Развитие личности ребенка целостном педагогическом процессе





Целостный педагогический процесс

Исторические особенности зарождения понятия целостности педагогического процесса

Педагогический процесс – это коренная, основополагающая категория педагогической науки.

Истоки зарождения педагогики показывают, что дифференциация и интеграция, протекавшие в ее рамках стихийно, привели к разграничению функций воспитателя и учителя. Но к середине XIX века все чаще звучат аргументы в пользу единства обучения и воспитания. Эта точка зрения четко выражена в педагогических трудах И.Ф. Гербарта. Он отмечал, что обучение лишенное нравственного образования - это средство без цели, а нравственное образование без обучения - цель, лишенная средства. Позже идея целостности педагогического процесса поддерживалась К.Д.Ушинским. Под целостностью педагогического процесса он понимал единство административной, учебной и воспитательной составляющих учебной деятельности. У Ушинского было много последователей: Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Лесгафт, В.П. Вахтеров и другие. Важное место среди исследователей педагогического процесса отводится П.Ф. Каптереву. По его теории, педагогический процесс должен обеспечивать сбалансированное соотношение между образованием и воспитанием с целью всестороннего развития личности.

Огромный вклад в развитие теории о целостности педагогического процесса в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.П. Пинкевич, А.С. Макаренко.

Начиная с 30-х годов двадцатого столетия, усилия советских педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания, как самостоятельных процессов. Только в середине 70-х годов снова возрождается интерес к проблеме целостности педагогического процесса. В это время формируются различные подходы к трактовке целостного педагогического процесса. Это обусловлено сложностью педагогического процесса. Тем не менее, авторы современных концепций сходятся во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно исключительно основываясь на методологии системного подхода.

Целостность педагогического процесса

Педагогический процесс – это целенаправленное, содержательно насыщенное и организованное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности с направляющей ролью педагогов.

Это научная, развивающаяся и совершенствующаяся система, которая опирается на законы воспитания, творчество педагогов и особенности возрастного изменения детей. Внутри этой системы возникают и действуют определенные закономерные принципы.

Педагогический процесс тесно связан с прочими общественными процессами, в частности экономическим, политическим, нравственным и культурным. Он зависит от состояния общественных процессов, взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Особенностью учебно-воспитательного процесса является целостность и сохранение всех важнейших составных частей. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития основанного на целостности составляет сущность педагогического процесса. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов. Сложные взаимотношения внутри педагогического процесса выражаются в:

  1. единстве и самостоятельности образующих его процессов;
  2. целостности и соподчиненности входящих в него процессов;
  3. наличии общего и сохранении оригинального.

Главное свойство педагогического процесса как динамической системы – это способность к выполнению социальных функций. Общество заинтересовано в высоком качестве выполнения этих функций. Это возможно только при условии целостности педагогического процесса. Целостная, гармоничная личность может развиваться и формироваться исключительно в целостном педагогическом процессе. Целостность при этом понимается как качество педагогического процесса, которое характеризует высшую ступень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, которые функционируют в нем. Целостный педагогический процесс отличается внутренним единством входящих в него компонентов и их взаимодействием. В нем происходят непрерывно движение и преодоление внутренних противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил и образование новых качеств.

Через целостный педагогический процесс реализуется организация жизнедеятельности воспитанников, отвечающая их потребностям и оказывающая сбалансированное воздействие на сознание, чувства и волю личности. Деятельность, которая наполнена нравственно-эстетическими элементами и вызывающая положительные переживания, а также стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к окружающему миру, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс не сводится только к единству процессов обучения и воспитания, он не может рассматриваться только как единство различных видов воспитания. Это не обратное сложение в единый процесс вырванных частей из единого целого. Существует единый, неделимый педагогический процесс, который приближается к целостности путем разрешения противоречий между целостностью личности ученика и влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Целостность педагогического процесса - это взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений, возникающих в нем и реализованных в процессах воспитания и обучения, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса и в связях педагогического процесса с внешней средой.

Аспекты целостности педагогического процесса

Содержание целостности педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, который накоплен людьми. Реализация элементов содержания образования - это и есть реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций педагогического процесса.

С точки зрения организации педагогический процесс можно назвать целостным при условии единства самостоятельных процессов-компонентов:

  1. процесса освоения и конструирования содержания образования и материальной базы;
  2. процесса взаимодействия педагогов и воспитанников в части содержания образования;
  3. процесса личностного взаимодействия педагогов и учеников;
  4. процесса самостоятельного освоения учащимися содержания образования.

Первый и последний процессы отражают предметные отношения, процесс взаимодействия – педагогические отношения, а третий - взаимные, таким образом, охватывается педагогический процесс целостно.

Остались вопросы? Задай их!

Наши специалисты помогут тебе

Понятие целостности педагогического процесса

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы — его способность к выполнению соци­ально обусловленных функций. Однако общество заинтересова­но в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уров­ню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в це­лостном педагогическом процессе.

Целостность — синтетическое качество педагогического про­цесса, характеризующее высший уровень его развития, резуль­тат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическо­му процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непре­рывно происходят движение, преодоление противоречий, пере­группировка взаимодействующих сил, образование нового каче­ства.

Целостный педагогический процесс предполагает такую орга­низацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалан­сированное воздействие на все сферы личности: сознание, чув­ства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эс­тетическими элементами, вызывающая положительные пережи­вания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс несводим к единству про­цессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное све­дение в единый поток механически вырванных частей из едино­го целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между це­лостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

И педагогика. и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика. а затем и психология.

Сибирский государственный университет. путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано.

Итак, доктор Спок, подчеркивалось в печати прошлых лет, с именем которого связана гуманистическая педагогика. выступил со статьей.

Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика. которая является важнейшим разделом педагогической науки.

Семья как фактор воспитания личности ребёнка. Семейная педагогика является составной частью теории коммунистического воспитания — целеустремлённого.

Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины Психология и педагогика .

Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. — М. Педагогика. 1993. К разделу II. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными.

Кантор И.М. Помоигишо-терминологическая система педагогики. Логико-методологические проблемы. — М. Педагогика. 1980

Педагогика гуманизма, реализуемая им и его многочисленными последователями с помощью методики опорных сигналов, — это подлинное творческое сотрудничество с учащимися.

  • E-mail: raskovecsad@list.ru
  • Веб-сайт: http://mdousolnishko.ucoz.ru
  • Телефон: 74726257610
  • Адрес: Белгородская обл. Красненский р-н. с. Расховец, ул. Центральная, д. 36
  • Заведующий: Токарева Оксана Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Расховецкий детский сад Солнышко Красненского района Белгородской области

Место учреждения на карте:

Детский сад Солнышко был открыт в сентябре 1994 году. Детский сад расположен в типовом здании, находится в центре села Расховец Красненского р-на, Белгородской обл. В ближайшем окружении: средняя школа, дом культуры, администрация, медпункт, сельская библиотека.

Основы целостного педагогического процесса ДОУ.
Образовательно-воспитательный процесс в ДОУ строится на основе базисной программы Детство / под ред. Л.А. Парамоновой/, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Данная программа предусматривает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее полное и целостное развитие ребенка с рождения (с 1,5 лет – в дошкольном учреждении) до поступления в школу
Направления работы по восстановлению преемственности в восприятии и освоении традиций отечественной культуры, по формированию основ национального самосознания и любви к Отечеству в образовательно-воспитательном процессе ДОУ наряду с базисной используется программа Приобщение детей к истокам русской национальной культуры О.Л. Князевой.

Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни осуществляется на основе программы Н.Н. Авдееевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной Безопасность , рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ.
Весь спектр используемых программ обеспечивает комплексный подход к организации целостного педагогического процесса (Таблица № 2)

Концептуальные основы программы.
Образовательная программа ДОУ – структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, под которым мы подразумеваем динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.

Цель данного документа – решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ, социальной ситуацией развития и программой экспериментальной деятельности.
Образовательная программа обеспечивает:
• построение целостного педагогического процесса;
• обогащение физического, познавательного, социального, эстетического, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;
• гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;
• развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей;
• организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности (игра, театрализованная деятельность, хореография), построенных на содержательном общении, диалоге;
• право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

Ведущая идея программы – развитие личности ребенка в единстве образования, воспитания и здоровье сбережения.

Источники: http://author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_obucheniya/celostnyy_pedagogicheskiy_process/, http://bibliotekar.ru/pedagogika-3/140.htm, http://uslugi.vsopen.ru/department_2434






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением