Курсовая работа дошкольный возраст развитие





Глава II. Практическая часть

2.1. Организация и проведение педагогического исследования
2.1.1. Задачи и методы исследования
2.1.2. Проведение констатирующего педагогического эксперимента
2.1.3. Проведение формирующего педагогического эксперимента
2.3. Результаты педагогического исследования

Введение

Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наибо­лее существенных глав психологической науки. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познаватель­ные процессы в единое целое. Значение памяти в жизни человека огром­но: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Се­ченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы челове­ка вечно в положении новорожденного. «Без памяти, — писал С. Л. Ру­бинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше про­шлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [26, с. 302]. Память — основа психической деятельности. Без нее невоз­можно понять основы формирования поведения мышления, со­знания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания челове­ка необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Заслуга первого систематического изучения высших форм па­мяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному пси­хологу Л. С. Выготскому, который в конце 20-х гг. впервые при­ступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памя­ти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные эта­пы развития наиболее сложного опосредствованного запоми­нания. Исследования сложнейших форм произвольной мнеми­ческой деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления, были существенно дополнены отече­ственными исследователями, которые обратили внимание на законы, лежащие в основе непроизвольного (непреднамерен­ного) запоминания, и детально описали формы организации запоминаемого материала, которые происходят в процессе со­знательного, осмысленного заучивания. Именно исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и сущест­венные законы памяти как осмысленной человеческой деятель­ности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфе­ре восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опы­та. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных про­блем, входящих в раздел изучения процессов памяти. В частности: как запечатлеваются следы; каковы физиологические механизмы этого запечатления, или «записи», следов; какие условия содействуют этому запечатлению; каковы его границы; какие приемы позволяют расширить объем запечатленного материала. Она также ставит перед собой задачу ответить на вопросы: как долго могут храниться эти следы; каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки вре­мени; каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии; какое влияние они могут оказывать на протекание познавательных процес­сов человека. [10, с. 192]

Память лежит в основе обучения и воспитания, приоб­ретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает про­шлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни дея­тельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и историчес­кий опыт.

Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направлен­ную на познание окружающей действительности.

В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчи­ненные специальной цели запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный ха­рактер.

«Важнейшей особенностью в раз­витии познавательной сферы дошкольника, – писал Л. С. Выготский, – является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в цен­тре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте при­надлежит доминирующая роль» [цит. по: 13, с. 208]. С связи с этим вопрос изучения развития памяти у детей дошкольного возраста является наиболее актуальным.

Объект исследования: память человека.

Предмет исследования: уровень развития памяти у детей 6–7 лет.

Цель исследования: выявить характерные особенности развития памяти у дошкольников 6–7-летнего возраста.

Гипотеза: целенаправленные занятия с детьми 6-7 лет способствуют наиболее эффективному развитию их памяти.

1. Рассмотреть процессы и виды памяти человека.

2. Проанализировать основные виды памяти, свойственные детям дошкольного возраста, и условия ее наиболее эффективного развития.

3. Выявить уровень развития основных видов памяти у детей подготовительной к школе группы посредством диагностических методик.

4. Разработать методику развития основных видов памяти у детей подготовительной к школе группы и провести педагогическое исследование ее эффективности.

Особенности мышления у детей младшего возраста(курсовая работа)

Анализ полученных результатов. При выполнении методики Исключение предметов в группе детей с ОНР отмечены трудности следующего характера: половина детей в больших вариантах задания ограничивалась описанием отдельных предметов, пытались угадать верные решения. Третья часть детей проводили обобщение на конкретном уровне, предлагали иногда ситуационное увязывание группы предметов. Только два ребенка смогли обобщить группы предметов на функциональном уровне: этим шить, вещи, чтобы носить и т.д.

Таблица 2. Результаты обследования детей возрастной нормы

Имя ребенка

Установление последовательности событий

Во второй группе большая часть детей способна обобщать на категориальном уровне: животные и растения, транспорт и лошадь, дикие и домашние животные. Лишь третья часть детей использует для обобщения функциональные признаки: ехать, шить.

Таким образом, результаты выполнения этой методики свидетельствуют о более высоком уровне развития образно-логического мышления у детей с нормальным речевым развитием.

Средний балл степени овладения наглядно-образным мышлением в 1 группе составляет –3,4, а во второй – 4,8. Это свидетельствует о большей сформированности наглядно-образного мышления у детей с нормой речевого развития.

Способность устанавливать причинно-следственные связи

В первой группе 40% детей верно установили последовательность картинок с первого раза, 30% - установили верную последовательность со второй попытки, 30% затруднились с определением очередности происходящих событий. Необходима была помощь в форме наводящих вопросов экспериментатора четвертого и пятого уровней, относящихся к обучающей помощи, типа: Почему мальчик бежал? , Вот начало истории, а что случилось дальше? .

Во второй группе результаты следующие: 80% детей верно установили последовательность картинок с первой попытки, 20% - справились с заданием после уточнений экспериментатора.

Дети первой группы, даже при правильном понимании причинно-следственных связей, испытывали сложности в составлении рассказа, в основном было описание конкретного действия, изображенного на картинке, с малым использованием в речи прилагательных, распространенных предложений. Большинство детей в группе имеют низкий уровень развития речи.

Во второй группе большинство детей справились с заданием быстро, верно установив последовательность событий, составили подробный целостный рассказ, используя в речи предложения разных видов.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, установлением причинно-следственных связей.

Сравнительный анализ показывает отставание у детей с ОНР развития исследованных видов мышления: наглядно-образного, образно-логического, вербально-логического. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что нарушение речевого развития влияет на развитие мышления детей дошкольного возраста.

Таким образом, все высшие психические функции объединяет тот общий признак, что они являются опосредованными процессами, т.е. включают в свою структуру как центральную и основную часть всего процесса в целом, и употребление знака как основного средства направления и овладения психическими процессами.

В интересующей нас проблеме таким знаком является слово, выступающее в роли средства образования понятий и становящееся позже его символом. Важнейшая роль слова состоит в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого сознания. Смысл отражает не только объективный, но и субъективный мир данного человека и сугубо индивидуален.

В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, установлением причинно-следственных связей.

Сравнительный анализ показывает отставание у детей с ОНР развития исследованных видов мышления: наглядно-образного, образно-логического, словесно-логического. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что нарушение речевого развития влияет на развитие мышления детей дошкольного возраста.

  1. Выготский Л.С. Психология. М. Эксмо-пресс, серия Мир психологии , 2002, 1008 с.
  2. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления.//Вопросы философии. – 1977. - №4.
  3. Леонтьев А.А. Выготский Л.С. М. Просвещение, 1990, 158 с.
  4. Мухина В.С. Детская психология./Под ред. Венгера Л.А. М. Просвещение, 1985, 271 с.
  5. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Т. 1, 2. М. Владос, 1995, 576 с.
  6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М. Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.
  7. Петровский В.А. Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М. Просвещение, 1993. – 191 с.
  8. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М. Школьная пресса, 2000, с. 416.
  9. Тихомирова Л.Ф. Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995. – 232 с.
  10. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М. Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
  11. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М. АО Столетие , 1994, 192с.
  12. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся/ Под ред. Давыдова В.В. Нежновой Т.А. – М. ИНТОР, 1998. – 112 с.

Наши контакты

Развитие слухового восприятия у глухих детей дошкольного возраста — курсовая работа

Глава I. Теоретические вопросы развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста 5

1.1. Понятие «мышление» в научной литературе 5

1.2. Характеристика процесса мышления у дошкольников 10

1.3. Особенности развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста 15

1.4. Возможности развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста 20

Выводы по главе I 25

Глава II. Коррекционная работа по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста 26

2.1. Методики изучения наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 26

2.2. Комплекс игр по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 30

Выводы по главе II 32

Список литературы 35

В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л. А.Венгер, А. В.Запорожец, B. C.Мухина, Н. Н.Поддьяков и др.). Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.

Обзор литературы по данному вопросу показывает, что, хотя развитие мышления детей с нарушениями слуха подчиняется общим законам развития детского мышления и проходит те же этапы, оно имеет и значительные особенности. Эти особенности обусловлены более медленным и своеобразным развитием речи у глухих и слабослышащих детей из-за недостатка слуха, что проявляется даже в условиях специального обучения. У детей данной категории формирование мыслительных операций задерживается уже в дошкольном возрасте. В школьный период это отставание становится еще более заметным.

Скачать Развитие слухового восприятия у глухих детей дошкольного возраста

Источники: http://psixologiya.org/detskaya/pamyat/1646-razvitie-pamyati-u-doshkolnikov-diplomnaya-rabota.html, http://diplom-legko.ru/download/gotoviepsihologia/omudmwkr.html, http://edutext.net/kursovye-raboty/razvitie-sluxovogo-vospriyatiya-u-gluxix-detej-doshkolnogo-vozrasta/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением