Показатели нервно психического развития детей раннего возраста





Table of contents

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденногобезусловными врожденными рефлексами. которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных. или безусловных. рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы. обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы. указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов. на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Различают 4 этапа формирования психики ребенка.

Первый этап — моторный. характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

Второй этап — сенсорный. продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

Третий этап — аффективный. длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

Четвертый этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

Удерживает в поле зрения предмет (ступенчатое слежение)

Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно следить за движущимся предметом. Прислушивается к звукам, голосу взрослого. Начинает улыбаться. Лёжа на животе, пытается поднять и удерживать голову.

Длительно фиксирует взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете. Появляется навык длительного слежения за движущейся игрушкой или взрослым (до одного метра). Совершает ищущие повороты головы на звук. Приподнимается и непродолжительно удерживает голову, лёжа на животе. Начинает произносить отдельные звуки.

Находясь в вертикальном положении, способен длительно удерживать взгляд на лице взрослого или игрушке. Оживлённо реагирует на попытки общения с ним. Способен несколько минут лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке за подмышки крепко упирается ногами с максимальной нагрузкой на тазобедренные суставы. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

Начинает узнавать близких родственников, отвечая позитивными эмоциями. Ищет глазами невидимый источник звука. Позитивные эмоции выражает смехом. Способен захватывать висящую игрушку и длительно её рассматривать. Начинает гулить . Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.

По-разному реагирует на попытки контакта близких и незнакомых людей. Способен узнавать голос матери, различать строгие и ласковые интонации при обращении к нему. Быстро берёт игрушку из рук взрослого и удерживает её. Начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно и устойчиво стоит на ногах при поддержке за подмышки. Способен есть с ложки густую пищу.

Способен различать своё и чужое имя; берёт игрушку из разных положений и подолгу ею занимается, перекладывает из одной руки в другую; может переворачиваться с живота на спину и передвигаться, переставляя руки и немного ползая. Начинает произносить отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

Активно занимается с игрушкой (стучит, размахивает, бросает); хорошо ползает. В ответ на вопрос Где? способен находить взглядом предмет, постоянно находящийся на одном месте. Пьёт из чашки.

Подолгу занимается с игрушками, подражая действиям взрослого (катает, стучит, вынимает и т.д.). Самостоятельно садится и ложится, встаёт и переступает, держась за барьер. На вопрос Где? находит несколько предметов на своих местах, по команде взрослого выполняет выученные ранее действия (например: ладушки , дай ручку и пр.).

Способен совершать плясовые движения под звучащую музыку. Осуществляет разнообразные манипуляции с предметами в зависимости от их свойств и качеств (катает, гремит, открывает и т.д.). Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос Где? находит несколько предметов, независимо от их местоположения. Знает своё имя. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги.

По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает, закрывает, вынимает и пр.Совершает первые самостоятельные попытки подняться по лестнице. По просьбе Дай находит и даёт знакомые предметы.

Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает, снимает, одевает кольцо и т.д. Способен самостоятельно стоять, делать первые самостоятельные шаги. Первые попытки обобщения в понимаемой речи. Произносит первые слова, обозначения ( дай ,ав-ав , на , па ).

Способен узнавать на фотографии знакомых, выполнять самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит); переносит разученные действия с одного предмета на другой. Самостоятельно сидит без опоры. Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси, отдай, найди и т.д.); Различает значения слов можно и нельзя . Легко подражает новым слогам, произносит до 10 слов.

Самостоятельно ходит, приседает, наклоняется. Умеет воспроизводить в игре команды взрослых (кормить куклу, собрать пирамидку). Начинает употреблять облегчённые слова (машина: би-би , собака: ав-ав и пр.).

Способен из предметов разной формы по предлагаемому образцу или слову подбирать предметы аналогичного вида. Движения более координированные, перешагивает через препятствия шагом (через палку). Способен воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент сильной заинтересованности или удивления называет предметы; произносит 30-40 слов. По команде выбирает среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине.

Способен различать 3 разных по величине предмета. Начинает собирать примитивные конструкции (строит ворота, скамейки, домики). Для общения пользуется простыми предложениями; отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок. Предпринимает самостоятельные попытки одеваться или раздеваться.

Способен перешагивать через препятствия, чередуя шаг; воспроизводит ряд логически связанных игровых действий (купает и вытирает куклу). Словарный запас — 300-400 слов. Понимает короткие рассказы о событиях, знакомых ребёнку по опыту (показатель проверяется в семье).

Способен подбирать по образцу разнообразные предметы 4-х цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу. Осуществляет взаимосвязанные или последовательные 2-5 этапные игровые действия (кормит куклу, укладывает спать, идёт гулять). Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Активно использует вопросы Кто? и Где?

Способен выполнять определённую роль в игре, например, играя с куклой, действует от имени матери или доктора. Употребляет сложные предложения, вопросы Когда? , Почему? . Словарный запас — 1200-1500 слов. Одевается самостоятельно, без или с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.

Схема комплексной оценки здоровья ребёнка
Пигалов А. П. Кулакова Г. А. Соловьёва Н. А. Волгина С. Я. Казань, 1994, стр. 36-40

Влияние дефицита железа на показатели нервно-психического и физического развития детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности Медицина и здравоохранение

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Иванова Н. В. Зарницына Н. Ю. Чиженок Н. И. Батуева Е. В. Влияние дефицита железа на показатели нервно-психического и физического развития детей раннего возраста // ВСП. 2006. №S. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-defitsita-zheleza-na-pokazateli-nervno-psihicheskogo-i-fizicheskogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Иванова Н. В. et al. Влияние дефицита железа на показатели нервно-психического и физического развития детей раннего возраста Вопросы современной педиатрии (2006). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-defitsita-zheleza-na-pokazateli-nervno-psihicheskogo-i-fizicheskogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Иванова Н. В. Зарницына Н. Ю. Чиженок Н. И. Батуева Е. В. (2006). Влияние дефицита железа на показатели нервно-психического и физического развития детей раннего возраста. Вопросы современной педиатрии URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-defitsita-zheleza-na-pokazateli-nervno-psihicheskogo-i-fizicheskogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Иванова Н. В. Зарницына Н. Ю. Чиженок Н. И. Батуева Е. В. Влияние дефицита железа на показатели нервно-психического и физического развития детей раннего возраста // ВСП. 2006. №S С.219.

Иванова Н. В. et al. Влияние дефицита железа на показатели нервно-психического и физического развития детей раннего возраста Вопросы современной педиатрии (2006).

Иванова Н. В. Зарницына Н. Ю. Чиженок Н. И. Батуева Е. В. (2006). Влияние дефицита железа на показатели нервно-психического и физического развития детей раннего возраста. Вопросы современной педиатрии

Источники: http://dity.peredusim.kiev.ua/info/dovidnik/razvytye/30-ocenka-urovnja-nervno-psyhycheskogo-razvytyja-detej.html, http://spravka.komarovskiy.net/nervno-psixicheskoe-razvitie-rebyonka-rannego-detskogo-vozrasta.html, http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-defitsita-zheleza-na-pokazateli-nervno-psihicheskogo-i-fizicheskogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения