Перспективы развития дошкольного образования в россии





Форум Взгляд в будущее 2014

В связи с введением с 1 сентября 2013 года нового закона Об образовании впервые в этом году будет проведен Всероссийский форум Взгляд в будущее. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в России . Форум станет дискуссионной площадкой для обмена мнениями руководителей дошкольных образовательных учреждений с законодателями из ГД РФ и СФ РФ, разработчиками закона об образовании и ФГОС. Форум будет являться одним из ведущих событий года по вопросам дошкольного образования. В рамках форума будет проведена финальная часть конкурса 100 лучших дошкольных образовательных организаций России и награждение лауреатов.


На протяжении семи лет проводится конкурс 100 лучших вузов России и Ректор года среди высших учебных заведений страны и конкурс 100 лучших ссузов России и Директор года среди учреждений среднего профессионального образования. В 2013 году был проведен конкурс 100 лучших школ России . в котором приняли участие более 500 лучших школ России в различных номинациях. Мероприятия проходят при участии профильных комитетов Государственной Думы, Совета Федерации, Союза директоров ссузов России, Международной академии качества и маркетинга. Награждение лауреатов проходит в рамках форумов и конференций, посвященных вопросам образования.

Участниками и лауреатами конкурса стали известные ректоры и ученые России: Жорес Иванович Алфёров - лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН, академик РАН; Асеев Александр Леонидович - директор Института физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН, академик РАН, вице-президент РАН; Садовничий Виктор Антонович - ректор Московский государственного университета, академик РАН; Федоров Игорь Борисович - президент Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, академик РАН; Майер Георгий Владимирович - ректор Томского государственного университета и другие заслуженные ученые, ректоры, директора организаций.

Лауреатам конкурса вручается Золотая медаль 100 лучших дошкольных образовательных организаций России , подтверждаемая дипломом. Золотой медалью награждаются лучшие организации дошкольного образования, добившиеся наиболее высоких результатов. Руководителю организации вручается почетный знак Директор года .


В состав Независимого общественного совета входят:
Председатель Совета:
ШУДЕГОВ Виктор Евграфович — зам.председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию.
Члены Совета:
ЧЕРЕШНЕВ Валерий Александрович — председатель Комитета ГД РФ по науке и наукоемким технологиям, академик РАН;
СМОЛИН Олег Николаевич — первый зам.председателя Комитета ГД РФ по образованию;
ДЕМИН Виктор Михайлович — президент Союза директоров ссузов России;
СУББОТИНА Юлия Васильевна — председатель Национальной Ассоциации учителей и директоров школ России, главный редактор журнала Директор современной школы .
КАШАПОВ Раиль Рифкатович — председатель оргкомитета, Президент Международной академии качества и маркетинга, главный редактор журнала Профессия-директор

Система дошкольного образования в России: проблемы и перспективы

Уровень дошкольного образования в России невысок. Может быть, дело в том, что этот вид образования в нашей стране не является обязательным? Какие проблемы существуют в детских садах и яслях? Можно ли что-то сделать для их преодоления? Что планирует государство в свете нового закона «Об образовании» в отношении детских садов?

Дошкольное образование в России было достаточно успешным до периода демографического провала . После этого, в связи с резким снижением количества детей соответствующего возраста, были закрыты многие дошкольные учреждения, а их здания проданы или переданы другим муниципальным организациям. Позже ситуация с рождаемостью стабилизировалась и очень скоро детских садов не стало хватать.

Зачем нужен детский сад?

Детский сад нужен родителям ребенка. Это даёт им возможность устроиться на работу, получать заработную плату и повысить уровень благосостояния своей семьи. При этом они уверены, что ребенок находится под присмотром опытных воспитателей, сыт и спокоен.

Детский сад нужен самому ребёнку, для того, чтобы:

  • удовлетворить потребность в общении;
  • успешно социализироваться — научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • получить подготовку к школе;
  • научиться адекватно реагировать на возникающие конфликты и спорные ситуации;
  • избежать педагогической запущенности .

Однако это — в идеале. К сожалению, реалии современности печальны.

Проблемы современного дошкольного образования

Проблем много. Основными являются следующие:

  1. Недостаточное количество мест в дошкольных учреждениях, особенно для детей в возрасте до трёх лет.
  2. Дефицит опытных сотрудников в связи с небольшой зарплатой в сочетании с огромной ответственностью.
  3. Узкая дифференциация дошкольных учреждений, что нарушает гармоничное развитие ребенка.
  4. Категоризация учреждений — вроде бы благо, на деле же ставит детей в изначально неравные условия, так как детские сады обеспечивают разный уровень развития детям, а выбора — в какое ДОУ отдавать ребёнка у родителей нет.
  5. Отсутствие единой программы, обеспечивающий одинаковый подход ко всем детям страны. С этим связаны перекосы в развитии детей-дошкольников. Одни сады обучают детей по-минимуму, а другие явно перегружают информацией. Первые не обеспечивают должное умственное развитие детей, а вторые — приводят к систематическому переутомлению малышей, что ведет к соматическим заболеваниям и отторжению навязываемого обучения.
  6. Направленность на раннюю передачу ребёнка в школу — с 6 лет, часто ещё до его функциональной готовности.
  7. Неправомерное замещение дошкольных видов деятельности подготовкой к школе, наличие в детском саду многих преподавателей. Маленький ребенок с трудом привыкает к разным лицам — это большое напряжением для него, а высиживать уроки за партами — вообще нонсенс. Обучение в детских садах возможно только в игровой форме.

Реформа дошкольного образования

Новый закон Об образовании затрагивает и дошкольное образование. Так, например, вводится долевая оплата за содержание ребенка в детском саду. Рассматривается идея обязательного дошкольного образования для детей 5-6 лет, а так же нахождения ребенка в детском саду неполный день — в зависимости от возможностей родителей. Но, как бы то ни было, в первую очередь нужно обеспечить детские сады хорошими сотрудниками, а это можно сделать, только существенно повысив им заработную плату. Нельзя забывать, что именно эти люди отвечают за будущее нашей страны и экономить на них — непозволительная роскошь.

Поделиться с друзьями:

Форум работников дошкольного образования «Современное дошкольное образование: проблемы, успехи, перспективы»

Дата и время: 18 сентября 2015 года.

Место проведения форума: на базе ФГАОУ АПК и ППРО по адресу г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а

Контакты Оргкомитета форума: тел. +7 (499) 649-16-60. электронный адрес mail@doshkol-edu.ru

Ответственное лицо – Саенко Татьяна Сергеевна.

Материалы форума работников дошкольного образования

18 сентября в Москве на базе АПКиПРО прошел Форум работников дошкольного образования «Современное дошкольное образование: проблемы, успехи, перспективы». Более 250 участников из разных регионов России обсудили вопросы развития дошкольного образования, а также представили инновационные технологии и лучшие практики в этой сфере и рассмотрели актуальные аспекты работы негосударственных детских садов.

В Форуме приняли участие специалисты органов исполнительной власти в сфере образования; руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций; представители негосударственного сектора дошкольного образования; а также эксперты, родители и представители широкой общественности.

Право открытия Форума было предоставлено ректору АПКиПРО Евгению Малеванову.

В рамках форума работали три секции.

В секции №1, на которой рассматривались инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании, доклад «Современная система оценки качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО» представила кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО» Елена Юдина. О профессиональном развитии педагога дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО рассказала ст. н. с. отдела экспертизы программ ГБУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» Наталья Чистякова. В докладе д.п.н. профессора кафедры НиДО ФГАОУ АПК и ППРО, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000. » Людмилы Петерсон были рассмотрены механизмы обеспечения непрерывности образовательного процесса на дошкольном и начальном уровнях общего образования в условиях реализации ФГОС. Прозвучали также доклады, посвященные вопросам развития творческого потенциала педагога, программно-методического обеспечения процесса реализации ФГОС дошкольного образования, и др.

В секции №2 были представлены доклады, посвященные вопросам развития негосударственного сектора дошкольного образования. В частности, начальник отдела Управления государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Елена Ложкина в своем выступлении отметила, что Министерство уделяет особое внимание развитию сферы дошкольного образования и созданию условий для повышения эффективности ее функционирования.

Проректор-директор Института дошкольного образования, педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Ирина Петрунина рассказала о партнерстве государственной и негосударственной систем дошкольного образования, а представители регионов поделились практиками в сфере развития частных детских садов.

Секция №3 была посвящена развитию профессионального сообщества работников дошкольного образования. Так, руководитель проектов АНО «Статус» Василий Василенко представил доклад о перспективах внедрения профессионального сообщества, а доцент кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ АПК и ППРО Юрий Антонов рассказал о социальном и культурном статусе педагогов дошкольных организаций.

Участники мероприятия также смогли поучаствовать в тематических мастер-классах:

  • «Личностно - ориентированный подход к реализации проектной деятельности в федеральном образовательном проекте «Дошколка»;
  • Использование конструкторов «Полидрон» для создания исследовательских проектов;
  • Планшетные технологии в дошкольном обучении в рамках перехода на ФГОС.

В завершении Форума состоялось награждение победителей конкурса «Палитра педагогического мастерства». Конкурс проводился для выявления и распространения лучшего педагогического опыта по развитию познавательного интереса и формированию исследовательских навыков у детей дошкольного возраста. Все участники продемонстрировали достойный уровень профессионализма, позволяющий судить о высоком качестве подготовки педагогических кадров в России.

Источники: http://edforum.ru/forum2014, http://ros-obrazovanie.ru/articles/doshkolnoe-obrazovanie-problemy-perspektivy.html, http://doshkol-edu.ru/default/index/conference1






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением