Развитие игровых умений детей дошкольного возраста





Развитие игровых умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Сюжет игры Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Содержание игры Содержание игры – это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.

РОЛЬ Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с данным персонажем. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Исполнение воспитателем главной роли; Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; Внесение образных игрушек ; Прием параллельной игры ; Прием ролевой игры с продолжением; Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:

Характеристики сюжетно-ролевой игры её суверенность; автономность; самостоятельность; свобода; экспериментальность; творчество (импровизация); наличие высокого эмоционального напряжения; самобытность.

Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ ИГРА – средство развития личности; ИГРА – средство общения; ИГРА – форма организации детского общества; ИГРА – способ обучения и самообучения; ИГРА – средство коррекции развития ребёнка; ИГРА – диагностическое средство; ИГРА – психотерапевтическое средство.

Сюжетно-ролевая игра – королева игр развивает потенциальные возможности детей; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений; обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.

Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения №7 Рабочего посёлка Переяславка Хабаровского края. В исследовании приняли участие 14 детей, в возрасте 6-7 лет, составляющие контрольную и экспериментальную группу исследования. Выявления роли сюжетно-ролевой игры в развитии игровых умений у старших дошкольников.

исследование проводилась в три этапа: констатирующий; формирующий; - контрольный.

Выявление уровня сформированности игровых навыков Цель: определить уровень сформированности игровых навыков у детей подготовительной к школе группы. Задачи: 1.Подобрать необходимый диагностируемый материал. 2. Провести диагностику уровня сформированной игровых навыков у детей подготовительной группы. 3.Проанализировать полученные результаты.

1. Сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий; 2. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами; анализ полученных данных 3. Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии детей. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью.

Организация работы по обогащению сюжетно-ролевых игр, как условие развития игровых умений дошкольников. - Экскурсии; - Встречи с людьми разных профессий; - Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; - Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала; - Рассказ воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;

Организация работы по обогащению сюжетно-ролевых игр, как условие развития игровых умений дошкольников. - Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением окружающей жизни; - Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни. - Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; - Этические беседы.

Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы

Определение динамики сформированности игровых навыков Анализ показал, что дети экспериментальной группы вполне справляются со стоящими перед ними задачами игры. Увлечение игрой детей данной группы вызывало новое отношение детей к занятиям и к разным видам труда. Дети в процессе игры сообща вырабатывали правила поведения, приучались смело выражать свое мнение, прислушивались к мнению других. Данные контрольного исследования показали, что у детей экспериментальной группы произошли изменения в повышении уровня сформированности игровых навыков

Принципы формирования сюжетно-ролевой игры воспитатель играет вместе с детьми; развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение; ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра

– обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам; – обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей; – своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта; – активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни. – умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе. подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Формирование игровых умений в сюжетно-ролевой игре у младших дошкольников

Фрагмент текста работы

привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос формирования игровых умений у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

В начале исследования мы выдвинули гипотезу о том, что игровые умения у младших дошкольников будут формироваться успешнее, если воспитатель будет знать особенности развития игры у детей в младшем дошкольном возрасте, возрастные и индивидуальные особенности детей группы, составит комплекс мероприятий по развитию игровых навыков и будет проводить работу систематически, планомерно и в сотрудничестве с родителями и сотрудниками ДОУ.

В первой части исследования мы рассмотрели научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста, проанализировали разделы программ воспитания и обучения дошкольников, посвященные игре и развитию игровых умений у детей 3-4 лет, выделили ведущую роль взрослого в играх младших дошкольников, рассмотрели разнообразие подходов к организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей и формированию у них игровых умений.

Во второй практической части исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, который показал, что уровень развития игровых навыков у большинства детей 2ой младшей группы ниже среднего, т.е. многие дети совсем не умели играть.

Анализ психолого-педагогических исследований и результатов констатирующего эксперимента позволил нам разработать проект формирующего эксперимента. В соответствии с целью формирующего эксперимента в проект вошло:

1. создание необходимой игровой среды в группе;

2. комплекс мероприятий, включающих разнообразные формы работы, направленный на развитие игровых умений у младших дошкольников;

3. были составлены рекомендации для педагогов и родителей по руководству сюжетно-ролевой игрой детей.

Для определения эффективности работы на формирующем этапе эксперимента в конце учебного года был проведен повторный контрольный эксперимент. Данные контрольного эксперимента показали, что у детей группы произошли значительные изменения в повышении уровня сформированности игровых навыков, дети стали брать на себя разнообразные роли, выполнять логичные ролевые действия, широко использовать атрибуты и предметы-заместители, появилась ролевая речь

Похожие материалы

Информация о работе

Методическое пособие

«Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте»

1.Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми

1.1 Общая характеристика сюжетно- ролевой игры

1.2 Основные направления развития сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста

1.3 Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников

2. Планирование и тематика сюжетно-ролевых игр.

2.1. Примерное планирование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте

2.2 Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте

Список используемой литературы

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К сожалению, с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «войну», прыгали на скакалках. Сейчас редко увидишь детей играющих вместе. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные.

Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС ДО игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам .

Все выше сказанное определяет актуальность развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

1.Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми

1.1 Общая характеристика сюжетно- ролевой игры

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Из всех детских игр особое место занимает сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких-либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей. Сюжетно- ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребенка. С одной стороны - это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны – сюжетно-ролевая игра - это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.

Четко обозначить возрастные границы перехода к сюжетно-ролевой игре нельзя. При условии сформированности сюжетно-отобразительной игры ребенок начинает принимать на себя роли примерно к трем годам, но в зависимости от индивидуальных особенностей кто-то из детей готов к этому раньше, а кто-то позднее. К 5-6 годам сюжетно-ролевая игра достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшем развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

В сюжете раскрывается содержание игры — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль - игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.

Прямое педагогическое руководство это когда педагог проводит организацию игровой деятельности по заданному замыслу, сюжету, ролям, в ходе, которой происходит либо выработка, либо тренировка игровых действий и обогащение игрового опыта между взрослым и ребенком, между детьми.

Косвенное руководство - это когда педагог создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.

Источники: http://infourok.ru/razvitie-igrovih-umeniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-syuzhetnorolevih-igrah-1143607.html, http://vunivere.ru/work54602, http://dou-sad.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/48-sotsializatsiya/345-metodicheskoe-posobie






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением