Развитие детей раннего возраста трудовой деятельности





Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве

В раннем детстве проявляется ярко выраженное стремление ребенка действовать, как взрослые. Ребенок наблюдает за трудовыми действиями взрослых, результат которых ощущает на самом себе (вкусная еда, чистая одежда и т.д.). Ребенка привлекает деятельность взрослых и он часто выражает стремление, чтобы ему позволили выполнять какое-либо трудовое задание. При этом сам смысл трудовых действий и их назначение не всегда осознанны ребенком. Эмоциональная привлекательность совместных действий со взрослым выражена значительно сильнее, чем объективная полезность результата – качество трудовых действий ребенка часто является низким. Важно, что у ребенка есть желание выполнять трудовые действия, которые являются для него интересными и привлекательными. Поэтому именно на этом возрастном этапе начинают закладываться основы трудолюбия и уважения к любому труду взрослых.

Первые трудовые действия в раннем возрасте формируются благодаря интересу к окружающим предметам и желанию действовать с ними. Орудийность – это главная характеристика трудовой деятельности, поэтому освоение орудийных действий – главная предпосылка формирования навыков трудовой деятельности. В начале периода ребенок не способен выделять результата своих действий и поэтому часто не доводит начатое дело до конца. Цель трудовых действий для ребенка заключается в самих действиях: не вымыть посуду, а мыть ее, не выстирать одежду, а стирать ее и т.д.

Света В. 2 года 7 месяцев. В свободное время любит стирать белье. Она наливает в тазик воду, просит мыло и трет им одежду куклы. Затем правильными движениями отжимает одежду и вешает ее на веревочку. Через минуту все белье снова в тазу. Она снова стирает. И так повторяется несколько раз.

В конце раннего детства в самосознании ребенка появляется важное новообразование – гордость за собственные достижения. Ребенок начинает выделять результат своих трудовых действий и хочет получить позитивную оценку со стороны взрослого. Действия с орудиями труда способствуют проявлению у детей раннего возраста стремления к самостоятельности. Взрослый направляет ребенка на получение качественного результата и помогает ему осознать общественную значимость труда, подчеркивая смысл и результат его трудовых действий. Это способствует становлению общественных мотивов труда.

Ребенок начинает осознавать результативность трудовых действий, осваивает способы употребления орудий. Осознание связи между трудовым действием и его результатом позволяет представить будущий результат. Представление о желаемом результате трудового действия лежит в основе контроля и планирования трудовой деятельности. Этому во многом способствует развитие речи ребенка, с помощью которой фиксируется трудовое действие и его результат, а к концу третьего года осуществляется планирование предстоящей трудовой деятельности.

В целом развитие предпосылок трудовой деятельности ребенка раннего возраста связано с потребностью выполнять совместную с кем-то общую деятельность, действовать, как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности и связаны с освоением орудийных действий и стремлением к достижению результата и получению его оценки взрослым.

Ранее детство – период, благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков, тесно связанных с предметными действиями. Для детей в этом возрасте представляют интерес функции, назначение и способы использования различных предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Благодаря этим знаниям ребенку открывается бытовая сторона мира взрослых и формируются культурно-гигиенические навыки. Развиваются навыки самообслуживающего труда, направленные на самого ребенка (табл. 5.4). Они способствуют самоутверждению и удовлетворению стремления к самостоятельности.

Развитие навыков самообслуживания у ребенка в раннем возрасте

Развитие личности ребенка в трудовой деятельности

Подобные документы

Анализ современных подходов к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Развитие игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте. Музыкальные игры и их влияние на музыкальное развитие ребенка.

курсовая работа, добавлен 19.11

Особенности развития ребенка младшего школьного возраста. Характеристика ребенка специальной школы. Исследование влияния игровых занятий на развитие проблемных школьников. Методы диагностики психических функций детей с интеллектуальной недостаточностью.

дипломная работа, добавлен 19.11

Формирование инициативной личности ребенка. Развитие познавательной активности в игровой деятельности. Психолого-педагогический анализ развития сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста. Связь ребенка с предметным и социальным миром через деятельность.

дипломная работа, добавлен 21.11

Психологические особенности развития всех сторон речи. Значение игры для детей дошкольного возраста. Разработка методики для развития речи ребенка в игровой деятельности и проведение эмпирического исследования группы дошкольников для ее применения.

курсовая работа, добавлен 18.02

Клубные формирования для детей. Воспитание ребёнка в творческом коллективе. Развивающие игры как фактор развития личности. Формы и методы культурно-досуговой деятельности для детей. Анализ конкурсно-игровой программы. Влияние игры на развитие ребенка.

курсовая работа, добавлен 12.09

Значение игрушки в жизни детей, краткая история ее возникновения. Взгляды педагогов на игру и игрушку как спутника жизни ребенка. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка, требования к ней.

курсовая работа, добавлен 09.11

Психолого-педагогические основы проблемного обучения. Формирование взаимоотношений у дошкольников. Игра и ее значение для развития личности ребенка. Практическое исследование формирования взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности.

курсовая работа, добавлен 26.05

Роль театрализованной игры в развитии личности ребенка. Содержание педагогической деятельности, направленной на знакомство дошкольников с художественной литературой и формирование творческой активности детей в процессе театрально-игровой деятельности.

дипломная работа, добавлен 05.06

Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери для благоприятного протекания этого периода. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Основной ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте.

дипломная работа, добавлен 05.07

Проектирование развивающей среды в условиях семьи. Проектирование адекватной игровой среды как необходимое условие свободной игровой деятельности дошкольника. Особенности организации домашней игровой среды для детей разного дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 28.04

Понятие общения и педагогические особенности культуры общения в воспитательном процессе, значение игровой деятельности для формирования культуры общения ребенка. Исследование процессов речевого развития и культуры общения детей дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 16.04

Педагогические и гигиенические требования к формам организации труда детей в природе. Методика проведения трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии речи в уголке природы. Программа коррекционного обучения, ее особенности и преимущества.

контрольная работа, добавлен 19.09

Особенности развития ребенка в дошкольный период. Изучение структуры системы межличностных отношений старших дошкольников в группе сверстников. Описание совместной игровой деятельности детей дошкольного возраста как средства развития взаимоотношений.

курсовая работа, добавлен 30.11

Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста. Особенности игровой деятельности детей. Принципы организации воспитания ребенка раннего возраста, формирование их совместной предметной деятельности.

курсовая работа, добавлен 31.10

Значение игры для психического развития ребенка. Виды и значение сюжетно-ролевых, театрализованных, конструкторских и дидактических игр. Навыки, необходимые воспитателю для успешного руководства играми детей. Особенности игровой деятельности дошкольников.

реферат, добавлен 23.01

Развитие и реакции детей первого года жизни, особенности их физического воспитания. Организация режима дня и питания малышей-грудничков, туалет ребенка. Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста, описание игр.

реферат, добавлен 31.10

Психологические особенности детей дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме игры, как средства психического развития ребенка. Исследование развития психики детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

курсовая работа, добавлен 11.01

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности. Роль и специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей. Анализ программ, сочетающих театрализованную деятельность и музыкальное воспитание.

курсовая работа, добавлен 15.11

Планирование ребенка, как предупреждающий фактор благополучного развития личности, роль матери и отца в данном процессе. Семейные факторы, влияющие на развитие ребенка. Школа и другие детские учреждения как источник личностных проблем для ребенка.

реферат, добавлен 15.09

Развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности ребенка как главная цель дошкольной подготовки. Пути овладения приемами умственной деятельности. Развивающие игры как средство умственного и всестороннего развития детей.

статья, добавлен 12.12

Трудовое воспитание дошкольников.

Трудовое воспитание детей раннего возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Задачи трудового воспитания дошкольников

  • воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;
  • развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;
  • формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
  • развитие навыков организации работы;
  • воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Задачи трудового воспитания могут воплощаться в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в кругу семьи. ДОУ играет важную роль в общем развитии ребенка. Следует отметить, что воспитание детей в детском саду осуществляется в соответствие с определенной программой. В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей. Также, в формировании личности ребенка отмечается высокий приоритет семейного воспитания. Главный принцип трудового воспитания в семье заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка. Важно всем членам семьи при выполнение каких-либо домашних дел всегда быть примером. Дети любят подражать взрослым и испытывают огромную гордость, если им поручают дома «настоящие» дела.

Труд детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд по уходу за растениями и животными;
  • ручной труд.

Особенности трудового воспитания дошкольника

Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка в раннем возрасте заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой.

Основные методы и приемы трудового воспитания:

  • помочь ребенку в определение цели труда;
  • обсудить в чем значение данной работы, для чего и для кого она необходима;
  • научить разбивать работу на этапы выполнения;
  • продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать;
  • пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу;
  • обсудить, что уже сделано, а что еще можно сделать, чтобы достичь лучшего результата;
  • поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели;
  • проверять и оценивать вместе с ребенком ход и результаты работы;
  • привлекать ребенка к совместному труду, подавать пример ответственного отношения к делу, при этом помогая советом или делом, если возникли затруднения;
  • пробуждать инициативу у ребенка к самостоятельным решениям.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

← Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook

О совместном сне родителей и детей ведется немало споров до сих пор. И педиатры, врачи и сами родители еще не пришли к общему мнению относительно того, где должен спать ребенок в первые годы жизни. Но вот - малыш подрос. И ему пора переселяться в свою кроватку. Как это сделать - мы расскажем в нашей статье.

Пожалуй, все родители стремятся разглядеть и воспитать в своем ребенке лидерские качества. Ведь всем хочется видеть детей преуспевающими и сильными личностями. Природа закладывает 40% лидерских задатков и талантов в малышей, но нужно суметь правильно их развить. В нашей статье мы подскажем как.

Многие из нас слышали о японской системе воспитания детей и знают, какими послушными и воспитанными вырастают дети. Но применимы ли японские методы к воспитанию наших малышей? В нашей статье мы расскажем об особенностях и правилах воспитания детей в Японии.

Детские привычки, вредные и не очень, складываясь, со временем формируют характер ребенка. Поэтому, замечая, повторяющиеся навязчивые действия ребенка, родителям следует внимательно приглядеться. Откуда берутся вредные привычки и как с ними бороться? Ответы - в нашей статье.

Источники: http://studme.org/1899100925776/psihologiya/razvitie_predposylok_trudovoy_deyatelnosti_rannem_detstve, http://allbest.ru/k-2c0a65625a3bd68a5d53b88521206d37.html, http://womanadvice.ru/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением