Личностное развитие в дошкольном возрасте





3. Личностное развитие детей дошкольного возраста

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

В способности адаптации к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу (5).

Личностное развитие ребенка в условиях сочетания базового и дополнительного дошкольного образования Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ ,
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ,
  • ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ,
  • ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ,
  • ЛИДЕРСТВО ,
  • КОНФЛИКТНОСТЬ ,
  • ОБЩЕНИЕ ,
  • ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ ,
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Тиводар Антонина Романовна, Божко Елена Васильевна

Рассмотрены результаты формирующего эксперимента в дошкольном образовательном учреждении, основанного на введении дополнительных образовательных программ. Показано, что, не выходя за пределы зоны ближайшего развития и опираясь на принципы игры как ведущей деятельности, программы способствуют более успешному формированию у старшего дошкольника самостоятельности, лидерского потенциала, способности преодолевать конфликтность в общении, развивают социальный интеллект ребенка.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология , Тиводар Антонина Романовна, Божко Елена Васильевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Тиводар Антонина Романовна, Божко Елена Васильевна Личностное развитие ребенка в условиях сочетания базового и дополнительного дошкольного образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnoe-razvitie-rebenka-v-usloviyah-sochetaniya-bazovogo-i-dopolnitelnogo-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.09).

Тиводар Антонина Романовна et al. Личностное развитие ребенка в условиях сочетания базового и дополнительного дошкольного образования Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnoe-razvitie-rebenka-v-usloviyah-sochetaniya-bazovogo-i-dopolnitelnogo-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.09).

Тиводар Антонина Романовна Божко Елена Васильевна (2009). Личностное развитие ребенка в условиях сочетания базового и дополнительного дошкольного образования. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnoe-razvitie-rebenka-v-usloviyah-sochetaniya-bazovogo-i-dopolnitelnogo-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Тиводар Антонина Романовна, Божко Елена Васильевна Личностное развитие ребенка в условиях сочетания базового и дополнительного дошкольного образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №4 С.264-268.

Тиводар Антонина Романовна et al. Личностное развитие ребенка в условиях сочетания базового и дополнительного дошкольного образования Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология (2009).

Тиводар Антонина Романовна Божко Елена Васильевна (2009). Личностное развитие ребенка в условиях сочетания базового и дополнительного дошкольного образования. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология

Личностное развитие дошкольника

Total views: 3281
Word Count: 254


В связи с удовлетворением возрастающей потребности ребенка в обществе ровесников развиваются социальные эмоции (симпатии, антипатии, вкус). Дети выборочно относятся к объектам благосклонности, а приязнь или неприязнь к кому-то теряет ситуативность и становится постоянным чувством. Фактором развития чувств есть овладение формами экспрессии: выражение чувств с помощью слов, интонации, мимики. В процессе общения у детей формируются моральные чувства. Важное значение в их становлении имеют оценочные отношения. Переживание гордости возникают вследствие одобрения взрослыми актов поведения. Разнообразятся проявления чувства собственного достоинства. В дошкольном возрасте становится важным не просто умение, а его качественное проявление, например, быстро одеваться, прыгать высоко, далеко. С осознанием ценностей дети гордятся трудовыми успехами, профессиональным мастерством родителей.

Развитие чувства стыда, неловкости связанно с ростом их морального опыта и самосознания. У малыша осуждение поступка вызывает страх перед наказанием, волнение и неудовольствие собой. В дошкольном возрасте осуждение становится внутренним, содеянное безобразие сопровождается смущением, даже представления о негодном поступке вызывает чувство стыда. Некоторые дети смущаются через неуверенность, заниженную самооценку, чрезмерную чувствительность к критическим замечаниям. У них стыдливость может стать чертой характера.

Важными, для формирования моральных чувств детей есть представления о положительных образцах поведения. Наличие их разрешает ребенку предусматривать эмоциональные следствия поступка, переживать удовлетворение от одобрения своего поведения или недовольство от отрицательного его оценивания. Это становится решающим в формировании морального поведения. Чувство самолюбия, гордости, собственного достоинства, стыда становятся мотивационными компонентами моральных качеств личности.

Воля ребенка развивается, как способность достигать цели, преодолевать внешние и внутренние препятствия, сознательно регулировать свое поведение. Цель, которую ставят перед собой дети, еще не стойка, а замыслы - текучие. Разные внешние факторы отвлекают детей, становятся на помехе в достижении цели.

Источники: http://pedlib.ru/Books/2/0307/2_0307-12.shtml, http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnoe-razvitie-rebenka-v-usloviyah-sochetaniya-bazovogo-i-dopolnitelnogo-doshkolnogo-obrazovaniya, http://school-work.net/razvitie-rebenka/lichnostnoe-razvitie-doshkolnika.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением