Методы речевого развития детей





§ 5. Методы и приемы развития речи

Методика использует методы, разработанные в дидактике. (См. Радина Е. И. Приемы обучения//Вопросы обучения в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. – М. 1955; Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М. 1980.)

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Методическая разработка по развитию речи по теме:
Речевое развитие дошкольников. Методы, средства, приемы.

Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников. Методы, средства, приемы.

К методам развития речи у дошкольников относятся: 1) наглядные ( непосредственные: наблюдение и осмотр чего-либо (рассматривание), экскурсия; опосредованные. изобразительные средства, фотографии, кинофильмы, анимационные фильмы. ) 2) словесные ( художественное слово, чтение, заучивание, пересказ, беседа, требующая опоры на наглядность.) 3) практические ( усвоение и совершенствование речевых умений и навыков в игровой деятельности: дидактические игры, игры-драматизации, игры-инсценировки - их целью является воспитание культуры поведения детей, обогащение словарного запаса языка.) 4) метод моделирования. Авторами данного метода являются Венгер Л.А. Эльконин Д.Б. Ветлугина Н.А. В основе метода- принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать затруднения, переживая положительные эмоции - удивление, радость успеха. Для данного метода необходимо учитывать у дошкольников уровень умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач.

К средствам развития речи относят: - общение взрослых и детей; - культурная языковая среда; -обучение родной речи на занятиях; -художественная литература; -различные виды искусства; -театрализованная деятельность; -пальчиковая гимнастика; -артикуляционная разминка.

Основные приемы развития речи дошкольников, считает часть исследователей, являются прямые ( объяснение, речевой образец, указание) и косвенные ( напоминание, реплика, подсказка).

Но некоторые исследователи выделяют следующий ряд приемов развития речи у дошкольников: 1) наглядные: показ иллюстраций, показ положения органов при артикуляции; 2) словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопросы (репродуктивные, проблемные); 3) игровые: игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр.

Таким образом, с помощью методов, средств и приемов развития речи дошкольников можно достичь основной цели: общее развитие ребенка и подготовка его к образовательному процессу в школе.

Элементы «Мастерской творческого письма» по теме: «Речевое развитие дошкольников».

Коллегам предлагается выполнить ряд заданий, которые в итоге мероприятия дадут конечный продукт их деятельности. Задания предназначены для групп.

Время каждого задания ограничено: 7-10 минут.

Задание 1. Ответьте на вопрос: «Что означает речевое развитие ребенка?», записав ответы одним словом в столбик. Вариантов может быть несколько. Озвучиваем ответы.

Задание 2. Ответьте на вопрос: «Какую цель преследует развитие речи?» одним предложением, используя ответ первого задания. Озвучиваем ответ.

Задание 3. Создайте схему, рисунок, алгоритм: « С помощью чего достигается данная цель( из задания 2)». Озвучиваем ответ.

Задание 4. Создать элемент дидактического материала для использования его на занятиях по развитию речи. Совместная работа в группах. Используем раздаточный материал. листы бумаги, маркеры, кубики, цветная бумага, клей, ватман, мячики, кегли, детские журналы, ножницы, ленты, упаковочный материал.

Итоговый продукт – творческий материал для практического применения!

Воспитатель ГБДОУ№ 67 Невского района г.

Санкт-Петербурга Друзяк С.В.

Список используемой литературы к материалу «Речевое развитие дошкольников».

1.Большая энциклопедия для дошкольников/ ред.Н. Жильцова.-М. ОЛМА-Пресс,2004.

2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М. Издательство «Просвещение», 1985.

3.Воробьева Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и реч. СПб.:КАРО, 2003.

4.Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей.- М. Просвещение,2000.

5. Волина В. Праздник числа. М. 1994.

6. Дедюхина Г.В. Учимся говорить. М. 1997.

7.Дьяченко В.Ю. Развитие речи: тематическое планирование занятий.- Волгоград: Учитель, 2008.

8. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/ Ладутько Л.К. Шкляр С.В.

9. Карпова С.И. Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет.

10. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Спб. «Литера» 2006.

11.Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. М. Айрис-пресс,2010.

12. Нищева Н.В. Играйка. Игры для развития речи дошкольников.

13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. М. Спб. 2006.

14. Османова Г.А. Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков: 3-4 года. Спб. 2007.

15. Османова Г.А. Позднякова Л.А. -\\-: 5-6 лет. Спб. 2007.

16.Пятибатова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори для детей (4-6 лет).-М.:Сфера, 2010.

17.Ранц С.Н. Детское пространство в педагогике М.Монтессори// Воспитатель в ДОУ, 2009. № 5.

18.Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- Спб.,2009.

19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М. 2003.

Задержка речевого развития у детей: симптомы и лечение

Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пойдёт лечение и тем оптимистичнее будут прогнозы на будущее развитие малыша.

ЗРР — сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

Причины задержки речевого развития

Такое серьёзное заболевание само не возникает: существуют причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • повышенное внутричерепное давление у ребенка ;
  • дислексия в результате генетической предрасположенности;
  • психические расстройства;
  • физические травмы;
  • снижение слуха;
  • заболевания головного мозга;
  • недоразвитость мускулов рта и лица.

Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Только так врачи могут поставить чёткий диагноз. Но как выявить заболевание на ранних этапах?

Симптомы ЗРР

Существуют определённые симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте. Для этого родителям рекомендуется ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:

  • 4 месяца. активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание;
  • 9–12 месяцев. попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
  • 12–18 месяцев. реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
  • 1,5–2 года. самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
  • 3–4 года. самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.

При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, это верный признак задержки речевого развития, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту — психологу, неврологу, логопеду. Только они могут точно определить, стоит ли беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.

Диагностика

Комплексная диагностика задержки речевого развития у детей предполагает самые различные обследования:

  • сурдолог оценивает слух и выявляет его проблемы;
  • проводится возрастное тестирование: тест для выявления уровня психомоторного развития (денверский), по шкале раннего речевого развития, по шкале Бейли (оценка развития новорождённых);
  • беседа с родителями выявляет способы общения ребёнка с ними;
  • определяется моторика мышц лица, если есть затруднения при грудном вскармливании и наблюдается неспособность малыша повторять языком движения;
  • сравнение воспроизведения и понимания речи;
  • выясняется стимуляция речевого развития посредством анализа сведений о домашнем воспитании ребёнка, его окружении, которое должно помогать ему общаться.

Диагностика ЗРР предполагает выяснение причин задержки, а для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга — ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

Лечение задержки речевого развития

При своевременном выявлении (до двух лет) лечение задержки речевого развития при совместных усилиях родителей и лечащего врача заканчивается успешно. Ошибочно считать, что при этом будет достаточно логопедических занятий. Данный специалист может ставить произношение букв и звуков, тогда как коррекция подразумевает комплексное лечение у различных специалистов.

При ЗРР нередко назначаются медикаментозные препараты различного действия, которые помогают восстановить речь. Кортексин, нейромультивит, актовегин, лецитин выступают в роли «активного питания» для нейронов мозга. Когитум — препарат, «подхлестывающий» деятельность речевых зон. Лекарства исключают самолечение и назначаются только неврологом или психиатром.

Магнитотерапия и электрорефлексотерапия выборочно восстанавливают работу центров головного мозга, которые отвечают за дикцию, речевую активность, словарный запас, интеллектуальные способности. Однако у электрорефлексотерапии немало противопоказаний: судорожный синдром, эпилепсия, психические расстройства.

Индивидуально для каждого ребёнка могут быть выбраны дельфинотерапия или иппотерапия .

Лекарственная помощь оказывается нерезультативной при отсутствии вспомогательного педагогического воздействия. Дефектолог корректирует (исправляет и ослабляет) негативные тенденции развития, предупреждает возникновение вторичных отклонений и трудностей. Он использует для этого наглядные, технические, практические средства реабилитации, регулярно проводит с детьми игровые занятия по индивидуальному плану. Для лечения общей методики нет: помочь может только индивидуальный подход.

При задержке речевого развития у детей логопедический массаж — очень эффективная процедура, когда специалист воздействует на определённые точки языка, губ, щёк, рук, мочек ушей. В зависимости от индивидуальных показателей, могут назначить зондовый массаж Новиковой, массаж по Краузе, Дьяковой, Приходько.

Дефектолог и родители дома должны выполнять с ребёнком игровые упражнения, направленные на развитие лицевых мышц, подвижности языка, слухового аппарата. Песенки, звукоподражания, сказкотерапия, скороговорки, артикуляционная гимнастика для лица, упражнения для мелкой моторики рук — разработок очень много, ими нужно пользоваться, выбирать по совету специалистов и регулярно заниматься с малышом.

Родители при этом не должны оставаться в стороне и возлагать все надежды только на врачей. С таким ребёнком нужно заниматься не только ежедневно, а ежечасно, что требует немало времени и сил.

Последствия заболевания

Последствия задержки речевого развития могут быть следующими:

  • отставание от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с годами;
  • трудности при обучении в школе: нередко встаёт вопрос о переводе ребёнка в коррекционную (вспомогательную) школу.

Гораздо легче предупредить заболевание, чем вылечить его. Поэтому родителям нужно как можно больше общаться с ребёнком уже с внутриутробного развития. Разговаривайте с ним, слушайте его, интересуйтесь его внутренним миром — дети, растущие в любви и заботе, редко испытывают трудности с развитием речи.

Источники: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-83.shtml, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/11/02/rechevoe-razvitie-doshkolnikov-metody-sredstva-priemy, http://www.vse-pro-detey.ru/zaderzhka-rechevogo-razvitiya/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением