Развитие детей сенсорной деятельности





Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

в образовательной области «Познание»

Буравинская Анна Овсеевна, Пичужкина Светлана Владимировна

воспитатели МБДОУ № 24

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста является одним из главных направлений в образовательной деятельности.

Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Одна из главных систем в организме человека, направленная на восприятие и представление о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей). Сенсорный (от латинского census) чувство, ощущение.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами. Развивать познавательные и речевые умения. Определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов.

Мы работаем по Программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учётом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. Развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

По Программе «От рождения до школы» сенсорное развитие входит в образовательную область «Познание», целью которой является развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.

Целью сенсорного развития является:

  • продолжение работы по обогащению непосредственного, чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия;
  • формирование умения включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним;
  • упражнения в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;
  • формирование умения называть свойства предметов.

Предметно -развивающая образовательная среда является важным фактором воспитания и развития ребёнка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется в процессе рисования, лепки, конструирования и др. Дидактические игры и упражнения применяются как в качестве одного из методов проведения ННОД, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных знаний и умений. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными образовательными областями. Так, успешная организация образовательной деятельности по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, нанизыванию колец на стержень, при игре со шнуровками, с дидактическим материалом с пуговицами, рисовании красками.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста мы проводим интегрированные развивающие игровые ситуации, в которых усвоение планового материала протекает незаметно. Особое внимание уделяем обогащению и накоплению детьми сенсорного опыта через игры с дидактическим материалом. В его изготовлении и приобретении нам активно помогают родители. Развитие чувственных рецепторов рук у детей способствует развитию тактильно – двигательных ощущений, развитию речи. Для этого, на протяжении всего дня, мы организовываем различные виды деятельности. Например: пальчиковые игры, лепка, рисование пальчиковыми красками, сортировка мелких предметов, игры с дидактическим материалом.

Для родителей мы организуем выставку дидактических пособий и игр, с помощью которых можно в домашних условиях развивать сенсорные возможности детей. Оформляем папки – передвижки, информационные плакаты. Проводим родительский клуб по теме «Развивающая предметно – пространственная среда дома», целью которого является показать родителям, что для развития сенсорных возможностей ребёнка, не обязательно покупать дорогостоящие игрушки, а можно использовать обычные предметы домашнего обихода.

Проводя мониторинг детей в конце учебного года, мы отмечаем заметные сдвиги в сенсорном развитии: дети раннего дошкольного возраста научились различать основные цвета (желтый, красный, зелёный, синий), усвоили белый и чёрный цвет. Дети умеют выбирать из двух предложенных цветов тот, который надо определить. Понимают слова «большой -маленький», «высокий – низкий», «твёрдый – мягкий». Различают формы: квадрат, круг, треугольник. Узнают знакомые предметы по форме, по одному свойству или части предмета, группируют предметы по образцу. Работа детей с не структурированным материалом (пластилином, тестом, окрашенным песком) способствует развитию мелкой моторики пальцев и как следствие развитию речи.

  1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  2. Интернет ресурсы:http:/adalin.mospsy.ru/ /www.krokha.ru//aguu.ru/montessori/

Parent page

2016 - МАДОУ №24 г.Томска

Источники: http://ds-24.dou.tomsk.ru/stranichki-vospitateley/sensornoe-razvitie-buravinskaya-a-o-pichuzhkina-s-v/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением