Принципы обучения детей с задержкой психического развития





Глава 2. ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития

Организация коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР базируется на следующих принципиальных позициях.

Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях специального типа является принцип единства диагностики и коррекции. Дошкольные группы для детей с задержкой психического развития по сути являются диагностико-коррекционными (У. В. Ульенкова, 1983, 1984). Наблюдения за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

При анализе нарушений на первый план выступает этиопатогенетический подход к анализу нарушений. Необходимо определить этиологию и механизмы, определяющие структуру дефекта при том или ином варианте задержки психического развития. Глубокое всестороннее изучение ребенка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы.

Дифференциальная диагностика выстраивается с позиции системного подхода. Сложность структуры дефекта всегда определяется взаимодействием внутрисистемных и межсистемных нарушений. Так, недостатки в развитии сенсорной сферы у детей с ЗПР проявляются не только в недостатках сенсорно-перцептивной деятельности. Трудности усвоения эталонных представлений о цвете, форме, величине, недостаточность пространственных и временных ориентировок не обеспечивают должной чувственной базы для развития мышления и речи. С другой стороны, незрелость внутриречевых механизмов, слабость словесной регуляции не позволяют ребенку на должном уровне обобщать сенсорный опыт, использовать его в деятельности.

Одним из основных принципов диагностики и коррекции является принцип комплексного подхода. Специфика развития психики в дошкольном возрасте такова, что при различной локализации нарушений могут наблюдаться сходные проявления. К примеру, «безречевым», неговорящим в возрасте 3-х лет может оказаться ребенок с нарушенным слухом, умственной отсталостью, ребёнок-алалик, ребёнок с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Только всестороннее комплексное изучение соматического состояния, слуховых и зрительных функций, двигательной сферы, познавательной деятельности, личности, выявление уровня развития речи, сформированности знаний, умений и навыков позволяют правильно квалифицировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции — т. е. диагностический комплекс должен включать: медицинское, психологическое, педагогическое исследование ребенка.

Презентация - Обучение детей с задержкой психического развития

Похожие презентации


Дифференциальная диагностика алалии и задержки психического развития Возрастная периодизация психического развития человека Развитие орфографической зоркости у детей с ОВЗ Тайм-менеджмент или я умею использовать время - Обучение детей навыкам планирования Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей Развитие психического здоровья младших школьников в аспекте формирования их познавательных универсальных учебных действий Мастер-класс «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции.

Слайд 2

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Слайд 3

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения
Причины задержки психического развития:

Слайд 4

Слайд 14

Характерные особенности детей ЗПР: Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость; Неустойчивое внимание; Своеобразное поведение; Недостаточность произвольной памяти; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения; Бедный словарный запас слов; Низкий навык самоконтроля; Незрелость эмоционально-волевой сферы; Ограниченный запас общих сведений и представлений; Слабая техника чтения; Трудности в счёте и решении задач по математике.

Слайд 15

Слайд 16

Коррекционная направленность обучения Воспитывающее и развивающее обучение Научность и доступность обучения Систематичность и коммуникативная направленность Связь обучения с жизнь Наглядность в обучении Сознательность и активность учащихся Индивидуальный и дифференцированный подход Прочность усвоения знаний умений и навыков
Принципы обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Слайд 17

Слайд 18

Основные задачи коррекционной работы
1. Обогащение детей с особенностями развития разнообразными знаниями об окружающем мире
Развитие у них наблюдательности и опыта практического обобщения
3. Формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Слайд 19

Слайд 20

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР Индивидуальный подход Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий Использование многократных указаний, упражнений Проявление большого такта со стороны учителя Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

Слайд 21

Слайд 22

ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом, создание положительной атмосферы на уроке, постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров, создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения, опора на игру, целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.

Слайд 23

  • Воспитание школьников
  • Другое
  • Духовно-нравственное воспитание
  • Инновации в воспитании
  • Классное руководство
  • Новая школа — свободная школа
  • Организация внеклассной работы
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы православной культуры
  • Основы светской этики
  • Педагог дополнительного образования
  • Педагогический профессионализм
  • Профилактика девиантного поведения и правонарушений среди подростков
  • Работа с родителями
  • Социальный педагог
  • Управление школой
  • Школьная библиотека
  • Школьный психолог
  • Внеклассная работа по русскому языку и литературе
  • Другое
  • Здоровье школьника
  • Изобразительное искусство
  • Инновации в обучении
  • Иностранный язык в школе
  • Интегрированные уроки
  • История в школе
  • Компьютерные технологии и информационные средства обучения
  • Литература в школе
  • МХК (мировая художественная культура) в школе
  • Новая школа — свободная школа
  • Обществознание в школе
  • Педагогический профессионализм
  • Подготовка к ЕГЭ, ГИА, олимпиадам
  • Право в школе
  • Проектная деятельность
  • Русская словесность
  • Русский язык в школе
  • Технология в школе
  • Физическая культура в школе
  • Экономика в школе
  • Биология в школе
  • Внеклассная работа по математике
  • География в школе
  • Другое
  • Инновации в обучении
  • Интегрированные уроки
  • Математика в школе
  • Педагогический профессионализм
  • Проектная деятельность
  • Учебно-методическая поддержка предмета
  • Физика в школе
  • Химия в школе
  • Экология в школе

Дошкольное и начальное школьное образование

  • Безопасность
  • Воспитатель ДОУ
  • Дошкольное воспитание и образование
  • Другое
  • Здоровье
  • Инновации в воспитании и обучении
  • Коммуникация
  • Логопедия
  • Музыка
  • Начальная школа
  • Новые формы дошкольного образования
  • Педагогический профессионализм
  • Подвиг солдата, или Что я знаю о защитниках Родины (к 70-летию Победы в ВОв)
  • Познание
  • Предшкольная подготовка
  • Работа с родителями
  • Ранее развитие и обучение (от рождения до трех лет)
  • Система мониторинга достижений ребенка в освоении программ ДОУ, начальной школы
  • Социализация
  • Творческие работы детей
  • Труд
  • Физическая культура
  • Художественное творчество
  • Чтение художественной литературы
  • Детское творчество, в том числе творческие работы детей
  • Дошкольное воспитание и обучение детей с ОВЗ
  • Другое
  • Инновации в воспитании и обучении
  • Исследования в области коррекционной педагогики и специальной психологии
  • Консультативная работа с семьёй ребёнка на школьном логопункте.
  • Коррекционно-развивающие технологии и методические находки
  • Медико-педагогическая и социально-психологическая служба
  • Методическая копилка
  • Начальная трудовая подготовка детей с ОВЗ
  • Новая школа — свободная школа
  • Обучение детей в специальных (коррекционных) школах I–VIII видов
  • Ранняя помощь (сопровождение семьи ребенка от рождения до трех лет)
  • Ребенок в семье
  • Ребенок в условиях интегрированного (инклюзивного) обучения
  • Сайт специальной (коррекционной) школы (учителя школы) как средство раскрыть ее учебно- воспитательный потенциал, повысить мотивацию обучения

О журнале, Редакция, Архив

Источники: http://pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-11.shtml, http://lusana.ru/presentation/1386, http://forum.schoolpress.ru/article/101/40






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением