Карта учета индивидуального развития ребенка





Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы

Галина Ботникова
Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы

Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы

старшим воспитателем МБДОУ

Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации. кроме всего прочего, относится «индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ. а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях».

В соответствии с п. 3.2.3 ФГОС ДО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10 № 1155, при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Данные положения вышеуказанных документов свидетельствуют о возможности проведения в ДОУ оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

В нашем ДОУ на педагогическом совете был принят и утвержден приказом заведующего ДОУ комплекс следующих мероприятий :

• Принятия положения об учете индивидуального развития в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования ДОУ ;

• Определение показателей оценки развития детей и подбор диагностического инструментария;

• Принятие формы карты учета индивидуального развития детей ; (на основании программы Вераксы«От рождения до школы» )

• Принятие формы журнала индивидуальной работы с воспитанниками; (в таблицу вносятся результаты диагностики развития детей в каждой из образовательных областей. По итогам диагностики воспитатель делает выводы о необходимости индивидуальной работы с конкретными детьми. В течении года воспитатели планирует индивидуальную работу с детьми по тем областям, где есть незначительные трудности по организации педагогического процесса, с записью в журнале содержания и результатов работы. Записи ведутся ежемесячно с октября по апрель. Также в данном журнале отражается работа с детьми, пропустившими несколько тем (по болезни или другим причинам)

• Автоматизация процесса формирования карт учета индивидуального развития детей .

На основании приказа заведующего хранение данных мониторинга осуществляется следующим образом :

• Карты индивидуального развития детей хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.

• Сводные листы педагогической диагностики по возрастным группам хранятся в бумажном виде в методическом кабинете 5 лет.

2 секция (2012)

Сафина Д.В. 2 секция 05 декабря 2012 Просмотров: 5991

Из опыта работы педагога-психолога ТО ПМПК по заполнению индивидуальных карт учета динамики развития ребенка

Сафина Дания Вазиховна, педагог-психолог ПМПК

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Это стало одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Право на получение образования детьми с ОВЗ регламентируется значительным количеством нормативных документов различного уровня. Законодательно определено создание для таких учащихся особых условий обучения. Но так же оставляет за ними право выбора любого образовательного учреждения, отвечающего их запросам и симпатиям.

Совершенно очевидно, что переход системы специального образования от дифференцированных форм к интегрированным, к совместному обучению детей с особенностями в развитии со сверстниками в массовой школе – неизбежная перспектива развития отечественной системы образования.

Возникает необходимость в обеспечении комплексного психолого-педагогического сопровождение ребёнка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

В настоящее время был разработан документ, фиксирующий проводимые в школе диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, определяющий их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии школьника, данные готовности ребёнка к дальнейшему обучению. Этим документом стала «Индивидуальная карта учёта динамики развития ребёнка».

Работа с картой предполагает сотрудничество таких специалистов, как классный руководитель, учитель-логопед, учитель-дифектолог, педаго-психолог, социальный педагог, представитель администрации школы. На практике это осуществимо не всегда. В школе ощущается нехватка педагогических работников, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Так, например, в общеобразовательных школах Новоуральска полностью упразднена логопедическая служба и неуклонно сокращается количество педагогов-психологов и социальных педагогов.

Встаёт закономерный вопрос: «Кто будет работать над заполнением карты?» Не имея своего психолога, школе придется обращаться к помощи специалистов из вне, т.е. работать со специально приглашённым психологом на договорной основе.

В настоящий период, когда работа с картой проходит лишь первичную апробацию в школе, нами была предложена таблица, содержащая рекомендации по обследованию учащихся. Данная таблица касается заполнения листов 5 и 6,отржающих состояние эмоционально-волевой сферы, уровня социальной адаптации и динамики развития высших психических функций учащегося.

Предложенная таблица включает в себя следующие графы:

  • Исследуемые особенности,
  • Используемые диагностики,
  • Возможные варианты записи в карте

Индивидуальные особенности детей определяются многими факторами. То, каким будет ребёнок зависит от врожденных особенностей – темперамента, типа нервной системы, особенностей здоровья; от условий жизни, от принципов воспитания, которых придерживаются родители.

Параметры, вошедшие в индивидуальную карту позволяют в полной мере оценить индивидуальные психологические особенности ребёнка.

Психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом для проведения обследования. Это даёт ему возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество времени и добиваться получения наиболее полной картины обследования

В нашей таблице приведены методики, наиболее простые в использовании и не требующие продолжительной обработки результатов. Но в то же время положительно зарекомендовавшие себя при использовании практикующими школьными психологами. Каждый психолог вправе использовать те диагностические средства, которыми он владеет.

Возможные варианты записи в карте носят рекомендательный характер. Данная графа позволяет психологу более четко и лаконично сформулировать выводы по исследуемому параметру. Таблица призвана оказать практическую помощь психологам, привлекаемым в образовательные учреждения для диагностической работы и заполнения карты (не могу сформулировать более точно).

В ходе заполнения предложенного варианта индивидуальной карты выявляются определенные недостатки, устранить который можно непосредственно при работе в образовательном учреждении.

Нельзя не отметить ценность подобной работы и её практическую значимость.

Можно сделать вывод о том, что наличие карты индивидуального развития способствует более точной оценке результатов проводимой коррекционной работы и осуществлению индивидуально-ориентированного подхода к обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Психолого-педагогическое обследование ребенка/под редакцией М.М. Семаго. – М. АРКТИ. 1990г.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М. АРКТИ.2004г.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М. 1989г.

Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка

Индивидуальная карта развития ребёнка - общие критерии

Современные дети развиваются очень быстро. Часто дети удивляют своих родителей знанием значения достаточно сложных слов. Субъективно, кажется, что кроха развивается не по дням, а по часам. Однако это не всегда так…

Задержка психического развития — диагноз, определение которого может быть затруднительным. Особенно в случаях, когда определённое отставание в одной области с избытком компенсируется повышенной активностью в других. Более того, для диагностики нарушений психологического развития не бывает анализов крови, каких-либо инструментальных способов. Диагноз может поставить только специалист с высокой квалификацией и опытом. Следует отметить, что диагноз этот не редкий. И что более важно, для не специалиста незначительное отставание в психологическом развитии совершенно неразличимо. Подчас дети демонстрируют отличную способность к иностранным языкам благодаря хорошей памяти. Однако, в плане социальной адаптации, психологии общения с коллективом у детей могут наблюдаться явные нарушения.

Как проводят оценку психического развития детей

Оценку психического развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводят психологи. Школьный психолог, как правило, первым замечает какие-либо проблемы, при условии внимательного отношения к выполняемой работе. В настоящее время оценка психолога необходима для поступления в школу. Основным инструментом для оценки развития детей в коллективах является карта индивидуального психического развития ребёнка.

На каждого ребёнка в школе или детском саду заводят специальную карту. Обычно она состоит из паспортной части, оценки уровня физического развития и оценки уровня психологического развития. Карта является персональным документом. Информация в ней является конфиденциальной. С её содержимым имеют право ознакомится родители ребёнка (или доверенные лица, опекуны) и преподаватели.

Оценка физического развития необходима для статистических данных, для наблюдением за динамикой физического развития. Кроме того, часть трудно поддающихся диагностике патологий часто сопровождается задержкой физического развития. Индивидуальная карта физического и психологического развития ребёнка позволяет оценить антропометрические и физические данные каждого ребёнка в динамике.

Более важно наблюдение за психологическим развитием ребёнка. Индивидуальная карта развития ребёнка позволяет оценить психологическое развитие во всех аспектах: семейном, личном, социальном. В определённые возрастные периоды ребёнок должен достигать определённый уровень нормального развития. Например, в 3-4 года играть в коллективные игры, уметь реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды. В 5-6 лет выполнять ряд общественных и семейных обязанностей, адекватно оценивать себя и свои поступки. Данные наблюдений психолога заносятся в карту каждый год. В случае возникновения у ребёнка каких-либо психологических проблем или задержке психического развития об этом извещают родителей.

Использование индивидуальных карт хорошо подходит для коллективов. Однако, родителям не стоит забывать о своих детях. Конечно, со стороны кажется, что если ребёнок на «ты с компьютером» это свидетельствует о хорошим психическом развитии. Но, психическое развитие в первую очередь можно оценить по общению с другими людьми. Поэтому, уделяйте больше непосредственно вашего, родительского внимания своему ребёнку. Это и есть залог успешного развития ребенка!

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/uchet-individualnogo-razvitija-detei-v-ramkah-osvoenija-obrazovatelnoi-programy.html, http://conf.nsk-2.ru/archive-2012/2-section-2012/iz-opyta-raboty-pedagoga-psixologa-to-pmpk-po-zapolneniyu-individualnyx-kart-ucheta-dinamiki-razvitiya-rebenka.html, http://www.metod-kopilka.ru/individualnaya_karta_ucheta_dinamiki_razvitiya_rebenka-53962.htm






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением