Глава 2. ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития
Организация коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР базируется на следующих принципиальных позициях.
Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях специального типа является принцип единства диагностики и коррекции. Дошкольные группы для детей с задержкой психического развития по сути являются диагностико-коррекционными (У. В. Ульенкова, 1983, 1984). Наблюдения за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
При анализе нарушений на первый план выступает этиопатогенетический подход к анализу нарушений. Необходимо определить этиологию и механизмы, определяющие структуру дефекта при том или ином варианте задержки психического развития. Глубокое всестороннее изучение ребенка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы.
Дифференциальная диагностика выстраивается с позиции системного подхода. Сложность структуры дефекта всегда определяется взаимодействием внутрисистемных и межсистемных нарушений. Так, недостатки в развитии сенсорной сферы у детей с ЗПР проявляются не только в недостатках сенсорно-перцептивной деятельности. Трудности усвоения эталонных представлений о цвете, форме, величине, недостаточность пространственных и временных ориентировок не обеспечивают должной чувственной базы для развития мышления и речи. С другой стороны, незрелость внутриречевых механизмов, слабость словесной регуляции не позволяют ребенку на должном уровне обобщать сенсорный опыт, использовать его в деятельности.
Одним из основных принципов диагностики и коррекции является принцип комплексного подхода. Специфика развития психики в дошкольном возрасте такова, что при различной локализации нарушений могут наблюдаться сходные проявления. К примеру, «безречевым», неговорящим в возрасте 3-х лет может оказаться ребенок с нарушенным слухом, умственной отсталостью, ребёнок-алалик, ребёнок с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Только всестороннее комплексное изучение соматического состояния, слуховых и зрительных функций, двигательной сферы, познавательной деятельности, личности, выявление уровня развития речи, сформированности знаний, умений и навыков позволяют правильно квалифицировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции — т. е. диагностический комплекс должен включать: медицинское, психологическое, педагогическое исследование ребенка.
Презентация - Обучение детей с задержкой психического развития
Похожие презентации
Дифференциальная диагностика алалии и задержки психического развития
Возрастная периодизация психического развития человека
Развитие орфографической зоркости у детей с ОВЗ
Тайм-менеджмент или я умею использовать время - Обучение детей навыкам планирования
Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей
Развитие психического здоровья младших школьников в аспекте формирования их познавательных универсальных учебных действий
Мастер-класс «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции.
Слайд 2
Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Слайд 3
Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения
Причины задержки психического развития:
Слайд 4
Слайд 14
Характерные особенности детей ЗПР: Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость; Неустойчивое внимание; Своеобразное поведение; Недостаточность произвольной памяти; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения; Бедный словарный запас слов; Низкий навык самоконтроля; Незрелость эмоционально-волевой сферы; Ограниченный запас общих сведений и представлений; Слабая техника чтения; Трудности в счёте и решении задач по математике.
Слайд 15
Слайд 16
Коррекционная направленность обучения Воспитывающее и развивающее обучение Научность и доступность обучения Систематичность и коммуникативная направленность Связь обучения с жизнь Наглядность в обучении Сознательность и активность учащихся Индивидуальный и дифференцированный подход Прочность усвоения знаний умений и навыков
Принципы обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью
Слайд 17
Слайд 18
Основные задачи коррекционной работы
1. Обогащение детей с особенностями развития разнообразными знаниями об окружающем мире
Развитие у них наблюдательности и опыта практического обобщения
3. Формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
Слайд 19
Слайд 20
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР Индивидуальный подход Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий Использование многократных указаний, упражнений Проявление большого такта со стороны учителя Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР
Слайд 21
Слайд 22
ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом, создание положительной атмосферы на уроке, постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров, создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения, опора на игру, целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
Слайд 23
- Воспитание школьников
- Другое
- Духовно-нравственное воспитание
- Инновации в воспитании
- Классное руководство
- Новая школа — свободная школа
- Организация внеклассной работы
- Основы мировых религиозных культур
- Основы православной культуры
- Основы светской этики
- Педагог дополнительного образования
- Педагогический профессионализм
- Профилактика девиантного поведения и правонарушений среди подростков
- Работа с родителями
- Социальный педагог
- Управление школой
- Школьная библиотека
- Школьный психолог
- Внеклассная работа по русскому языку и литературе
- Другое
- Здоровье школьника
- Изобразительное искусство
- Инновации в обучении
- Иностранный язык в школе
- Интегрированные уроки
- История в школе
- Компьютерные технологии и информационные средства обучения
- Литература в школе
- МХК (мировая художественная культура) в школе
- Новая школа — свободная школа
- Обществознание в школе
- Педагогический профессионализм
- Подготовка к ЕГЭ, ГИА, олимпиадам
- Право в школе
- Проектная деятельность
- Русская словесность
- Русский язык в школе
- Технология в школе
- Физическая культура в школе
- Экономика в школе
- Биология в школе
- Внеклассная работа по математике
- География в школе
- Другое
- Инновации в обучении
- Интегрированные уроки
- Математика в школе
- Педагогический профессионализм
- Проектная деятельность
- Учебно-методическая поддержка предмета
- Физика в школе
- Химия в школе
- Экология в школе
Дошкольное и начальное школьное образование
- Безопасность
- Воспитатель ДОУ
- Дошкольное воспитание и образование
- Другое
- Здоровье
- Инновации в воспитании и обучении
- Коммуникация
- Логопедия
- Музыка
- Начальная школа
- Новые формы дошкольного образования
- Педагогический профессионализм
- Подвиг солдата, или Что я знаю о защитниках Родины (к 70-летию Победы в ВОв)
- Познание
- Предшкольная подготовка
- Работа с родителями
- Ранее развитие и обучение (от рождения до трех лет)
- Система мониторинга достижений ребенка в освоении программ ДОУ, начальной школы
- Социализация
- Творческие работы детей
- Труд
- Физическая культура
- Художественное творчество
- Чтение художественной литературы
- Детское творчество, в том числе творческие работы детей
- Дошкольное воспитание и обучение детей с ОВЗ
- Другое
- Инновации в воспитании и обучении
- Исследования в области коррекционной педагогики и специальной психологии
- Консультативная работа с семьёй ребёнка на школьном логопункте.
- Коррекционно-развивающие технологии и методические находки
- Медико-педагогическая и социально-психологическая служба
- Методическая копилка
- Начальная трудовая подготовка детей с ОВЗ
- Новая школа — свободная школа
- Обучение детей в специальных (коррекционных) школах I–VIII видов
- Ранняя помощь (сопровождение семьи ребенка от рождения до трех лет)
- Ребенок в семье
- Ребенок в условиях интегрированного (инклюзивного) обучения
- Сайт специальной (коррекционной) школы (учителя школы) как средство раскрыть ее учебно- воспитательный потенциал, повысить мотивацию обучения
О журнале, Редакция, Архив
Источники: http://pedlib.ru/Books/1/0487/1_0487-11.shtml, http://lusana.ru/presentation/1386, http://forum.schoolpress.ru/article/101/40
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением