Работа с одаренными и высокомотивированными детьми





Работа с одаренными и высокомотивированными учащимися

Дата: 2 ноября 2015 в 10:07

Система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися

Проблема выявления, обучения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи на данном этапе является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования. Разработаны и действуют такие государственные программы, как Одаренные дети и Молодежь Беларуси , созданы три специальных фонда Президента Республики Беларусь: по поддержке культуры и искусства; по социальной поддержке одарённых учеников и студентов; по поддержке одарённых учеников. В плане мероприятий по реализации программы развития образования г. Минска до 2010 года имеется раздел Обучение детей с повышенной мотивацией к учёбе . В течение уже многих лет одаренность учащихся выявляется и оценивается на олимпиадах, турнирах, ученических конференциях, что способствует повышению социального статуса знаний.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка достигается только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учёбе.

Основные направления работы с одаренными детьми:

  • система работы образовательных учреждений с детьми младшего школьного возраста, обеспечивающая преемственность среды и методов развития детей при переходе в среднее звено школы;
  • система общеобразовательных школ, в рамках которой создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
  • система дополнительного образования, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие способностей учащихся в рамках внешкольной деятельности;
  • система школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.

Формы обучения детей в условиях общеобразовательных школ:

  • индивидуальная (работа по индивидуальному плану, программе) – эта форма работы предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых ребенок будет получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей;
  • занятия по свободному выбору (факультатив, спецкурс, организация малых групп) – это делает возможным учет различных потребностей и способностей детей;
  • дифференциация образовательного процесса (изучение предмета на повышенном и углубленном уровнях) – эта форма актуальна для тех детей. У которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знаний;
  • исследовательские секции или объединения (предоставляется не только выбор направления исследовательской работы, но и индивидуальный темп и способ продвижения).

Формы обучения детей в системе дополнительного образования:

  1. Обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области.
  2. Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки, специалист высокого класса).
  3. Очно-заочные школы.
  4. Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
  5. Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
  6. Детские научно-практические конференции и семинары.

Выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения зависят не только от возможностей той или иной школы, а прежде всего от индивидуальных особенностей ребенка. Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (лингвистической, математической и т.д.), должны соответствовать целому ряду требований.

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе должны:

  • включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
  • использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний;
  • предполагать изучение проблем открытого типа , позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д. а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
  • в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбраных самим ребенком;
  • поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
  • обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
  • предусматривать наличие свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
  • подготовка специальных учебных пособий, организация исследований, создание рабочих мест при лабораториях, музеях и т. п.;
  • обучать детей оценивать результат своей работы, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творчества;
  • способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
  • включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Профессионально-личностные качества педагогов для работы с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учебе

  1. психолого-педагогические знания, умения и навыки. являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности; (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, методах их выявления)
  2. профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
  3. профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т.д.

Эти качества срабатывают лишь в системе и тогда, когда подчинены тому, что делает человека педагогом, – желанию жить в ученике .

Источники: http://nedoika.schools.by/pages/rabota-s-odarennymi-i-vysokomotivirovannymi-uchaschimisja






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением