие зрение, обоняние и вкус (дети все несут в рот, пытаясь «опознать» тот или иной предмет), а головной мозг в это время анализирует целый комплекс разнообразных чувств.

Если уйти от теоретических выкладок, то развитие моторики, в чем заинтересован любой родитель, напрямую влияет и на самостоятельность чада .

Приведем пример: ваш карапуз впервые в жизни сам ест ложкой, щедро разбрасывая пищу по лицу, одежде, столу и кухне, становясь героем ролика для Ютуба. Его действия не только не осознанны, но и продиктованы тем, как именно воспринимает ребенок окружающий мир: держит столовый прибор, зачерпывает еду, несет ее ко рту. В случае правильно выработанной моторики, ребенку уже с первых раз удается удерживать ложку и оперировать ею в тарелке. В случае правильного развития, уже к году-полутора он способен самостоятельно есть, при каких-либо отклонениях это будет несложно заметить.

Cпособы развития

Развитие мелкой моторики у детей в 1-2 года вызывает большой научно-практический интерес, только в последние годы блестящие работы защитили Анна Антакова-Фомина, Мария Кольцова, Лидия Савина, Тимофей Ткаченко. Несмотря на разный взгляд на психосоматические условия развития ребенка, все они сходятся в мысли относительности необходимости дополнительного развития детской мелкой моторики. Способы различны — от лепки до развивающих игрушек.

Развитие психомоторных функций, куда специалисты относят совместную деятельность мышечной, нервной, костной систем, не требует применения каких-то особенных вещей. В самом юном возрасте, еще до года, огромное значение имеют погремушки, соски-пустышки и прочие вещи, до которых ребенок может дотянуться. Ощупывая их, получается первичная информация о габаритах, температуре, жесткости, сопротивлении или податливости.

Практически сразу данная информация находит отражение и ребенок способен «узнать» пустышку как мягкий и приятный объект. И в этом возрасте покупка развивающих игрушек не имеет никакой практической пользы — грудничок куда больше ориентируется на звук, издаваемый предметом, на цвет и вкусовые качества (поэтому все тащится в рот).

С чего начать обучение?

Родителям или опекунам необходимо постоянно обращать внимание тому, что именно и как делает ребенок — это крайне важно для верного развития мелкой моторики у детей в 1 год и чуть старше. Одним из приемов является «перебирание крупы», когда в большую и широкую емкость высыпается любое недорогое зерно и ребенок, погружая руки по запястья, сжимает-разжимает пальчики. Если не хотите видеть рассыпанную крупу по всей квартире, можно сшить или купить тканевые мешочки — иногда они продаются по очень высокой цене с горделивой пометкой «антистресс» — хотя изготавливаются в домашних условиях за считанные минуты.

Неплохим подспорьем могут служить пальчиковые краски или материалы для лепки, которых весьма много в продаже. Судя по опросу родителей, приобретавших их для чада, ребенок способен проводить целые часы у мольберта или стола, вырабатывая не только мелкую моторику, сколь общую координацию движений. А вот конструкторы, даже самые примитивные, лучше отложить до полутора-двух лет: у годовалых еще не выработано конструктивное мышление и ребенок даже не догадывается, что две детали можно соединить в одну.

Что еще нужно знать о мелкой моторике у детей?

Развитие мелкой моторики у детей в 1 год станет эффективным, если приобрести так называемые, мульти-коврики. Формально это напольные или настенные изделия, оснащенные большим количеством защелок, заклепок, молний, прищепок и крепежей, которые ребенок, теоретически, должен открывать и закрывать. На практике они дают некоторый эффект, правда, ребенок не станет долго играть с этим устройством — сказывается психология «Юного Индианы Джонса», утрачивающего интерес к исследованным и логичным вещам. Хоть те же крупы или пластилин, позволяющие ребенку импровизировать, способны занять его на куда больший срок.

В рекламе обучающих игрушек для самых маленьких — вроде электронных пианино или ксилофонов — нередко можно прочесть о том, что данное устройство прекрасно развивает мелкую моторику ребенка. Впрочем, специалисты убеждены, что это весьма спорное утверждение: для правильного формирования навыков необходимы осмысленные действия по извлечению звука, набор аккордов или использование разной силы удара (нажатия). Между тем, ребенок способен осознанно выполнять данные действия в куда старшем возрасте — от трех лет и выше.

Рекомендуем: Как сделать развивающий коврик для ребенка своими руками

Что действительно дает эффект, это рисование: с первых минут юный художник учится правильно брать карандаш или кисточку (захват зовется «пинцетным»), и отдает себе отчет в соотношении силы нажатия и получающейся линии. Также положительным эффектом обладает самостоятельный прием пищи, когда 1-2-летний ребенок способен удерживать ложку не переворачивая и неся ее ко рту. Аналогично, и при получении в руки расчески юный исследователь, видя, как прихорашиваются мама и папа, начинает проводить расческой по волосам.

Обучение посредством копирования

Важно понимать, что развитие моторики в 1-2 года происходит не только на основе накапливаемого опыта, но и на простом копировании тех или иных действий взрослых.

Привлекая ребенка к каким-то действиям, важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа: как мнется пластилин, как перебирается крупа, как удерживается художественный инструмент. Есть смысл формировать захват детских пальчиков перед началом той или иной работы, совершая нажатие на точки приложения силы.

Если задержка составляет полгода и более, стоит обратиться к педиатру.

Поделиться в соц. сетях

Источники: http://m.baby.ru/blogs/post/92056954-811024/, http://4womanlife.ru/children/baby/baby-development/uprajnenija-igri-dlja-razvitija-melkoj-motoriki-v-1-2-goda-.html, http://rearchildren.ru/doshkolnik/odin-god/razvitie-motoriki-u-detej-odin-dva-goda/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением