Взаимоотношения одаренного ребенка в семье





Педагогические чтения на тему Аспекты изучения детской одаренности

1. Определение понятий одаренность и одаренный ребенок .

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Это наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности, общие способности, совокупность природных данных, талантливость.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

2. Признаки одаренности.

Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике.

Вторая особенность - непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект, которые дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов.

В-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия одаренный ребенок следует использовать понятие признаки одаренности ребенка (или понятие ребенок с признаками одаренности ).

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

Многие особо одаренные дети недостаточно времени уделяют спорту и любой другой, не связанной с их главным интересом, деятельности. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается, и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом.

3. Принципы выявления одаренных детей.

Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Акцент смещается в сторону поиска ключика к способностям ребенка и методам их развития.

Второй подход понимает одаренность как дар свыше (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные.

- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

- использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды и т.п.;

- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности.

4. Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.

Сверстники относятся к одаренным детям по-разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. Часто многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам.

Учителя также неоднозначно воспринимают свое отношение к одаренным детям. Единственная группа детей, всегда ощущающая их явное расположение, - это дети с повышенными учебными способностями. Во всех других случаях все зависит от личности самого учителя. Взаимоотношения учителей с детьми, проявляющими социальную одаренность, зависят от направленности интересов детей-лидеров, от характера их включенности в школьный социум (позитивный или негативный).

Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные хобби .

В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность - общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.

Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера.

Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей.

Особенно важно для становления личности одаренного ребенка прежде всего повышенное внимание родителей.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка - чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка.

Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно - обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.

Презентация - Психолого - педагогическое сопровождение одаренного ребенка

Похожие презентации


Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, интегрированно обучающегося в массовой школе Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивных классов Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО Система психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях гимназии Психологическая готовность ребенка к обучению в школе Нейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьников Родительское собрание «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Психолого – педагогическое сопровождение одаренного ребенка

Слайд 2

« Одаренных детей трудно учить, с ними сложно жить, но воспитывать их просто невозможно». Рэй Джонсон, американский психолог

Слайд 3

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Одаренность – совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; Одаренность – талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Слайд 4

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 5

Инструментальный – характеризует способы его деятельности
Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Слайд 6

Виды одаренности
1.Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики 2.Степень сформированности 3. Форма проявлений. 4. Широта проявлений в различных видах деятельности. 5. Особенности возрастного развития

Слайд 7

Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики
Практическая
Коммуникативная
Художественно-эстетическая
Духовно- ценностная
Теоретическая

Слайд 8

Социальные изменения, которые произошли в последние годы в нашей стране, привели к обостренному восприятию прав каждой личности. Все, кто соприкоснулся с проблемой одарённых детей, обеспокоены их реальной жизнью в семье, в школе, в социуме.

Что такое же такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как нам относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одарённые дети, — какие они? Они очень разные, не похожие друг на друга. Впрочем, это справедливо в отношении всех детей. Но одарённого ребёнка нельзя не заметить, он выделяется особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одарённого ребёнка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное [1, c.114-123].

С раннего возраста одарённых детей отличает высокая познавательная активность. Процесс взаимодействия ребёнка с миром, познание последствий дают ему возможность двигаться по реальному содержанию объекта, как бы погружаясь в него и, что очень важно, изменяться. Одаренных детей отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни. Еще одна точка отсчета – память. характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. Также у них сильно развито чувство справедливости. проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи. поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы [1, с.114-123].

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи такие, как Дж.Гилфорд, П.Торренс, К.Тейлор, Дж.Кэррола и Б.Блума, Матюшкин А.М. в работе Концепция творческой одаренности , Чистякова Г.Д. в статье Творческая одаренность в развитии познавательных структур , Юркевич В.С. в Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога [2, с.5-13].

Теперь рассмотрим проблемы, с которыми приходится сталкиваться одаренным детям: неприязнь к школе появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей; игровые интересы, одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники; одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму; погружение в философские проблемы, т.е. для них характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы; несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием - одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста; для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства, отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка; потребность во внимании взрослых, в силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых [4, с.34].

А каким же образом семья отвечает за развитие одарённого ребёнка? К сожалению, ни в одном законодательном документе эта ответственность специально не оговорена. Именно поэтому, на наш взгляд, так важно вести работы с одарёнными детьми, чтобы исключить ситуацию спровоцированного рождения слоя так называемых маргиналов среди родителей и одарённых детей. В этой связи возрастает роль интеракции, т.е. взаимодействия семьи одарённого ребёнка и образовательных сред системы (детские сады, школы, дома детского творчества, малые университеты). Более того, позиционно новое взаимодействие родителя и специалиста даёт, на наш взгляд, уникальную возможность построения индивидуальных развивающих программ, ориентированных на зону ближайшего саморазвития одарённого ребенка [5, с.59].

Мы понимаем, что сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Но, к сожалению, дошкольное и школьное обучение до сих пор ориентировано на среднего ученика. Нет единой программы по исследованию, обучению и воспитанию одарённых и талантливых детей, обладающих наиболее высокими творческими возможностями. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию [3, с.84].

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Так давайте позаботимся об одаренных детях сегодня, ведь это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1985. - № 2. – 114-123с.

Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. – 2007. - № 6. – 5-13с.

Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога. – 2000.- №3. – 84с.

Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопросы психологии. – 2011.- №3. – 34с.

Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. – 2008.- №1. – 59с.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/581498/, http://lusana.ru/presentation/16357, http://www.scienceforum.ru/2013/12/2771






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением