Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста





Пути формирования исследовательских умений у детей FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF CHILDREN Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ ,
  • ИГРЫ ,
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ,
  • ОПЫТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ,
  • RESEARCH SKILLS ,
  • GAMES ,
  • RESEARCH OF BEHAVIOR ,
  • EXPERIENCE RESEARCH OF CONDUCT

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Щукина Ирина Николаевна

Рассмотрены теоретические аспекты формирования исследовательских умений у детей. Раскрыты пути формирования исследовательских умений у дошкольников. Приведены примеры игр-преобразований для детей дошкольного возраста.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Schukina Irina Nikolaevna

Theoretical aspects of formation of research skills in children. Disclosed the formation of research skills in preschoolers. Examples of games-transformation for preschoolers.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вектор науки Тольяттинского государственного университета , Щукина Ирина Николаевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Щукина Ирина Николаевна Пути формирования исследовательских умений у детей // Вектор науки ТГУ. 2012. №4 (22). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-issledovatelskih-umeniy-u-detey (дата обращения: 26.09).

Щукина Ирина Николаевна Пути формирования исследовательских умений у детей Вектор науки Тольяттинского государственного университета (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-issledovatelskih-umeniy-u-detey (дата обращения: 26.09).

Щукина Ирина Николаевна (2012). Пути формирования исследовательских умений у детей. Вектор науки Тольяттинского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-issledovatelskih-umeniy-u-detey (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Щукина Ирина Николаевна Пути формирования исследовательских умений у детей // Вектор науки ТГУ. 2012. №4 (22) С.445-447.

Щукина Ирина Николаевна Пути формирования исследовательских умений у детей Вектор науки Тольяттинского государственного университета (2012).

Щукина Ирина Николаевна (2012). Пути формирования исследовательских умений у детей. Вектор науки Тольяттинского государственного университета

От редакции

Уважаемые коллеги! Перед вами 29-ый номер журнала.

Тема его - Модель оценки качества дополнительного образования детей (в разработке и апробации на базе образовательных учреждений) - по сути дела, является одной из самых актуальных в современном образовании. Множество вопросов, связанных с дополнительным образованием, является предметом дискуссий давно и до сих пор. Сказывается отсутствие единой государственной концепции образования. Тем значимей подборка материалов этой рубрики; она, безусловно будет интересна и полезна всем, работающим в сфере образования и, надеемся, не только дополнительного. Спасибо всем, кто разместил свои материалы у нас, а география опубликованных статей впечатляет: Оренбург, Краснодарский край, Челябинск, Москва, Вологда, Санкт-Петербург. Но тема эта не исчерпывается невеликим кругом статей, и мы открываем круглый стол по вопросам затронутым в материалах этой рубрики, посему предлагаем вам, наш заинтересованный читатель, присылать свои отклики, мнения по проблемам состояния и развития дополнительного образования в стране, в регионах, в вашем учреждении, ответы на те или иные вопросы, делиться опытом.

В рубрике «Инновации: поиски и исследования» помещены материалы разнообразной поисковой педагогической деятельности. Обратят на себя внимание статьи педагогов из Таганрога, в которых они делятся опытом использования на уроках коучинга – новой методики, созданной на стыке психологии, менеджмента, философии и логики, используемой для повышения эффективности обучения и развития личностного потенциала ученика.

Актуальна статья молодого петербургского учителя истории Ледовского В.А. в основу которой положено его выступление на межрегиональном научно-практическом семинаре “Мы славяне. Содружество славянских народов: исторические корни», состоявшемся в Санкт-Петербурге в марте 2016 года. Автор ищет ответы на вопросы, которые ставят перед современной российской цивилизацией глобальные вызовы и угрозы, способные привести не только к расколу в Православной церкви, но и к тяжелым последствиям для славянских государств.

Методисты ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга Горлицкая С.И. и Суханова К.Д. представляют проекты педагогов, созданные для работы с детьми дошкольного возраста с помощью интерактивных технологий MimioStudio. В статье дается ссылка, которая позволит вам установить на свой компьютер пробную версию этой популярной программы и погрузиться в мир методических идей педагогов-дошкольников.

Петербургский учитель из гимназии №622 Татьяна Геннадьевна Орлова представляет методическую разработку по организации работы с одарёнными детьми в начальных классах. Автор предлагает краткое изложение современной концепции детской одаренности и знакомит читателя со своей «Программой практических действий куратора и учителя начальной школы «Одарённые дети».

О работе методом построчного комментирования художественного текста и его возможностях рассказывает в своей статье учитель русского языка и литературы из Екатеринбурга Юлия Николаевна Козлова. Чуткий учитель обнаруживает большие воспитательные и развивающие возможности этого метода, умело привлекает родителей к совместной работе с детьми по выполнению интересных домашних заданий.

В рубрике «Инновации: методика и практика» размещены материалы практической деятельности педагогов и методистов. Здесь вы познакомитесь с опытом использования интерактивных онлайн-сервисов в преподавании истории, интересным примером формирования экологического сознания и поведения дошкольников, вам расскажут о поддержке детской инициативы как важной задаче воспитателя, о многообразии способов обучения диалогической речи на уроках английского языка, об использовании куклотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ; здесь вы сможете познакомиться с комплексной программой по формированию навыков здорового образа жизни и профилактике зависимого поведения детей и подростков «Здоровая личность», с методическими разработками, поданными на петербургский конкурс, посвященный 160-летию со дня рождения преподобного новомученика митрополита Серафима (Чичагова) «Уроки служения Отечеству» и другими полезными материалами.

Итак, приглашаем к чтению…

P.S. Мы же хотим, чтобы наши читатели становились соавторами нашего журнала. Напоминаем, тема следующего 30-го (юбилейного!) номера - Реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения , ориентировочное время выпуска - октябрь 2016 года. График выполним только совместными усилиями.

Замечательного вам лета, коллеги!

Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:

  • - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Если свидетельство не нужно, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите – «Без свидетельства»
  • - Если свидетельство необходимо, то оплатите организационный взнос (250р).
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.

1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

  • Дошкольное
  • Начальное общее
  • Основное общее
  • Среднее (полное) общее
  • Среднее профессиональное
  • Высшее
  • Дополнительное

2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

Развитие исследовательских способностей старших дошкольников в аспекте личностного развития ребенка.

Дата публикации: 12.12.15

Автор:
Молородова Оксана Францевна воспитатель, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Верх - Усугли, с. Верх - Усугли Тунгокоченского района Забайкальского края

Развитие познавательной исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в связи с введением ФГОС ДО

Молородова Оксана Францевна,

воспитатель МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида с. Верх-Усугли

Тунгокоченского района Забайкальского края,

высшая квалификационная категория.

Развитие исследовательских способностей старших дошкольников

в аспекте личностного развития ребенка.

«Всякое исследование основано на сравнении

и пользуется средством сопоставлений »

Изменения, происходящие в современном мире, требуют обновления педагогических технологий, направленных на развитие личности. Проект стандарта дошкольного образования, разработанный на основе Закона об образовании РФ, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относится и формирование исследовательской деятельности, которая дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений, активизирует самостоятельную деятельность, позволяет избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, развивает у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследовательская деятельность достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности: игровую, проектную, продуктивную,

Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют ребенку активно действовать, преобразовывать и творить. Основы их развития закладываются уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника - обследовательской, познавательной, исследовательской. С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе, проявляя любознательность и желание экспериментировать. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.

Доказано, что исследовательская деятельность способствует развитию мышления (А.В. Брушинский, З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская), активизации познавательной и творческой деятельности (Дыбина О.В. Куликовская И.Э. Поддъяков А.Н. Б.В. Всесвятский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, К.П. Ягодовский и др.), развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (М.В. Кларин, В.Г. Маралов, В.В. Ситаров).

Однако все эти исследования не отражают целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка.

Психологические особенности развития исследовательских способностей ребенка дошкольного возраста определяются спецификой развития мотивационных, интеллектуально-творческих и поведенческих характеристик: в структуре мотивации исследовательской деятельности дошкольника доминируют мотивы «бескорыстной любознательности», склонности к экспериментированию, другие мотивы (широкие социальные, процессуальные) находятся в подчиненном положении; наглядно-действенное и наглядно-образное мышление доминируют над относительно слабо представленным словесно-логическим мышлением, что определяет характер исследовательского поиска ребенка, то есть он может логически правильно рассуждать, делать выводы и умозаключения, когда решает понятные, интересные для него исследовательские задачи и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, но с другой стороны - исследовательская деятельность дошкольника ситуативна, а, следовательно, и развитие исследовательских способностей разворачивается и останавливается стремительно. Поисковая деятельность детей принципиально отличается от любой
другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам
еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, — они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной работы, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-issledovatelskih-umeniy-u-detey, http://erono.ru/art/%3FELEMENT_ID%3D773, http://konkurs2016.ru/publikacii/doskolnoe/razvitie-issledovatelskih-sposobnostej-starsih-doskolnikov-v-aspekte-licnostnogo-razvitia-rebenka






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением