Общая характеристика психического развития глухих детей





Особенности психического развития глухих детей
Психическое развитие глухих и слепых детей различно
в зависимости от того, является ли их глухота врожденной ,
потеряли ли они слух или зрение на ранних этапах онтогенеза
или нарушение произошло в более позднем возрасте.
  • Врожденная или ранняя потеря слуха
    приводит к отсутствию речи (немоте)
    либо ее грубому недоразвитию
    .
  • Недостаточность вестибулярного аппарата
    обусловливает нарушения развития, связанные
    с задержкой формирования прямостояния,
    недоразвитие пространственной ориентировки .
  • При нарушении же слуха после 3-летнего возраста
    недоразвитие локомоторных функций выражено меньше
    .
    • Успевает сформироваться фразовая речь ;
    • нарушения словарного запаса и
    • грамматического строя
      нередко выражены менее грубо
      .
    • При поражении слуха в школьном возрасте
      • речь грамматически сформирована;
      • имеются лишь некоторые недостатки произношения:
        • смазанность артикуляции,
        • оглушение звонких согласных и т.д.
          [Тигранова Л. И. . 1978; и др.].
        • Особенности психического развития слепых детей
          Сходные закономерности связаны с временем поражения зрения.
          • При заболевании с рождения ребенок не получает
            никакого запаса зрительных представлений .
          • Затруднения в возникновении
            вертикального положения тела,
          • боязнь пространства и новых предметов ведут к
          • задержке в освоении пространства
            и предметной деятельности.
            Первые специализированные манипуляции
            и отдельные функциональные действия с предметом
            появляются у слепых детей после 2 лет.
            Грубое недоразвитие пространственной ориентации
            обусловливает недоразвитие походки,
            тормозит формирование схемы тела

            [Солнцева Л. И. . 1980; и др.].
        • Нарушение зрения в раннем возрасте
          даже на уровне слабовидения
          вызывает и недоразвитие психомоторной сферы:
          • отмечается слабость акта хватания,
          • запаздывает дифференциация движений,
          • наблюдаются застывания с предметом либо, наоборот,
          • ненужные стереотипные движения головы и рук .
          • Совсем по-иному складывается развитие ребенка,
            потерявшего зрение в более старшем возрасте .
            • Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений
              облегчает развитие
              • моторики,
              • предметной деятельности,
              • образование представлений и понятий.
                • Естественно, большое значение для
                  прогноза психического развития
                  ребенка будут иметь:
                • индивидуальные особенности интеллекта,
                • эмоционально-волевой сферы,
                • личности ребенка в целом, а также
                • своевременное начало специального обучения .

                Глава 1 Характеристика психического развития глухих, слабослышащих и умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста

                Настоящая работа посвящена опыту отбора в дошкольные учреждения трех категорий аномальных детей: глухих, слабослышащих и умственно отсталых.

                В основу нашей работы по исследованию психического развития аномальных детей дошкольного возраста были положены принципы, разработанные советской специальной педагогикой

                Мы опирались на теоретические положения, выдвинутые выдающимся советским психологом и дефектологом Л. С. Выготским. Эти принципы были развиты в трудах Р. М. Боскис, Т. А. Власовой, Р. Е. Левиной, А. Р. Лурия.

                Согласно этим положениям, аномальным ребенком является такой ребенок, у которого тот или иной дефект сказывается на всем ходе его развития. Исходя из этого, аномальным развитием считается такое развитие, где нарушение одного процесса влечет за собой недоразвитие, изменение в развитии или отсутствие развития всех зависящих от него функций. На основании такого понимания аномального развития различаются первичные и вторичные нарушения психических функций. Однако нарушение хода развития не лишает ребенка возможности развиваться. Как подчеркивал Л. С. Выготский, аномальный ребенок есть прежде всего ребенок, который развивается.

                Развитие аномального ребенка еще в большей мере, чем развитие ребенка без отклонений в развитии, зависит от условий обучения и воспитания.

                Для построения эффективного процесса обучения и воспитания аномального ребенка, обеспечения своевременной коррекции и компенсации аномального развития необходимо учитывать закономерности развития и индивидуальные возможности ребенка, т. е. зону его ближайшего развития.

                Установление характера дефекта и степени его выраженности требует системного подхода к анализу нарушений, учета структуры дефекта в целом.

                В Научно-исследовательском институте дефектологии было проведено большое количество исследований, посвященных разным сторонам психического развития аномальных детей. В результате этих исследований разработаны критерии, позволяющие разграничивать различные категории дефектов.

                Группа

                Лубовский В.И. Специальная психология, Москва, Академия, 2003 год.

                Общие проблемы специальной психологии.
                Предмет, задачи и методы специальной психологии.
                Общие и специфические закономерности психического развития.
                Динамика психического развития в условиях недостаточности функций.
                Умственно отсталые дети.
                Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей.
                История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей.
                Социально-педагогические условия жизни умствен отсталых детей на современном этапе развития общества.
                Психологическая характеристика умственно отсталых детей.
                Умственно отсталые дети со сложным дефектом.
                Задержка психического развития.
                Определение. Причины. Классификация.
                Задержка психического развития в дошкольном возрасте.
                Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте.
                Дети с нарушениями слуха.
                Сурдопсихология как раздел специальной психологии.
                Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха.
                Предмет и задачи сурдопсихологии.
                Методы сурдопсихологии.
                Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики.
                Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии.
                Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте.
                Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка.
                Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни.
                Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте.
                Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте.
                Жестовая речь глухих.
                Особенности психического развития слабослышащих детей.
                Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития.
                Дети с нарушениями зрения.
                Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих.
                Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста.
                Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения.
                Деятельность и внимание при дефектах зрения.
                Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения.
                Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения.
                Осязание.
                Представления.
                Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих.
                Память.
                Мышление детей с недостатками зрения.
                Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения.
                Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения.
                Речь и общение при нарушениях зрения.
                Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.
                Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения.
                Дети с церебральным параличом.
                Определение, этиология, основные формы.
                Психическое развитие при детском церебральном параличе.
                Олигофрения у детей с церебральным параличом.
                Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом.
                Слепоглухие дети.
                Прикладные проблемы специальной психологии.
                Направления практического применения психоло-.
                гических исследований.
                Адаптация. Коррекция и компенсация функций.
                Психодиагностика нарушений развития у детей.
                Психологическая служба в специальных (коррекционных).
                образовательных учреждениях.

                Соловьев И.М. Шиф Ж.И. Психология глухих детей, М. Педагогика, 1971. - 448 с. Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. (Акад. пед. наук СССР. Науч. -исслед. ин-т дефектологии).

                Книга написана по материалам советских и зарубежных исследований по психологии глухих детей. В ней характеризуется психическое развитие глухих детей: познавательные процессы (восприятие, память, воображение мышление) развитие речи, некоторые особенности деятельности и личности.
                Книга предназначена для сурдопедагогов и психологов и может быть использована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов и психологических факультетов университетов.

                Оглавление
                Предисловие
                Общие вопросы психологии глухих детей
                Проблемы развития и типологии детей с нарушениями слуха
                Некоторые теоретические вопросы психического развития глухих детей
                Патофизиология глухоты и тугоухости
                Методы психологического изучения глухих детей
                Ощущения и восприятия
                Восприятие окружающей действительности. Роль слуха в этом процессе
                Зрительное восприятие
                Кожная чувствительность
                Статические ощущения, пути компенсации при их нарушениях у глухих
                Кинестетические ощущения и восприятия
                Осязательное восприятие
                Вкус и обоняние
                Память
                Образная память
                Словесная память
                Репродуктивная и оперативная память
                Воображение
                Воссоздающее воображение у глухих детей
                Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников
                Мышление
                Наглядно-действенное мышление
                О мыслительных операциях
                Процессы мышления при решении задач
                Развитие мышления у глухих детей
                Речь
                Условия овладения языком у глухого ребенка в отличие от слышащего
                Мимико-жестовая речь глухих
                Дактильная форма речи и ее взаимосвязь с устной и письменной речью
                Овладение грамматическим строем языка
                Устная речь
                Письменная речь
                Деятельность
                Общая характеристика деятельности глухих детей
                Деятельность и мышление глухих детей
                Формирование двигательных навыков у глухих учащихся
                Трудовая деятельность глухих
                Некоторые психологические особенности личности
                Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка
                Отношение глухих школьников к профессиям
                Развитие интересов у глухих детей
                Литература

                Синяк В.А. Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка, Учебное пособие для студентов-заочников педагогических институтов, М. Просвещение, 1975. - 108 с.

                Настоящая работа предназначена для студентов-заочников дефектологических факультетов, обучающихся по специальности сурдопедагогика.
                Пособие написано на основе обобщения опыта чтения лекций и проведения практических занятий на протяжении ряда лет на дефектологических факультетах МГПИ им. В.И. Ленина и МГЗПИ, а также обобщения результатов практических исследований и наблюдений авторов, проведенных в специальных школах. В нем использованы также материалы важнейших трудов по психологии глухих детей И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Л.В. Занкова, А.И. Дьячкова, М.Е. Хватцева, С.Н. Шабалина и др.

                Оглавление
                Предмет, методы и задачи сурдопсихологии
                Особенности ощущений и восприятий глухих детей
                Память и ее особенности у глухого ребенка
                Воображение и его особенности у глухих детей
                Мышление и его особенности у глухих школьников
                Психологические особенности формирования речи у глухих детей
                Некоторые вопросы изучения личности глухого школьника

                Психология детей с нарушением слуха

                Файл Лубовской СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc Файл DOC, 3 МБ

                Источники: http://www.psi-sintez.org/Patho/Lebedinsky/IV/4/1/3, http://pedlib.ru/Books/1/0181/1_0181-6.shtml, http://m.vk.com/wall-48824990_482






                Комментариев пока нет!

                Поделитесь своим мнением