Сообщение формы работы с одаренными детьми





Областной семинар «Новые формы работы с одаренными детьми» в Московском государственном областном университете

20 марта 2014 года в Московском государственном областном университете состоялся областной семинар «Новые формы работы с одаренными детьми». Участники мероприятия – более 120 представителей из 72 территориальных образований – специалисты муниципальных органов управления образованием и методических служб Московской области, представители предметно-методических комиссий МГОУ, Ассоциаций преподавателей и учителей предметников Московской области.

Плотная программа областного семинара включила в себя выступления, сообщения, вызывавшие живой отклик участников, множество вопросов, плодотворных, результативных дискуссий. Информационно насыщенными, актуальными получились выступления М.А. Мищериной, начальника Управления организационно-методической работой по реализации целевых программ в сфере образования («Новые формы работы с одаренными детьми Московской области»), О.С. Пучковой, регионального координатора олимпиад, руководителя Центра поддержки олимпиадного движения МГОУ («Олимпиадное движение. Новый вектор развития»); Г.Г. Швецова, руководителя очно-заочных лицеев Центра поддержки олимпиадного движения МГОУ («Система очно-заочных лицеев в работе с одаренными детьми»); С.В. Панферова, методиста Центра по работе с одаренными детьми и учителями Московской области; Н.Д. Свердловой, председателя ПМК по химии МГОУ; Т.В. Дунаевой, директора Центра по работе с одаренными детьми и учителями Московской области; Н.Н. Голиковой, представителя ПМК по астрономии физико-математического факультета МГОУ; З.Н. Ткачевой, председателя ПМК по географии МГОУ; М.А. Мартиросовой, научного сотрудника Ресурсного центра русского языка МГОУ («Содержание работы с одаренными детьми Московской области в 2014 году – конкурсные программы, планы и перспективы»). Немало вопросов собравшихся вызвала система организации работы очно-заочных лицеев Центра поддержки олимпиадного движения, возможность подключиться к данной форме обучения школьников образовательных учреждений Московской области.

Вторая часть семинара включила в работу по подгруппам:

- посещение компьютерной лаборатории очно-заочных лицеев, в которой доцент кафедры «Графического дизайна» Коробанов А.В. и его студенты показали возможности работы на новом оборудовании, в том числе, создание многомерного изображения;

- 3Д лектория очно-заочных лицеев Центра поддержки олимпиадного движения, где был показан небольшой фрагмент научно-познавательного фильма «Подводный мир».

Подводя итоги областного семинара «Новые формы работы с одаренными детьми», хочется отметить плодотворность и эффективность подобных встреч в плане «живого» и столь необходимого общения специалистов муниципальных органов управления образованием и методических служб с представителями предметно-методических комиссий МГОУ, методистами, научными сотрудниками Центров МГОУ. Несомненна результативность общего (очень многочисленного) обсуждения на семинаре актуальных проблем; выработка общих, многосторонних решений, ответов; видение новых перспектив.

Регистрация участников областного семинара «Новые формы работы с одаренными детьми»

Выступление М.А. Мищериной, начальника Управления организационно-методической работой по реализации целевых программ в сфере образования.

М.А. Мищерина «Новые формы работы с одаренными детьми Московской области»

Выступление О.С. Пучковой, регионального координатора олимпиад, руководителя Центра поддержки олимпиадного движения МГОУ «Олимпиадное движение. Новый вектор развития»

Президиум семинара: Г.Г. Швецов, С.В. Панферов, М.А. Мищерина,

Выступление Г.Г. Швецова, руководителя очно-заочных лицеев Центра поддержки олимпиадного движения МГОУ

Г.Г. Швецов «Система очно-заочных лицеев в работе с одаренными детьми»

М.А. Мищерина отвечает на вопросы участников семинара

Выступление С.В. Панферова, методиста Центра по работе с одаренными детьми и учителями Московской области «Содержание работы с одаренными детьми Московской области в 2014 году – конкурсные программы, планы и перспективы»

Выступление Н.Д. Свердловой, председателя ПМК по химии МГОУ

Выступление Т.В. Дунаевой, директора Центра по работе с одаренными детьми и учителями Московской области

Выступление Н.Н. Голиковой, представителя ПМК по астрономии физико-математического факультета МГОУ

Выступление З.Н. Ткачевой, председателя ПМК по географии МГОУ

Подгруппа участников семинара в компьютерной лаборатории очно-заочных лицеев Центра поддержки олимпиадного движения

Подгруппа участников семинара в 3Д лектории очно-заочных лицеев Центра поддержки олимпиадного движения

Написать комментарий

МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 31

Работа с одаренными детьми

миллиардной доли тех возможностей,

которые предоставляет ему мир.

Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентностного подхода, введение новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в нашей школе.

В течение многих лет в школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждения на педсоветах, заседаниях предметных МО, совещаниях при директоре.

Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем наших детей являются гарантом реализации программы.

В нашем образовательном учреждении

  • ведётся определённая работа по обновлению содержания образования, форм, методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;
  • решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта обучающихся;
  • осуществляется предпрофильная и профильная подготовка по информатике, химии, математике, биологии, русскому языку, физике, истории, обществознанию;
  • формируется нравственный и гражданский облик выпускника;
  • развивается научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов;
  • обучающиеся имеют определённые успехи в олимпиадах, конкурсах, и спортивных соревнованиях различного уровня;
  • проводится психолого-педагогическая диагностика одарённых детей;
  • осуществляется адресная поддержка обучающихся и педагогов для развития способности и таланта;
  • ведется работа с семьями одарённых детей, в том числе и по адаптации в социуме одарённых детей.

Вопросы обучения одарённых детей уже более 100 лет привлекают к себе внимание специалистов. Только с 1975 по 1983 годы были проведены пять Всемирных конференций по работе с одарёнными детьми, где участвовало в общей сложности до 1200 представителей примерно из сорока стран мира. Это показывает, что проблема обучения одарённых детей и молодёжи вызывает большой интерес во всём мире. Проблема выявления и обучения одарённых детей является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как она напрямую связана с перспективой развития общества и его процветанием. Только талантливый и максимально развитый человек ведёт общество к новым открытиям в науке и кардинальным переворотам в производственной сфере. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Поэтому выявление, обучение и воспитание одарённого ученика – одна из главных задач совершенствования системы образования, а работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в Российской школе.

Следует различать одарённых детей разных категорий. Это

Работа с одарёнными детьми требует от учителя особой методической и педагогической подготовки. Существует ряд трудностей, которые мешают работе учителя с одарёнными детьми. Довольно медленно меняется отношение учителя к одарённому ученику и снимаются барьеры, скрывающие таланты ребёнка. Способности одарённых детей чаще оцениваются по результатам выполнения типовых проверочных работ. Недостаточен методический и психологический уровень подготовки учителей для работы с одарёнными детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, что приводит к неадекватной оценке их личных качеств и учебной деятельности. Учитель вынужден либо акцентировать внимание на одарённом ребёнке, в ущерб остальной массе учеников, либо работать с основной массой, игнорируя запросы одарённого ребёнка. Один учитель и одна школа не в состоянии обеспечить оптимального развития одаренных детей. В условиях поточного образования учесть интересы и одарённых детей и основной массы учеников довольно трудно. В больших городах эта проблема решается с помощью лицеев и гимназий с углубленным изучением отдельных предметов. В таких как наш – путём осуществления новых нетрадиционных подходов к обучению, организации эффективной внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся.

В работе с одарёнными детьми следует использовать следующие принципы педагогической деятельности:

Самым главным и необходимым в работе с одарёнными детьми является создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования, а также создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одарённых учащихся, развитие у них самостоятельности мышления и инициативности. Работа с одарёнными детьми начинается на первых уроках физики с изучения индивидуальных способностей учеников, создания банка данных о творческих способностях учащихся, их одарённости на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности детей, а также разработки специализированных индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одарённых учащихся. В дальнейшем она должна быть направлена на вовлечение одарённых детей в активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность. Эти дети требуют к себе особого внимания в плане индивидуализации обучения. С этой целью на уроках следует давать одарённым детям более сложные по сравнению с остальными задания углубленного или опережающего характера по подготовке сообщений, рефератов, презентаций, решению задач повышенной сложности, а также ставить их в роли исследователя, консультанта или учителя.

Большое значение имеет внеурочная работа, которая подразделяется на следующие формы:

Работа с одарёнными детьми основывается на сотрудничестве педагога и ученика и предполагает использование современных технологий и прежде всего здоровьесберегающую и информационно – коммуникативную.

В настоящее время большой популярностью среди одарённых детей нашей школы пользуется проектная, исследовательская и научно – поисковая деятельность. Им нравится разрабатывать проекты, проводить исследования, создавать презентации и защищать их, то есть их привлекает серьёзная научная работа.

Действенной формой работы с одарёнными детьми становятся ученические научные общества. В нашей школе создано такое общество и на его базе добровольное формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в области физики. В данный момент в него входят 32 ученика 7 – 11-х классов. Руковожу этим формированием я сама, а помогает мне ученица 10 класса Башкирова Татьяна.

У меня есть программа, которая предусматривает целенаправленную работу по созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одарённых детей и подготовку их к будущей жизни в высокотехнологичном конкурентоспособном мире.

Главной задачей этой работы является развитие навыков самообразовательной, научно-поисковой и исследовательской деятельности и коммуникабельных способностей талантливых детей. Внеурочная работа по физике весьма многогранна и один учитель удовлетворить все запросы одарённых детей не в состоянии. Частично эту проблему поможет решить постоянная связь школы с внешкольными детскими учреждениями, промышленными предприятиями и социумом. Большую помощь в этом могут оказать родители.

Источники: http://olimp.mgou.ru/2014/03/21/20-03-14-v-mgou-proshjol-saminar-novye-formy-raboty-s-odarjonnymi-detmi/, http://school31-kursk.ru/school_life/, http://www.openclass.ru/node/194037






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением