Индивидуальное общее развитии ребенка





Развитие детей дошкольного возраста.
Подготовка ребенка к школе.

Дошкольный возраст — самый главный период в процессе становления человека. В этом возрасте формируются все психические процессы: память, мышление, воображение, речь, восприятие и др. Именно в этом возрасте закладываются черты характера, формируется личность ребенка.

Поэтому актуальность развития детей дошкольного возраста неоспорима. Тем более, в настоящее время наблюдается ужесточение требований со стороны школы к тому, что должен уметь ребенок на момент поступления в школу. Многие учебные заведения принимают только тех детей, которые уже научились писать, читать, считать, и решать простые задачи. Тем самым, она ставят перед педагогами дошкольного образования и родителями серьезные задачи обучения и развития детей.

На современном этапе сложилась следующая система обучения и развития дошкольников:

  1. семья;
  2. детский сад;
  3. частные общеразвивающие центры или индивидуальные занятия;

Семейное воспитание всегда было и остается главным в этом списке. В семье ребенок проводит большую часть времени, через общение с родителями малыш получает всю необходимую информацию для адаптации в социуме.
Задача детского сада — обучение и развитие ребенка, подготовка к школе в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования. В ДОУ ребенок общается со сверстниками, получает разнообразные знания об окружающем мире, при этом развивается его самостоятельность.

Частные детские центры созданы для тех детей, чьи родители считают, что семья и детский сад дают ребенку недостаточно знаний, умений и навыков, для тех родителей, которые хотят вложить в ребенка максимально много, чтобы в школе у него не было трудностей. И таких родителей становится всё больше.

На сегодняшний день, в детских садах не хватает работников, поэтому в группе из 30 человек только один воспитатель, который чисто физически не успевает уследить за всеми детьми, не говоря уже о проведении занятий, которые требуют индивидуального подхода к каждому ребенку, так как развитие детей в дошкольном возрасте сильно отличается друг от друга. В связи с этим, актуальность развития ребенка в микро-группе или индивидуально возрастает.

Я предлагаю индивидуальные занятия по общему развитию ребенка

Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а также возрастных возможностей.

Занятия включают в себя:

  • развитие речи (артикуляционная гимнастика, ознакомление с окружающим миром, речевые игры, направленные на формирование грамматически правильной речи),
  • пальчиковые игры ,
  • логоритмику,
  • развитие мыслительных операций (сравнения, классификации, анализа и синтеза и др.),
  • развитие творческих способностей (рисование, лепка, аппликация)
  • развитие психических процессов.

При этом особый упор делается на развитие той психической функции, которая, по мнению родителей или педагогов, сформирована недостаточно. Например, если ребенку трудно концентрировать внимание на предмете, или он не запоминает образы букв или цифр, тогда упражнения будут подобраны таким образом, чтобы скорректировать трудности ребенка. Продолжительность занятия 45 минут.

Занятия по подготовке ребенка к школе включают в себя следующее:

  • развитие внимания, памяти и мышления,
  • формирование правильной речи,
  • подготовка к овладению грамотой (знакомство с буквами и звуками, обучение чтению по звуковому аналитико-синтетическому методу),
  • формирование элементарных математических представлений (знакомство с цифрами, обучение счету, формирование умения решать простые задачи, знакомство с математическими понятиями, например, больше — меньше и др.)

Продолжительность занятия 45 минут.

Если у Вас есть вопросы, можете позвонить мне по телефону 8-909-282-50-83

Все права защищены. Копирование материалов с сайта возможно только с указанием ссылки на источник.
Logoped-nn.ru, логопед Нижний Новгород, 2012-2016 г.

Развитие индивидуальных способностей ребенка

Известный чешский педагог Ян Амос Коменский утверждал, что . дитя есть драгоценное сокровище, даже гораздо дороже всякого золота, но и более хрупкое, нежели стекло, которое легко разбить или испортить так, что может произойти непоправимый вред .

Хрупкость души ребенка, потребность в безусловном и индивидуальном внимании, направленном именно на него требует от любого взрослого душевных сил, педагогической энергии, а главное — желания увидеть в каждом ребенке особенную, не похожую ни на кого личность.

Такое понимание и обращение к душе ребенка носит в педагогике название индивидуальный подход . Все дети абсолютно разные, даже те, которые живут и воспитываются в одной семье, даже близнецы и двойняшки. И не только внешне, но и поведением, выражением чувств, особенностями характера, выраженностью темперамента. Список можно продолжать, но наша задача убедить читателя, что все дети разные, а, следовательно, каждый из них обладает набором только ему свойственных качеств, определяющих его жизненный путь. Эти качества и выраженность их на практике отличают каждого из нас от других людей, делают неповторимыми.

В ребенке аккумулировано биологическое и социальное начало. Как часть природы, ее биологический механизм, ребенок растет и развивается. Его развитие происходит по особым периодам, каждый из которых характеризуют особенности, указывающие, на какой стадии своего развития он находится. Генетические особенности ребенок получает от родителей, при рождении. Это врожденные особенности, которые называют наслед ственностью. Каждый родитель передает детям некий набор определенных качеств и особенностей. Главным является то, что набор получаемого настолько разный, что каждый, живущий на земле человек, является непо вторимым во всех своих проявлениях. То, что принято называть индивидуальностью.

Мама удивляется, глядя на своего ребенка. Она — чистюля. В квартире всегда чисто, да и в комнате ребенка поддерживается чистота. Одежда ребенка всегда в порядке — выстирана, наглажена. Откуда же у него на груди меню его обеда в школе или в детском саду?

Родители жалуются — В одной семье два ребенка. Воспитываем одинаково. Почему же они такие разные?

И невдомек родителям, что каждому отдельному ребенку присущи же и отдельные индивидуальные характеристики. Ему передаются не только их черты, а черты их далеких или не очень далеких предков. И если бы в каждой семье знали предания о своем роде, то может, было бы легче ответить на многие вопросы. Откуда у ребенка выраженные математические способности, притом, что родители его гуманитарии.

Почему у дочки такой вспыльчивый характер? Ведь в семье всегда все решается спокойно и тихо. Да и у мамы с папой характер спокойный. Следует помнить, что наследственностью не исчерпывается биологический фактор. Ребенок рождается с группой особенностей, которые могут быть присуще родителям, а могут быть у кого-то из родни. Ребенок не может быть точной копией своих родителей, хотя его зарождение произошло от слияния двух начал — мужского и женского.

В развитии ребенка можно выделить общее и особенное. Общее — это отражение тех особенностей, которые присущи возрасту детей, объединенных в некие группы именно по возрастному принципу. Особенное — это та индивидуальная неповторимость, которая свойственна каждому человеку. Это набор именно его качеств и свойств. Индивидуальность любой личности характеризуется набором интеллектуальных, моральных, эмоциональных, волевых и других черт, которые и отличают одного человека от другого.

К индивидуальным особенностям относят познавательные процессы (память, восприятие, мышление, во ображение, внимание), интересы, склонности, способно сти, характер и темперамент. Следовательно, у каждого ребенка свой набор индивидуальных свойств и качеств. Индивидуальные особенности во многом определяют раз витие личности, но не решают все задачи Мощным фактором, способствующим развитию индивидуальных осо бенностей, выступает социальная среда. То есть от того, где конкретно воспитывается ребенок, в каких условиях, кем и когда, зависит, как разовьются его индивидуальные особенности. В очередной раз приходится констатировать, развитие ребенка зависит от взрослых.

Это накладывает большую ответственность на действия вос питателей и определяет выбор стратегии осуществления индивидуального подхода — создание условий для оптимального развития индивидуальных особенностей ребенка. Конечно, здесь педагогика взрослого тоньше, деликатнее.

Созданные условия не должны восприниматься ребенком как нечто искусственное. Они должны быть ло гичны и приняты ребенком. Только такой подход может считаться продуктивным. Только индивидуальные усло вия обусловливают развитие познавательных сил, наклонностей, интересов и способностей каждого ребенка.

В каждой семье необходимо создать именно те условия, которые для конкретного ребенка и будут единственно необходимыми и комфортными. Конечно, в этой родительской работе много подводных камней и течений.

И задача родителей. решая их и преодолевая, действовать только на благо ребенка. А это, как мы видим, возможно только тогда, когда каждая черточка их малыша будет не только хорошо знакома, но и принята всеми взрослыми людьми, его окружающими. Такое отношение дает шанс каждому ребенку быть особенным, а, следовательно, содействует его индивидуальному развитию.

Индивидуальное развитие ребенка

Многих родителей ставит в тупик тот факт, что при одинаковом подходе к воспитанию двух детей в одной семье, они растут совершенно разными. Между тем, каждому отдельному ребенку присущи определенные индивидуальные характеристики. Ему передаются черты характера не только родителей, но и далеких (и не очень) предков. Не стоит удивляться, если у родителей-гуманитариев растет малыш с выраженными математическими способностями. В каждом маленьком человеке необходимо видеть особенную, не похожую ни на кого личность, и делать упор на индивидуальное развитие ребенка.

Общее и особенное в развитии детей

В каждом ребенке аккумулировано биологическое и социальное начало. Генетические особенности ребенку передаются при зачатии от родителей и называются наследственностью. От каждого из родителей эмбрион получает набор качеств и особенностей. Наборы эти настолько разнообразны, что каждый рождающийся на земле человек неповторим и индивидуален во всех своих проявлениях.

В развитии ребенка выделяют общее и особенное. Общее объединяет все признаки, которые присущи определенному возрасту, так все здоровые дети в определенные возрастные периоды учатся улыбаться, держать голову, сидеть, ходить, говорить и т.п. Особенное – это та индивидуальная неповторимость, свойственная каждому человеку, набор его личностных качеств и свойств. Индивидуальность характеризуется определенными интеллектуальными, моральными, эмоциональными, волевыми чертами, которые и отличают людей друг от друга.

Индивидуальные особенности личности

Индивидуальные особенности ребенка включают все познавательные процессы, в том числе память, восприятие, мышление, воображение, внимание. К ним также относятся интересы, склонности, способности, характер и темперамент. Все эти качества и свойства во многом определяют индивидуальное развитие ребенка, но не решают все задачи. Большую роль в развитии индивидуальных особенностей имеет социальная среда. От того где именно, в каких условиях и кем воспитывается ребенок, зависит то, как разовьются его индивидуальные качества и свойства, то есть этот процесс зависит от взрослых, что накладывает большую ответственность на действия родителей, воспитателей и педагогов. Таким образом, темпы развития зависят, в основном, от следующих факторов:

  • Наследственность (природные задатки);
  • Состояние здоровья;
  • Внимание взрослых.

Родителям необходимо выбрать стратегию осуществления дифференцированного подхода, создать условия для оптимального индивидуального развития ребенка. Эти условия не должны быть искусственными, пусть они будут логичны и приняты ребенком, только тогда развивающие занятия будут действительно продуктивными.

Индивидуальный план развития ребенка

В домашних занятиях с ребенком рекомендуется соблюдать баланс, чтобы, с одной стороны, не перегрузить его ненужной информацией, а с другой, не упустить важные моменты в его развитии. Для этого можно составлять план на ближайшие месяцы, по следующему алгоритму:

  • Написать перечень того, что ребенок умеет в данный момент времени, отметить, что он делает сам, а что с помощью взрослых;
  • Написать список того, что малыш должен научиться делать, например, в течение полугода. Цели должны быть реальными, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Так, у детей до года акцент делают на сенсорное развитие, мелкую моторику, расширение словарного запаса, эмоциональную составляющую;
  • Расписать шаги на пути к достижению поставленных целей, например, для речевого развития нужно предусмотреть ежедневную пальчиковую гимнастику, развитие мелкой моторики, подвижные игры со звукоподражанием, артикуляционную гимнастику, логопедические сказки, провоцирование на произношение отдельных слов и словосочетаний;
  • Составить план занятий на неделю, в котором должны быть отражены все области развития, которые нужно охватить. Пусть этот план всегда будет перед глазами. Важно соблюдать баланс и включать упражнения для интеллектуального развития и физическую разминку в необходимом объеме.

Составляя и выполняя такой план индивидуального развития ребенкаможно в установленные сроки достичь очень хороших результатов. Важно лишь подбирать упражнения и занятия исходя из интересов и возможностей ребенка, а также оставлять ему время для самостоятельных игр.

Индивидуальная программа развития ребенка в детском саду и школе

Основной инструмент детских психологов, педагогов и воспитателей для оценки развития детей в коллективах – индивидуальная карта развития ребенка. На каждого малыша в детском саду, а потом и в школе заводят специальную карту – персональный документ, в который вносят данные о ребенке, оценки уровня его физического, психологического и интеллектуального развития. Данные этого документа позволяют оценить психологическое развитие ребенка во всех аспектах: семейном, личном, социальном. С содержимым индивидуальной карты развития ребенка могут ознакомиться его родители или опекуны, а также преподаватели.

При составлении карты или индивидуальной программы развития ребенка опытные психологи и педагоги выявляют сильные и слабые стороны малыша, чтобы, опираясь на них, выстроить оптимальный маршрут образования и путь развития, который поможет наиболее полно раскрыть истинные потребности и способности ребенка, и, возможно, выявить в нем настоящий талант.

Источники: http://logoped-nn.ru/articles/development-identity.html, http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/razvitie-individualnyh-sposobnostei-rebenka.html, http://mezhdunami.net/dety/individualnoe-razvitie-rebenka.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением