Особенности моторного развития детей дошкольного возраста





5. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. — М. 1991.

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А Стребелевой. — М. 1998.

7. Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. — М. 1989.

Раздел V. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

Глава 1. Физическое воспитание

§ 1. Значение физического воспитания дошкольников

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.

Исследования физического и моторного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха (Р. Д. Бабенкова, А. А. Катаева, А. А. Коржова, Н. A. Pay, Л. В. Рябова, Г. В. Трофимова и др.) выявили некоторые особенности, обусловленные снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми. У слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. На первом году жизни у глухих детей отмечается отставание в сроках удержания головы, более позднее овладение ходьбой, однако задержка прямостояния компенсируется к одному году и двум-четырем месяцам.

Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в предцошкольном и младшем дошкольном возрасте. Дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми особенностями, которые проявляются в нарушении координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скованности движений. Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств у дошкольников с нарушениями слуха отмечается в уровнях скоростных качеств и равновесия. Так, по данным А. А. Коржо-вой (1990), слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического равновесия, с которыми справляются их слышащие сверстники. Хотя в дошкольном возрасте у детей с нарушениями слуха начинается процесс улучшения состояния равновесия, резких изменений не происходит. Глухие дети по показателям качества равновесия уступают не только слышащим, но и слепым, слабовидящим и умственно отсталым детям.

Особенности моторного развития детей с Дизартрией

Детальная информация о работе

Содержание

Глава 1. Теоретический подход к исследованию моторной сферы детей с дизартрией

1.1. Характеристика моторного развития детей с дизартрией

1.2. Особенности психомоторного развития детей с дизартрией

1.3. Методические аспекты исследования моторной сферы

Глава 2. Исследование моторной сферы детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

2.1. Организация экспериментального исследования

2.2. Описание методического исследования

2.3. Анализ результата

2.4. Рекомендация по развитию моторной сферы детей с дизартрией

Список литературы

1. Белова-Давид Р. А. Нарушения речи у дошкольников. — М. 1969

2. Бернштейн Н. А. О построении движений. — М. 1974

3. Волкова Г. А. Методика психолого — логопедического обследования де-тей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб. 2003

4. Гуревич М. О. Озерецкий Н. И. Психомоторика. — М. 1930. Т 1& 2

5. Дудьев В. П. Мозговая организация психомоторики. — Барнаул, 2002

6. Журба Л. Т. Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития де-тей первого года жизни. — М. 1981

7. Киселёва В. А. Диагностика и коррекция стёртой формы дисграфии / В. А. Киселёва. — М. 2007

8. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ре-бёнка. — Л. 1975

9. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии // Особенности механизмов, структура нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. — СПб. 1996

10. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников // Л. В. Лопатина. Н. В. Серебрякова. — СПб. 2001

11. Лопатина Л. В. Приемы обследования детей со стертой формой дизарт-рии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. #8470; 2. — С. 11 — 12

12. Лопатина Л. В. Серебрякова Н. В. Преодоление нарушений речи у до-школьников, коррекция стертой дизартрии. — СПб. 2000

13. Лурия А. Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологические исследования в СССР. — М. 1969. — Т. 1

14. Мастюкова Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. — 1987. — #8470; 3

15. Мастюкова Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению де-тей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А. Г. Московкиной. — М. 2003

16. Мастюкова Е. М. Этиология нарушений речи // Логопедия. — М. 1998. — С. 123 — 147

17. Никандров В. В. Психомоторика. Учебное пособие для вузов. — СПб. 2004

18. Павлов И. П. Физиологические механизмы так называемых произволь-ных движений // Полн. собр. соч. — М. 1951. — Т.3

19. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. — М. 2002

20. Семёнова К. А. Мастюкова Е. М. Смуглин М. Я. Клинические симпто-мы дизартрий и общие принципы речевой терапии / Логопедия. Мето-дическое наследие // Под ред. Л. С. Волковой. — М. 2003. — С. 103 — 119

21. Серебровская М. В. Методика массового исследования моторики // Ме-тоды изучения детей и подростков. — М. 1979

22. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. — М. 1961

23. Фомина Л. В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка ран-него возраста. Исследование языка и речи. — М. 1971

Заказать оригинальную работу

Глава 6 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ И МНЕМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как отмечалось выше, стержневым фактором в клинико-психологической структуре дефекта у детей с ранним детским аутизмом является «уход в себя» — резко выраженная недостаточность контактов с окружающим миром.

Исследования возрастной динамики развития у детей с аутизмом показывают, что с возрастом у них наблюдается частичное сглаживание дизонтогенетических проявлений. Это проявляется в улучшении развития механической памяти, речи, в усвоении социально-бытовых навыков, в формировании игровой деятельности [Kanner, 1943; Bosch, 1962; DeMyer, 1976; Мнухин, Зеленецкая, Исаев, 1967; Башина, 1974; Спиваковская, 1980; Каган, 1981; и др.]. Однако сохраняется выраженная задержка в развитии аффективной сферы [Лебединский, 1985; Башина, 1999; Спиваковская, 1980; Никольская, Баенская, Либлинг, 1997; и др.].

Качественными отличиями возрастной динамики при искаженном дизонтогенезе, наблюдаемом при аутизме, по сравнению с нормой, являются асинхрония и изоляция в развитии отдельных психических функций [Лебединский, 1985]. При этом развитие психических функций у детей с аутизмом находится в непосредственной зависимости и от социальной ситуации, в которой воспитывается ребенок.

Анализ публикаций свидетельствует о том, что психологических исследований возрастной динамики развития детей с аутизмом явно недостаточно. Подавляющее большинство исследований проводилось в рамках различных теоретических направлений (психоаналитического, поведенческого, когнитивного и пр.), в русле которых анализировались качественные характеристики развития аффективной и интеллектуальной сферы детей с аутизмом. Так, например, психоаналитики акцентировали свое внимание на связи раннего психологического стресса, специфических нарушений родительско-детских отношений и патологического развития когнитивных процессов личности ребенка. Каждое из существующих направлений представляет большой интерес для психолога-практика, особенно при разработке и внедрении психокоррекционных программ.

Между тем вариабельность нарушений интеллектуальных, эмоционально-волевых, личностных и поведенческих сфер у детей с аутизмом чрезвычайно велика, что затрудняет выделение групп по степени и структуре нарушения каждой функции.

В работах отечественных и зарубежных психологов выделены факторы, негативно влияющие на развитие психики ребенка с РДА. К ним относятся [Лебединский, 1985]:

• быстрая истощаемость и пресыщаемость в процессе вынужденного общения при выполнении аффективно не значимой деятельности;

• низкие сенсорные пороги;

• выраженный отрицательный эмоциональный дискомфорт.

Все эти факторы в значительной степени искажают формирование моторных, сенсорно-перцептивных, мнемических, интеллектуальных и речевых процессов у детей с аутизмом.

Рассмотрим особенности психического развития детей с аутизмом дошкольного возраста с различной степенью тяжести аффективной патологии по следующим блокам:

1) особенности моторного развития;

2) особенности развития когнитивных процессов;

3) особенности интеллектуального развития;

4) особенности речевого развития.

У детей, страдающих аутизмом, наблюдается своеобразное развитие моторных функций. Нередко оно проявляется в отсутствии плавности движений, неловкости, неуклюжести, в недостаточно координированной походке, в недоразвитии тонкой моторики. В более тяжелых случаях наблюдаются нарушения организации программы движения при относительно удовлетворительном уровне развития координации движений. Исследователями установлена прямая связь между характером первичных двигательных расстройств, связанных с регуляцией мышечного тонуса, и речевыми нарушениями. Отсутствие плавности движений указывает на нарушение связи между корковыми и подкорковыми функциями, их тонической и синергической основами [Лебединский, 1985]. По мере увеличения степени тяжести РДА отмечаются выраженные нарушения программы движения и зрительно-моторной координации.

Особенности развития моторных функций в зависимости от степени тяжести аффективной патологии представлены в таблице 11. Мы разделили детей на четыре группы, воспользовавшись классификацией О. С. Никольской с соавторами [1997].

Таблица 11 Особенности развития моторных функций в зависимости от степени тяжести аффективной дезадаптации

Степень тяжести дезадаптации

Источники: http://pedlib.ru/Books/3/0273/3_0273-169.shtml, http://chebmggu.ru/work/291574/Osobennosti-motornogo-razvitiya-detej, http://vprosvet.ru/biblioteka/glava-6-osobennosti-razvitiya-pertseptivnyih-i-mnemicheskih-funktsiy-u-detey-s-autizmom-doshkolnogo-vozrasta/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением