Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста





СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).

Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Диплом развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников

Тема моего диплома: Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников .

Актуальность данной темы очень важна на сегодняшнем этапе жизни современного общества. Согласно ФГТ к структуре ОПДО содержания образовательной области Коммуникация направлено на развитие речевого творчества. области коммуникация направлено на развитие речевого творчества. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Объект исследования: развитие связной речи старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:

- планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в образовательном процессе детского сада.

- учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников.

Для достижения цели определены задачи:

1. Проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

3. Проанализировать результаты практической работы по развитию связной речи через влияние русских сказок.

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 21 г. Томска в подготовительной группе Теремок в количестве 14 человек.

Нами была изучена литература по данной теме, мы осветили особенности и задачи связной речи. Был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников.

Были рассмотрены средства связной речи, выбор которых зависит от формирования у детей речевых навыков и умений. Одним из средств связной речи является устное народное творчество. Это прежде всего сказки.

Была раскрыта методика использования русских народных для развития связной речи. Для определения влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников были проведены исследования связной речи в процессе рассказывания сказок.

На основании этого исследования (4 чел - низкий 29%, 10 чел - средний 71 %) мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимся на низком и среднем уровнях развития связной речи проводить глубокую целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний посредством использования русских народных сказок.

Для этого мы разработали и предложили систему мероприятий для детей подготовительной группы на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, в котором мы преследовали цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Был проведен формирующий эксперимент, который включал в себя следующие мероприятия.

Проведены несколько НОД:

Мир сказок и приключений

Цель: расширить представления детей о сказках (вспомнить названия, содержание, героев знакомых сказок) .

В стране доброты

Цель: формирование у детей нравственных качеств через организацию различных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально - эстетической, продуктивной и выявление готовности детей к школьному обучению.

Проведен праздник Путешествие в сказочную страну .

Цель: систематизировать знания детей о литературном жанре - сказке.

Был разработан проект В гостях у сказки .

Цель: приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Пути реализации проекта:

1. Викторина по сказкам. Помогает вспомнить детям сказки.

2. Лепка сказочных героев. Организация выставки.

3. Инсценировка сказки Волк и семеро козлят .

4. Работа с родителями Рисуем сказку . Организация выставки рисунков детей.

5. Постановка спектакля Теремок. Дети научились: ставить себя на место положительного или отрицательного героев; выражать свои чувства через движения, жесты, речь; строить диалоги, расширять свой словарный запас.

6. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

7. Размещение консультаций для родителей: Сказкотерапия , Сказка как воспитание нравственных и волевых качеств детей .

8. Проведение сюжетно - ролевых, подвижных, дидактических игр с элементами волшебства.

9. Организация выставки книг Сказки моего детства .

10. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.

В ходе проекта мы добились результатов.

Мы представляли свой проект на педсовете, обменивались опытом с другими педагогами.

Проведя формирующий эксперимент, целенаправленно и систематически развивая связную речь при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом в связной речи и в частности.

Мы получили высокие результаты по сравнению с результатами, которые были получены в начале года (7 чел - средний 50%, 7 чел - высокий 50%) .

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что проведенная нами работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи старшего дошкольного возраста.

Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Для воспитателей ДОУ мы рекомендовали использовать в своей работе составленные мероприятия.

Данная работа будет полезна для педагогов - практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.

Прикреплённые файлы:

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Особенности и проблемы речевого
развития у детей старшего возраста
«А как речь - то говорит,
словно реченька журчит »

Снигирёва Н.С. воспитатель 1 категории,
МДОУ «Детский сад № 97», г.Перми

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «развития речи наших детей»

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей - явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей) .

Если «нет», не задумываемся:

(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске) :

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает) .

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца). а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)

Что же делать? Мы приготовили папку -ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем и вы можете поиграть дома.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

  1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
    • Составлению творческих рассказов
    • Составлению рассказов по картине, по серии картин
    • Пересказам

    А помогают нам в этом вот такие схемы (показываем)

    1. Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. Вот скоро будем разучивать стихотворение «Апрель» (продемонстрировать схему для запоминания стиха)
    2. Что способствует улучшению звукопроизношения - это скороговорки, чистоговорки.
    3. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадкиэто занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
    4. И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

    С недавнего времени мы с ребятами стали играть в познавательные игры на жетоны. Кто больше заработает жетонов - получает приз. Я задаю вопросы - дети отвечают. Вопросы на следующий день могут повториться.

    Например (показываю книгу, и играем немного с родителями)

    В своей практике давно использую такой вид игры - ребята с удовольствием играют. Такая игра учит выдержке, терпению, усидчивости, самоконтролю, потому что ответ не должен выкрикиваться, ребенок поднимает руку и отвечает, кто выкрикнет - штраф (отдает жетон)

    Что дома делать надо:

    1. В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
    2. Во - вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
    3. И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут

    (пример из практики)

    1. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
    2. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
      • Ты самый любимый!
      • Ты очень многое можешь!
      • Что бы мы без тебя делали?!
      • Иди ко мне!
      • Садись с нами!
      • Я помогу тебе.
      • Я радуюсь твоим успехам
      • Расскажи мне, что с тобой

      И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!

      Источники: http://pedlib.ru/Books/5/0220/5_0220-183.shtml, http://raguda.ru/sk/diplom-razvitie-rechi-detej-starshego-doshkolnogo.html, http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie10.htm






      Комментариев пока нет!

      Поделитесь своим мнением