Диагностика психического развития детей подготовительной группы





Статья (подготовительная группа) по теме:
диагностика в ДОУ

Предварительный просмотр:

Диагностика в детском саду

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?

Диагностика детей в детском саду нужна. Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности. Диагностика и коррекция связаны между собой. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития. Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей, – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.

Психологической диагностикой ребенка принято считать исследование личности, позволяющее получить информацию о его способностях, особенностях личностного развития, интересах и склонностях.

На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения ребенка.

Методы и приемы диагностики в детском саду

Не секрет, что гармоничное развитие обеспечивается путем создания необходимых соответствующих условий. На выбор этих условий влияет наличие тех или иных приобретенных или врожденных качеств. Ясно, что врожденные характеристики, как бы нам не хотелось, практически не изменяются ни воспитанием, ни наказанием, в то время как приобретенные – поддаются коррекции и изменениям без вреда для психики ребенка. Чтобы не допустить травмирования психики из-за незнания этих особенностей и «из лучших родительских побуждений» (а ошибочные действия родителей смогут проявиться лишь в подростковом возрасте) нужна диагностика. Знание врожденных особенностей психики ребенка позволит грамотно подойти к выбору и созданию условий для его воспитания, развития и становления (от выбора няни до выбора программ обучения).

Диагностика в педагогике применяется для создания групповых, мини-групповых и индивидуальных методик обучения, что обеспечивает эффективность процесса обучения, повышает активность обучаемых. Психологическая диагностика в детском саду помогает осознанию внутренних ресурсов, соответствующей адаптации, самореализации в социуме, реализации врожденных способностей.

Примеры диагностики в детском саду:

  • диагностика раннего развития,
  • профориентационная диагностика,
  • диагностика готовности к школе,
  • диагностика предрасположенности к дисграфии,
  • диагностика психологического состояния,
  • предрасположенности к заболеваниям,
  • диагностика совместимости и многие другие.

На этапе раннего и дошкольного развития ребенка желаемым является диагностирование развития интеллектуального и творческого потенциала. Проводимая диагностика в детском саду поможет выявить особенности его развития, заложенные природой и те, которые необходимо корректировать либо развивать.

Уже с трехлетнего возраста можно провести диагностику профориентации. Она позволит выявить предрасположенность ребенка к тем или иным видам деятельности, спланировать выбор будущей профессии, выбрать соответствующий тип учебного заведения, формы обучения.

С трех лет представляется возможность проведения так называемой глубинной диагностики детей в детском саду. Ее название свидетельствует о том, что она помогает выявить глубинные мотивы всех его поступков, понять философию. Профессиональная диагностика в детском саду позволяет разобраться с серьезными проблемами, возникающими у ребенка при общении, построении отношений, обучении, при задержке психического развития и энцефалопатии. Учитывая, что многие проблемы обусловлены физиологическими причинами, глубинная диагностика проводится на основе анализа крови и сканирования головного мозга.

С полугодовалого возраста возможно диагностирование предрасположенности к заболеваниям. Диагностика заболеваний позволяет выявить заложенные от рождения болезни, провести их коррекцию и тем самым предупредить развитие хронических заболеваний.

В любом возрасте применима диагностика совместимости. Она позволяет сделать правильный выбор для ребенка няни, репетитора или даже первой учительницы.

Особый интерес для родителей представляет диагностика готовности их ребенка к обучению в школе. Эта готовность анализируется обычно в трех аспектах – интеллектуальная, социальная и эмоциональная. Например, американские психологи большее внимание акцентируют на интеллектуальном аспекте готовности ребенка к школе. Чаще всего ими анализируются слуховые и зрительные различения (понимание на слух), общая осведомленность, словарный запас, уровень развития сенсорики и моторики, количественные понятия и т.д. Иной подход имеет диагностика готовности к школе института Гизелла. Сотрудниками этого института упор в диагностике делается не на интеллектуальный аспект развития, а на оценку уровня физического, сенсомоторного развития ребенка, его умение отвечать на поставленные вопросы.

Существует множество тестов, позволяющих диагностировать уровень общего интеллектуального развития детей, овладения простейшими математическими понятиями, счетом, действиями, умениями читать, понимать смысл устной информации и т.д. Уже не протяжение многих лет популярностью в нашей стране пользуется тест готовности к школе Керна – Йирасека, который включает три задания:

Нарисовать мужскую фигуру.

Срисовать предложенные письменные буквы.

Срисовать группы точек.

Этот тест диагностирует не только интеллектуальный уровень готовности ребенка к обучению в школе, а и степень развития зрительной координации, тонкой моторики руки. Опыт применения теста на протяжении многих лет подтвердил его эффективность в прогнозировании успешности обучения ребенка в школе. Однако нужно заметить, что дети, плохо выполнившие тест, способны также к хорошей успеваемости в школе, в связи, с чем акцентируется внимание (тем же автором теста) на том, что предлагаемая методика является недостаточной для констатации школьной незрелости, а позволяет лишь достаточно точно диагностировать наличие школьной зрелости.

Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений

Комплект материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам: 3—4 года (вторая младшая группа), 4—5 лет (средняя группа), 5—6 лет (старшая группа), 6—7 лет (подготовительная к школе группа). В комплект входят методическое пособие, в котором подробно описана процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также необходимые для проведения диагностики материалы. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Оглавление

Процедура проведения диагностического обследования

Вторая младшая группа (3—4 года)

  • Возрастные особенности детей
  • Диагностика

Средняя группа (4—5 лет)

  • Возрастные особенности детей
  • Диагностика

Старшая группа (5—6 лет)

  • Возрастные особенности детей
  • Диагностика

Подготовительная к школе группа (6—7 лет)

  • Возрастные особенности детей
  • Диагностика

Предисловие

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать с раннего возраста.

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских дошкольных образовательных учреждениях. Составлено в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.К. Комаровой. Апробировано на базе Центра развития ребенка — д/с № 80 , Центра развития ребенка — д/с № 14 и школы-д/с № 72 города Раменское Московской области в течение пяти лет.

Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Диагностические материалы структурированы по возрастам: 3—4 года (вторая младшая группа), 4—5 лет (средняя группа), 5—6 лет (старшая группа), 6—7 лет (подготовительная к школе группа). Составленный таким образом комплект позволит педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу.

По результатам обследования психолог разрабатывает коррек-ционно-развивающую программу (индивидуально на каждого ребенка и на группу в целом), которая позволит воспитателям и специалистам ДОУ осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку (основы коррекционной работы изложены в комплекте Коррекционная работа в детском саду ).

В диагностический комплект входят методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей от трех до семи лет, содержание и процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также Приложения, где представлены необходимые для проведения диагностики материалы.

Стимульные материалы делятся на три вида. Первая группа-предметы (матрешки, коробка форм, игрушки и т.п.), в Приложениях они не представлены, в этом случае просто приводится описание процедуры проведения диагностики. Вторая группа -материалы многоразового использования, и третья — расходные материалы, которые потребуются на каждого ребенка и соответственно их надо будет ксерокопировать. Два последних типа материалов включены в Приложения.

Заключение

Вторая младшая группа

  • Приложение 1. Разрезные картинки (субтест 3).
  • Приложение 2.1. Парные картинки (субтест 5)
  • Приложение 2.2. Парные картинки (субтест 5)
  • Диагностическая карта
  • Сводная таблица
  • Приложение 1.1. Покажи и назови (субтест 2)
  • Приложение 1.2. Покажи и назови (субтест 2)
  • Приложение 2. Разрезные картинки (субтест 4)
  • Приложение 3. 8 предметов (субтест 5)
  • Приложение 4. Лабиринты (субтест 6)
  • Приложение 5. Найди такую же картинку (субтест 7)
  • Приложение 6.1. Найди домик для картинки (субтест 8)
  • Приложение 6.2. Найди домик для картинки (субтест 8)
  • Приложение 6.3. Найди домик для картинки (субтест 8)
  • Приложение 7. На что это похоже? (субтест 9)
  • Диагностическая карта
  • Сводная таблица
  • Приложение 1. Лесенка (субтест 1)
  • Приложение 2. Нелепицы (субтест 2)
  • Приложение 3. Времена года (субтест 3)
  • Приложение 4. Найди такую же картинку (субтест 4)
  • Приложение 5. 10 предметов (субтест 5)
  • Приложение 6.1. Найди семью (субтест 6)
  • Приложение 6.2. Найди семью (субтест 6)
  • Приложение 7.1. Рыбка (субтест 7)
  • Приложение 7.2. Рыбка (субтест 7)
  • Приложение 8. Последовательные картинки (субтест 9).
  • Приложение 9. Разрезные картинки (субтест 10)
  • Приложение 10. На что это похоже? (субтест 11)
  • Диагностическая карта
  • Сводная таблица

Подготовительная к школе группа

  • Приложение 1. Лесенка (субтест 1)
  • Приложение 2. Вырежи круг (субтест 2)
  • Приложение 3. Домик (субтест 3)
  • Приложение 4. 10 слов (субтест 4)
  • Приложение 5. Закончи предложение (субтест 5)
  • Приложение 6.1. 4-й лишний (субтест 6)
  • Приложение 6.2. 4-й лишний (субтест 6)
  • Приложение 6.3. 4-й лишний (субтест 6)
  • Приложение 7. Последовательные картинки (субтест 7).
  • Приложение 8. Найди недостающий (субтест 8)
  • Приложение 9. Графический диктант (субтест 13)
  • Приложение 10. Разрезные картинки (субтест 10)
  • Приложение 11. На что это похоже? (субтест 11)
  • Диагностическая карта
  • Сводная таблица

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Работа дошкольного психолога направлена на помощь ребенку, а взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (родители, воспитатели) повышают ее эффективность. Работа педагога-психолога ведется по основным направлениям деятельности: психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое просвещение и профилактика, консультирование.

Целью деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения является содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.

Цель: получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Для реализации данного направления осуществляется:

  • Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп;
  • Наблюдение за адаптационным периодом детей 1-2 младшей групп;
  • Диагностика детей среднего возраста с целью выявления воспитанников с особыми образовательными потребностями;
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;
  • Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк;
  • Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе;
  • Анкетирование педагогического коллектива на выявление социально-психологического климата ДОУ;
  • Анкетирование родителей на выявления уровня удовлетворенности родителей оказываемой образовательной услугой.

Этому направлению уделяется очень большое значение.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов. Коррекционная работа строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

В данном направлении реализуется:

  • выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми группы компенсирующей направленности с целью формирования познавательной мотивации;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
  • индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.

Психологическое просвещение и профилактика

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

  • актуализация и систематизация имеющихся знаний;
  • повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности; разработка и апробация и внедрение развивающих программ для детей разного возраста;
  • предупреждение возможных нарушений в психическом здоровье дошкольника;
  • контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательном учреждении и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе;
  • обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации.

Реализуя данное направление педагог-психолог осуществляет:

  • сопровождение адаптационного периода субъектов образовательного процесса: дети, родители (законные представители), педагоги;
  • анализ медицинских карт вновь прибывших детей для получения информации о развитии и здоровье дошкольника, выявление «детей группы риска»;
  • групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь прибывших детей;
  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса по объявленному вопросу.
  • выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией плана по устранению причин возникновения данной ситуации.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Реализация данного направления деятельности педагога-психолога, работающего в ДОУ, заключается в коммуникативном взаимодействии специалиста с лицами, нуждающимися в получении консультативной помощи. Данное взаимодействие осуществляется как по запросу администрации, педагогов, родителей, так и по личному обращению консультируемого. Результатом данного взаимодействия с обратившимся является удовлетворение поступившего запроса, выработка рекомендаций, выстраивание алгоритма дальнейшего сотрудничества (по необходимости). Основным методом и формой оказания консультативной помощи, является беседа индивидуального характера.

Подробней о работе педагога-психолога в детском саду.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/01/diagnostika-v-dou, http://www.childpsy.ru/lib/books/id/21683.php, http://www.psiholog-blr.ru/index.php/nachinayushchim-psikhologam/napravlenie-deyatelnosi-pedagoga-psikhologa






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением