Программа обследования психического развития ребенка





Задержка психического развития ребенка

Каждый ребенок, развиваясь, проходит определенные возрастные этапы, тем не менее, у каждого ребенка темп развития индивидуален и зависит от наследственных и многих других факторов. Возраст, когда должны появиться важные новые навыки, в частности, ходьба и речь. нельзя назвать абсолютно точно – важно лишь, чтобы это соответствовало определенному возрастному диапазону.

Приблизительно 3 из 100 детей в связи с наследственными или врожденными причинами имеют те или иные отклонения в развитии; у некоторых детей к замедлению развития приводят тяжелые заболевания или травмы. Временная задержка развития обычно наступает в период серьезной болезни, затем после выздоровления темп развития восстанавливается. Бывает, что задержка развития становится очевидной в школьном возрасте, в процессе общения ребенка со сверстниками. При многих наследственных или врожденных заболеваниях причину задержки развития можно установить; некоторые заболевания такого рода выявляются еще во внутриутробном периоде. Поэтому в ряде случаев родители заранее знают, что за будущим ребенка потребуется особый уход. Иногда задержка развития накладывается на какое-нибудь хроническое заболевание. Ранняя диагностика и своевременно начатое лечение могут ослабить влияние болезни на развитие ребенка.

При подозрении на задержку психического развития ребенка необходимо провести его полное медицинское и психологическое обследование. Современные методы тестирования способны выявить не только отклонения в развитии, но и сильные стороны ребенка. На такое обследование ребенка должен направить педиатр .

В зависимости от результатов тестирования детский психолог и педиатр рекомендуют программу лечения, охватывающего физические, речевые и психологические аспекты развития. Возможно, ребенок должен будет обучаться в специальном образовательном учреждении. Родители должны выяснить у специалистов, какого уровня образования сможет достичь ребенок.

Даже специалисты затрудняются дать долгосрочный прогноз, касающийся развития ребенка, на основании тестов, проведенных в возрасте 1-2 лет. Дети с синдромом Дауна, например, заметно отличаются друг от друга по уровню интеллектуального развития. Серия тестов, проводимых в течение длительного времени, дает более полную и объективную картину, чем единичная оценка. Исследования показали, что что независимо от характера врожденного заболевания очень большую роль в том, насколько разовьются физические и интеллектуальные возможности ребенка, играют окружающая среда и воспитание.

Хотя это непросто, родители должны поощрять активность ребенка в рамках его возможностей: излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие. Подобная ложная «задержка развития» может определяться у детей с потерей слуха или зрения. К сожалению, иногда такой ошибочный диагноз приводит к истинному ограничению развития ребенка.

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

Воспитываем умного ребенка

Исследования подтверждают то, что родители давно знают: чем больше разговаривают с маленьким ребенком, тем более высокоразвитым интеллектуально он растет. Внимание к ребенку оказывает заметное влияние на формирование его интеллекта и творческих способностей. Иными словами, любовь и разумная забота близких людей способствует правильному формированию мозга ребенка.

Обнаружены два важнейших фактора. Во-первых, выяснилось, что обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте от рождения до 3 лет и особенно в первый год жизни. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, буквально определяет его будущий интеллектуальный уровень, успехи в образовании и так далее. Более того, эти слова должны исходить от тех, кто ухаживает за малышом, а не доноситься из радиоприемника и телевизора – эффекты в том и другом случае абсолютно разные. Взаимосвязи нервных клеток мозга закладываются до рождения в соответствии с генетическим кодом. На этот процесс влияет то, как будущая мать следит за своим здоровьем и питанием во время беременности. Некоторые ученые считают, что интеллект формируется еще во внутриутробном периоде. Дети узнают голос матери с очень раннего возраста. Врачи советуют беременной женщине разговаривать со своим ребенком, слушать музыку – это развивает его мозг.

После рождения действуют и наследственные факторы, и факторы окружающей среды. С момента рождения на формирование мозга влияют зрительные впечатления, звуки, запахи, тактильные ощущения, а самое главное – речь и внимание родителей. Клетки головного мозга организуются в системы, что позволяет человеку мыслить, творить и приспосабливаться к окружающим условиям в течение всей последующей жизни. Однако все сказанное вовсе не означает, что родители должны поставить цель воспитать вундеркинда, постоянно и помногу занимаясь с ребенком. Это может быть опасно для малыша: ни в каком возрасте не следует требовать выдающихся достижений. Надо лишь обеспечить ему спокойствие и безопасность (возможности ребенка будут развиваться в свойственном ему темпе) и разумно поощрять его.

Мозг готов к каждому виду деятельности в свое время. Это надо учитывать при выборе занятия для ребенка. Но в любом возрасте ребенку необходимо общение с родителями и другими взрослыми.

От рождения до 1 месяца. Дети более спокойны, когда слышат обращенную к ним негромкую речь. Поскольку ребенку трудно воспринимать обилие лишних звуков, специалисты советуют выключать радио, телевизор и т.п. когда вы общаетесь с малышом.

1-3 месяца. В этот период организуется система нервных клеток, ответственных за зрение. Ребенок начинает различать звуки, например, узнавать ваш голос. Правильному развитию помогают рассматривание ярких картинок, разговоры с ребенком.

3-5 месяцев. В этом возрасте ребенок учится в основном за счет зрения. Его внимание привлекают движущиеся предметы. Разговаривайте с малышом, показывайте ему все более сложные картинки реальных предметов; лучше пользоваться детскими изданиями.

6-7 месяцев. Ребенок узнает, что такое причинно-следственная связь, для чего служат те или иные предметы. Делая что-нибудь, объясняйте ребенку, что вы делаете. К примеру, поверните ручку и откройте дверь или откройте кран и пустите воду.

7-8 месяцев. Ребенок может связывать достаточно отдаленный звук со знакомым человеком. Когда слышен звонок в дверь, скажите, что кто-то пришел, и т.п.

9-12 месяцев. Ребенок способен воплотить в жизнь некоторые «теоретические знания», сочетая свои способности к восприятию с двигательными навыками. Помогите ему включить свет или открыть кран.

1-1,5 года. Интеллект быстро развивается и усложняется. По мере развития речи помогайте ребенку произносить новые слова; он начинает исследовать окружающий мир более активно. Дайте ему возможность изучать разные предметы – конечно, под вашим присмотром.

Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь .

Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!

Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:

Программа комплексного профилактического обследования ребенка (ПАТРОНАЖ)

Патронаж - форма работы лечебно-профилактических учреждений, основная цель которой – проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий.

Правильное медицинское сопровождение ребенка является важным, особенно в первые годы развития ребенка.

Основа такого сопровождения – профилактика. Не нужно ждать проявления опасной болезни, гораздо лучше предупредить ее появление или выявить на самой ранней стадии. Поэтому обследование ребенка рекомендуется проводить регулярно, начиная с самого раннего возраста. Ребенка до года нужно обследовать чаще, так как основы будущего здоровья закладываются еще в младенчестве.

Традиционно профилактическое обследование проходит по стандартной схеме приема специалистов, которая может корректироваться в зависимости от особенностей ребенка.

Наиболее важным врачом для ребенка, особенно в течение первого года жизни, является ПЕДИАТР. Именно этот доктор вместе с медсестрой в течение первого года жизни проведет диагностику состояния, оценит физическое и психическое состояние новорожденного: измерит рост, объем головы, груди, родничков, осмотрит пупок, кожные покровы и видимые слизистые оболочки; даст рекомендации родителям по вопросам ухода, вскармливания, закаливания, назначения профилактических прививок. В дальнейшем педиатр будет наблюдать за состоянием и развитием ребенка, проводить лечебно-оздоровительные мероприятия, а в случае заболевания ‐ поставит диагноз, направит на дополнительные обследования к другим врачам-специалистам, выберет наиболее эффективный метод лечения.

В течение первого года жизни необходимо обследование и других специалистов, таких как:

НЕВРОЛОГ. Этот доктор проведет оценку функционального состояния организма, нервно-психического развития и поведения ребенка. Он определит, в норме ли нервная система ребенка, проверит его рефлексы, координацию, чувствительность, соответствие возраста ребенка и уровня его развития. При повторных осмотрах врач выделит группы риска по отклонениям в психомоторном развитии и в поведении, а при необходимости назначит дополнительные обследования и лечение (массаж, ЛФК, гимнастику, физиопроцедуры, медикаментозное лечение). Осмотры помогут разобраться в причинах самых разных популярных расстройств: нарушение сна, внутричерепная гипертензия, гипервозбудимость и неусидчивость, энурез, заикание.

ОФТАЛЬМОЛОГ. Проверит зрение ребенка и зрительные реакции, оценит состояние сосудов головного мозга при исследовании глазного дна, осмотрит мышцы (движения глаз в разные стороны), слезные пути (проходимость слезных каналов), веки (полноценность открывания-закрывания век). В дальнейшем он будет контролировать динамику рефракции глаза (сравнит первичные и вновь полученные данные этого исследования). Так как в случае, если наблюдается сдвиг в сторону минусовой рефракции, то, возможно, есть предрасположенность к развитию близорукости. Окулист выявит врожденные виды заболеваний: катаракта и глаукома, скрыто протекающие воспалительные процессы. При отклонениях от нормы врач назначит необходимое лечение или дополнительное обследование.

ОРТОПЕД. Ортопед проведет диагностику общего физического развития ребенка, особенностей строения его скелета и опорно-двигательного аппарата. Проверит, есть ли у ребенка проблемы с опорно-двигательным аппаратом: неправильное развитие тазобедренных костей (дисплазия), которое может привести к хроническому вывиху бедра, плоскостопию, раннему искривлению позвоночника (сколиоз, кифоз, лордоз).

ХИРУРГ. Осмотр хирурга направлен на выявление хирургических патологий: дисплазии, грыж, кривошеи, врожденных вывихов. При выявлении патологии на основании рекомендаций хирурга (и еще невролога) ребенок направляется на лечебный массаж, гимнастику или лечебное плавание.

ОТОЛАРИНГОЛОГ (ЛОР). Обследование у ЛОРа позволит выявить у ребенка нарушения в развитии и функционировании носа и горла, определить проблемы со слухом, установить источники инфекции и риск развития гайморита, тонзиллита, фарингита, отита и других воспалительных заболеваний. У грудничков причиной отита может стать попадание смеси или грудного молока из носоглотки в среднее ухо. После осмотра и обследования врач даст рекомендации по уходу за слизистыми оболочками полости носа и рта с целью профилактики простудных и воспалительных заболеваний, а при необходимости назначит медикаментозную терапию. При подозрении на снижение слуха ЛОР направит к сурдологу.

КАРДИОЛОГ. Осмотр этого специалиста необходим для своевременного выявления у ребенка пороков сердца, ревматизма, диффузных заболеваний соединительной ткани, артритов и другой патологии сердечно-сосудистой системы. Врач оценит общее функциональное состояние сердца, выявит шумы , врожденные аномалии, нарушение ритма и кровоснабжения. При необходимости он направит на дополнительные исследования, такие как УЗИ сердца, электрокардиографию, специфические анализы.

СТОМАТОЛОГ. Обследование у стоматолога покажет, есть ли у малыша проблемы с зубами (кариес, неправильный прикус, искривление зубов), все ли в порядке с развитием челюстно-лицевого аппарата. Кроме того, обследование позволит обнаружить заболевания слизистой: кандидоз, стоматит. После осмотра врач даст рекомендации по уходу за полостью рта. А в дальнейшем будет контролировать прорезывание и рост зубов.

КОМПЛЕКС АНАЛИЗОВ. Дети сдают стандартные анализы – кровь, мочу и кал. Кровь проверят на свертываемость и химический состав, кал – на наличие глистов, мочу – на микроэлементы, а также проблемы с мочевыделительной системой и почками.

Таким образом, комплексное медицинское сопровождение ребенка позволит родителям не только получить полную информацию о состоянии здоровья своего малыша, но и укрепить его иммунитет и не пропустить момент появления заболевания.

Педиатрический центр Будьте здоровы предлагает 4 программы комплексного профилактического обследования детей первого года жизни. Вы можете выбрать любую программу, подходящую Вашему ребенку: http://zdorovie-ok.ru/patronazh-detey-do-goda.

Мы хотим, чтобы желание качественной здоровой жизни для Вашего ребенка было не просто набором слов, а обрело конкретный практический смысл!

Вход на сайт

Забыли пароль?

С каждым годом увеличивается количество детей с аутизмом. При этом, аутизм не знает ни национальных, ни расовых границ. Сегодня аутизм – один из угрожающих диагнозов, наравне со СПИДом.

Острота звучания аутичной проблематики постепенно угасает и от некоторых врачей, которых мы приглашаем на семинары и конференции можно услышать в ответ: Нам эта тема уже не интересна .

Еще до недавнего времени в Украине аутизм как самостоятельное нарушение развития не признавался, а профессиональная подготовка как медицинских, так и психолого-педагогических работников отсутствует.

Ранний детский аутизм является первазивним нарушением развития - глубинным расстройством, которое затрагивает всю психическую структуру человека [3, 4]. Дети с аутичными расстройствами отличаются.

Наши аутисты – необычные ребята. Они играются с предметами не так, как это принято в мире людей, они радуются иному. Им непонятно и неинтересно то, что делают обычные люди. Они не умеют (не.

В современных клинических классификациях детский аутизм определен как глубинный расстройство, которое затрагивает всю психическую структуру человека: чувственную, эмоциональную и познавательную.

На сегодня большинство авторов считает, что аутичный тип расстройств является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Было выдвинуто ряд.

Как известно, музыкальная терапия - это психотерапевтическое направление, основанное на лечебном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Российский психолог С. Л. Рубинштейн.

Известно, что воспитание аутичного ребенка является задачей сложнее, чем ее обучение. Успех этого процесса во многом обусловлен конструктивностью родительской позиции: способностью родителей принять.

Этот сайт был создан на некоммерческой основе для общественной организации Общественная ассоциация поддержки лиц с аутизмом Сонячне коло с согласия и при поддержке ее учредителей. Все наименования, изображения и тексты, размещенные на сайте опубликованы с согласия их авторов. Все контактные данные (адреса электронной почты, телефоны, почтовые адреса) взяты из открытых источников и опубликованных рекламных материалов общественной организации Общественная ассоциация поддержки лиц с аутизмом Сонячне коло действительных на момент создания сайта.

Диагностика психического развития ребенка с последующей разработкой индивидуальной коррекционной программы

Диагностика с последующей консультацией - первый этап сотрудничества семьи со специалистами Центра. Диагностику в нашем Центре осуществляют специальные и медицинские психологи. Чтобы попасть на диагностику, нужно предварительно записаться по телефону.

Обследование ребенка происходит в игровой непринужденной форме, хотя итогом контакта с ребенком и его семьей становится довольно полная картина как психического развития ребенка, так и особенностей взаимодействия с ним родителей. В начале мы можем попросить маму поиграть с ребенком, используя дидактический и игровой материал.

Благодаря этому ребенок быстрее адаптируется в новом помещении и среди незнакомых людей, а у нас есть возможность наблюдать сильные аспекты и определенные недостатки процесса взаимодействия мамы с ребенком. Здесь значимым является следующее: насколько мама умеет играть с ребенком, какими способами она привлекает его внимание, как поддерживает ее, как общается с ребенком (интонации, их разнообразие, тембр, темп, сила голоса и т.д.), какой стиль взаимодействия использует (доминирует, сотрудничает или подстраивается, какие органы чувств включены в контакт (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные) и т.д. Затем с ребенком начинает взаимодействовать психолог, раскрывая особенности его проявлений на различных уровнях.

Если речь идет о консультации семьи из других городов, то родителям предоставляются не только развернутые письменные рекомендации по повышению продуктивности взаимодействия с ребенком, но и проводится дополнительная работа, своеобразный методический мини -тренинг, задача которого - раскрытие творческих ресурсов родителей и отработки эффективных форм взаимодействия с ребенком.

Диагностика осуществляется со следующими целями:

1. Уточнение диагноза в ситуации неопределенности относительно особенностей развития ребенка.
2. Раскрытие ресурсов развития ребенка и определения тех проблемных зон, которые требуют коррекции. Это необходимо для разработки индивидуальной программы развития ребенка

При комплексном обследовании ребенка мы обращаем внимание на следующие сферы:

1. Телесная (тонус, равновесие, двигательная активность, согласованность движений, зрительно-моторная координация, особенности крупной и мелкой моторики, имитация движений, стереотипии, аутостимуляция, утомляемость).
2. Эмоциональная (коммуникация, способность к взаимодействию, преобладающий эмоциональный фон, реакция на фрустрацию, эмоциональный отклик, эмоциональный спектр, адекватность).
3. Познавательная (функционирование зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного, кинетического анализаторов, сформированность таких психических процессов, как внимание, память, мышления, речи, а также - спектр интересов).

Проработаная комплексная характеристика состояния развития психической сферы позволяет сделать вывод относительно психологического диагноза и разработать индивидуальную программу развития ребенка.

Источники: http://www.centr-rebenka.ru/simptom/zaderzhka-psihicheskogo-razvitija-rebenka.html, http://zdorovie-ok.ru/articles/programma-kompleksnogo-profilakticheskogo-obsledovaniya-rebenka-patronazh, http://sunnycircle.org/content/diagnostika-psikhicheskogo-razvitiya-rebenka-s-posleduyushchei-razrabotkoi-individualnoi-kor






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением