Психологическая поддержка одаренных детей





Поддержка одаренных детей

В ГБУ «Городской психолого-педагогический Центр ДОгМ» в рамках деятельности «Лаборатории технологий сопровождения обучающихся с высоким интеллектуально-творческим потенциалом» осуществляется разработка технологий организации и практической реализации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного и школьного возраста с высоким интеллектуально-творческим потенциалом, обучающихся в образовательных организациях г. Москвы. Цель такой работы обусловлена необходимостью трансляции педагогическому сообществу и родителям, воспитывающим и обучающим таких детей эффективно работающих научно-методических разработок и программного обеспечения их психолого-педагогического сопровождения.

Практическая реализация этой цели осуществляется по следующим направлениям:

  • Разработка, апробация и распространение в территориальные отделения Центра диагностического инструментария и технологий психолого-педагогического сопровождения детей с высокой познавательной мотивацией.
  • Подготовка и обучение специалистов различного профиля ТО ГППЦ ДОгМ (методистов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и других заинтересованных педагогических работников) технологиям и моделям работы с одарёнными детьми и детьми с высокой познавательной мотивацией.
  • Создание в учебных округах г. Москвы плотной интеллектуально-развивающей творческой среды, представляющей собой систему специальных занятий и интеллектуальных творческих турниров для детей различного возраста, от старшего дошкольного до старшего школьного.

В качестве структурно-методического основания проведения данной работы используется алгоритм, разработанный и апробированный в образовательных организациях Зеленоградского учебного округа в 2006 – 2015 уч. годах Зеленоградским ЦПМСС (ныне ТО «Зеленоградское» ГППЦ).

Алгоритм сопровождения одаренных детей

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного и школьного возраста с высоким интеллектуально творческим потенциалом:

  1. Скрининг-обследование уровня познавательного интересадетей старшего дошкольного и младшего школьного возраста проводится на основе пакета скрининг-исследований познавательной мотивации детей, созданного в ТО «Зеленоградское» (осуществляется педагогами-психологами ТО ГППЦ на базе образовательных организаций Москвы, на основе двусторонних договоров).
  2. Углублённая диагностикадетей с высокой познавательной мотивацией, выявленной в результате первичного скрининг-исследования (осуществляется педагогами-психологами ГБУ ГППЦ ДОгМ на базе конкретного ТО, реализующего данный алгоритм сопровождения). Углубленная диагностика проводится в два этапа. Первый этап – этап первичного диагностического обследования направлен на уточнение своеобразия индивидуального самосознания ребенка. системы ценностных приоритетов, развитости ментального опыта (уровня понимания действительности) и развитости системы саморегуляции своей психической активности вообще и в ситуациях информационно-смысловой неопределенности, в частности.

На втором этапе (одноразовое индивидуально-диагностическое занятие) решается задача уточнения направленности и глубины творческого потенциала ребенка. Для этого используется пакет творческих заданий «Приглашение в школу сильного мышления» («ШСМ»). Данный пакет включает более 150 творческих заданий, дифференцированных как по возрасту, так и по школьно-предметным направлениям. Ребенку предлагается выбрать пять наиболее привлекательных (интересных) для него тем и по одной из них в домашних условиях написать эссе-микро-исследование (сформулировать ответ-гипотезу и обосновать ее правдоподобность). По результатам двух этапов углубленного обследования составляется индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Данный маршрут, кроме предложения об участии ребенка в программе «Творческая компетентность», включает конкретные рекомендации для его родителей и педагогов.

  1. Для дальнейшего проявления и развития творческого потенциала детей с высокой познавательной мотивацией в данном алгоритме в качестве обязательного элемента предлагается создать в образовательных округах (образовательных учреждениях) плотной интеллектуально-развивающей творческой среды :
  • разработку и организацию систематического проведения интеллектуально- творческих мероприятий для старших дошкольников и школьников начальной и основной ступеней обучения с высокой познавательной мотивацией, Например:
  • заочно-очный турнир интеллектуального творчества для учащихся 3-8 классов «Убеди меня» ,
  • очный турнир интеллектуального творчества для старших дошкольников и учащихся 1-2 классов «Сказочники и фантазёры» ,
  • очный турнир интеллектуального творчества для учащихся 3-4 классов «Детективы» ,
  • заочный фестиваль интеллектуального творчества для детей и юношества «Зелёный шум» (и фестиваль для учащихся начальной школы «Зелёный шумок» ).
  • приглашение ребёнка на групповые и индивидуальные занятия в ТО ГППЦ, работающих по программе «Творческая компетентность» и другим специальным программам, разработанным в ТО «Зеленоградское». Разделы программы «Творческая компетентность»:
    1. «Продуктивное творческое воображение». Программа для учащихся 1-2 классов.Целью данной программы является развитие в потенциально одаренных детях стратегических навыков построения правдоподобных смысловых сюжетов в ситуациях с высоким уровнем информационно-смысловой неопределенности (мифов, сказок, фантастических рассказов).
    2. «Миропонимание». Программа для учащихся 3-4 классов направлена на освоение стратегических эвристик, позволяющих формулировать предельно точные продуктивно-познавательные вопросы и продуктивно-правдоподобные гипотезы.
    3. Программа «Нить Ариадны» для учащихся 5-7 классовнаправлена на формирование основных эвристических навыков поиска разрешения информационно-смысловых противоречий, перевода различных вариантов смыслового противоречия в проблемную ситуацию, направленную на осознание «места», «ядра» противоречия.
    4. Программа «Поиск». Программа для учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ направлена на формирование основных эвристических навыков верификации (подтверждения) и доказательства высказываемых гипотез, умения организовывать эффективную проектно- исследовательскую деятельность.

    Литература

    Литература для родителей и педагогов, воспитывающих детей и подростков с высоким интеллектуально-творческим потенциалом:

    Психологическая поддержка одаренных детей в семье

    Подобные документы

    Развитие умственных способностей человека: одаренность, гениальность. Подход к пониманию способностей в психологии. Характеристика способностей в контексте младшего школьного возраста. Особенности процесса дифференциального обучения одаренных детей.

    курсовая работа, добавлен 16.02

    Психологические особенности одаренных дошкольников. Шкала оценки потребности в достижении. Оптимизация личностного развития одаренных детей в воспитательно-образовательном пространстве. Диагностика индивидуально-личностных особенностей одаренных детей.

    курсовая работа, добавлен 19.12

    Основные проблемы и исследование в области одаренности детей, классификация одаренности. Психосоциальные аспекты особенностей одаренности дошкольников. Принципы индивидуальной работы психолога с родителями одаренных детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа, добавлен 06.03

    Развитие внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Комплексный подход к психодиагностике одаренности. Методы выявления двигательно-одарённых детей - наблюдение, тестирование, использование опросников, анкетирование, психологический тренинг.

    статья, добавлен 28.12

    Основные проблемы и исследования в области одаренности. Психосоциальные аспекты особенностей талантливости. Индивидуальная работа психолога с родителями одаренных ребят. Изучения гениальности детей младшего школьного возраста и проведения с ними бесед.

    курсовая работа, добавлен 04.02

    Одаренность как сочетание различных высокоразвитых способностей, свойственных конкретному человеку. Выраженная неравномерность развития одаренных детей. Психологические особенности, имеющие значение для развития одаренности и проблемы, связанные с ними.

    реферат, добавлен 18.03

    Раскрытие понятия умственной одаренности и ее психологических проявлений. Описание сложностей психического развития одаренных детей и методов диагностики одаренности. Изучение особенностей педагогического подхода к воспитанию и обучению одаренных детей.

    курсовая работа, добавлен 25.02

    Понятие эмоционального климата семьи. Проявление отношений родителей и детей. Детско-родительские отношения в неполных и полных семьях и их влияние на развития ребенка. Эмпирическое исследование отношений родителей к детям с помощью различных методов.

    курсовая работа, добавлен 20.11

    Феномен одаренности как признак психологического превосходства. Принципы и методы выявления одаренных детей. Факторы влияющие на развитие одаренности. Определение систематизации видов одаренности с помощью критерия, положенного в основу классификации.

    реферат, добавлен 15.04

    Одаренность, как психологический феномен. Виды и формы одаренности, а также особенности развития детей дошкольного возраста. Исследование особенностей социально-психологического развития и уровня самооценки детей, посещающих НДОУ №17 г. Медвежьегорска.

    курсовая работа, добавлен 28.03

    Значение периода детства для развития творческих способностей. Развитие интереса к творчеству. Виды творческой деятельности. Методы развития творческих способностей у детей. Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 8-9 лет.

    реферат, добавлен 27.10

    Психолого-педагогические особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте. Методы выявления и диагностики одаренности у дошкольников. Разработка рекомендаций по развитию одаренности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

    курсовая работа, добавлен 15.02

    Сущность понятия одаренность . Основные составляющие познавательной потребности. Креативность как одна из важнейших характеристик одаренности. Основные виды одаренности: художественная; творческая; социальная. Отличительные черты одаренных детей.

    статья, добавлен 17.08

    Понятие одаренности. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы одаренных детей. Психологические особенности развития личности интеллектуально одаренного ребенка. Программа исследования. Анализ результатов методом математической статистики.

    курсовая работа, добавлен 13.06

    Выявление основных компонентов творческих способностей. Определение благоприятных условий для их развития. Рассмотрение направлений педагогической деятельности и оценка эффективности традиционных методик по развитию креативных способностей дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 21.05

    Общие и специальные способности. Особенности проявления музыкальной одаренности. Диагностика музыкальных способностей. Условия, необходимые для полноценной творческой реализации одаренных детей. Педагогические приемы, формирующие музыкальные способности.

    курсовая работа, добавлен 06.03

    Основные подходы и модели к процессу установления одаренности. Методы оценки способностей ребенка, критерии объективности отбора. Проблемы распознавания одаренных и талантливых детей среди различных групп населения. Методы измерения интеллекта.

    контрольная работа, добавлен 05.02

    Понятие одарённости ребенка. Теоретические аспекты психотерапевтической работы с одарёнными детьми. Природа проблем одаренных детей. Психотерапевтический подход к коррекционной работе. Психокоррекционная программа развития и поддержки одарённых детей.

    курсовая работа, добавлен 15.05

    Характеристика проблемы одаренности. Определение понятий способность, одаренность. Способности как психологические свойства личности. Концепция врожденной одаренности. Воображение как компонент таланта. Аспекты воспитания и обучения одаренных детей.

    реферат, добавлен 08.02

    Психология способностей и одаренности. Психологические особенности и одаренность в младшем школьном возрасте. Понятие детского эгоцентризма. Экспериментальное изучение морального эгоцентризма у школьников. Анализ и описание полученных результатов.

    дипломная работа, добавлен 06.04

    Информационное пространство / Республиканский семинар Психологическая поддержка развития одаренных учащихся 17-18 мая 2011 года (Астана, Казахстан)

    Общероссийское общественное движение творческих педагогов Исследователь и журнал Исследователь/Researcher (ранее Исследовательская работа школьников с 2005 года сотрудничают с Республиканским научно-практическим центром Дарын , объединяющим все регионы Казахстана в работе с одаренными детьми.

    Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования в Казахстане является подготовка интеллектуальной элиты — молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве. Интенсификации работы с наиболее способными детьми и молодежью в Казахстане способствовало Распоряжение Президента О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей (1996г.). Для его реализации Постановлением Правительства РК № 256 от 24 марта 1998 года было открыто принципиально научно-образовательное учреждение — Республиканский научно-практический центр Дарын при Министерстве образования и науки, который стал системообразующим звеном в работе с одаренными детьми в республике.
    Основная цель деятельности РНПЦ Дарын — создание условий для выявления, развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей Республики Казахстан. Задачи центра: содействие формированию интеллектуального потенциала Республики Казахстан; создание системы выявления, отбора, поддержки, развития и обучения одаренных детей; расширение международного сотрудничества в области инновационных технологий развития одаренной личности; обеспечение социальной и правовой защиты одаренных детей и молодежи.


    17–18 мая в Центре Астана дарыны прошел Республиканский семинар для психологов образовательных учреждений города Астаны на тему Психологическая поддержка развития одаренных учащихся . Семинар был организован Республиканским научно-практическим центром Дарын на базе городского центра Астана дарыны совместно с Общероссийским общественным движением творческих педагогов Исследователь при участии кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета и кафедры психологии Казахского национального университета имени Аль Фараби. Цель семинара — повышение эффективности работы психологической службы в процессе развития одаренных учащихся организаций образования, повышение профессионального уровня школьных психологов.
    В ходе семинара рассматривались такие проблемы как теоретические основы психологической поддержки развития одаренных учащихся; психолого-педагогические условия выявления, поддержки и развития одаренных учащихся; роль психолога в системе работы с одаренными учащимися; инновационные методы психологической диагностики; методика проведения психологических тренингов. В семинаре принали участи около 100 психологов, представляющих различные образовательные учреждения Астаны — от детского сада до вуза. На открытие республиканского семинара Психологическая поддержка развития одаренных учащихся с приветсвенным словом к участникам обратилась директор РНПЦ Астана дарыны М.Ж. Курманбаевой и зам. директора РНПЦ Дарын Ш.А. Кирабаева. На пленарном заседании прозвучали доклады к.психол.н. профессор, зав. кафедрой психологии образования МПГУ А.С. Обухова Развитие одаренности: смысл понятия и к.психол.н. ст. преподавателя кафедры психологии КНУ им. Аль Фараби М.Н. Кунанбаевой Психологические факторы одаренности .


    В дальнейшем участники поделились на две группы и в течение дня работали по самостоятельным направлениям. С одной группой занятия проводил А.С. Обухов на тему Развитие одаренности: стратегии сопровождения (до обеда) и на тему Идентификация и сопровождение развития одаренности: направления и методы (после обеда до вечера). С другой группой занятия проводила М.Н. Кунанбаева на тему Основные направления психотренинговых тенхологий в развитии одаренности (до обеда) и на тему Средства развития психологических особенностей одаренности в образовательной системе (после обеда). Первый день завершился общим подведением итогов работы первого дня. В обсуждении были затронуты основные проблемы психологической поддержки деятельности системы выявления и развития одаренных учащихся. На второй день работы семинара ведущие поменялись группами и проработали аналогичные темы первого дня с другими группами. Второй день семинара был завершен пленарным выступлением А.С. Обухова, который представил научно-методическое сопровождение развития исследовательской деятельности учащихся, ознакомил слушателей с изданиями журнала Исследователь/Researcher , а также продемонстрировал фильм о Международной исследовательской школе.


    Подытоживая работу семинара, его организатор — сотрудник центра Астана дарыны Г.Б. Ниязова и член Президиума Центрального совета Общероссийского общественного движения творческих педагогов Исследователь А.С. Обухов отметили о важности совмещения теоретических основ и научно обоснованных практических разработок в подготовке педагогов и психологов к сопровождению развития одаренности.


    Также было заключено предварительное соглашение об организации на базе центра Астана дарыны ассоциированного отделения Общероссийского общественного движения творческих педагогов Исследователь .


    В рамках программы пребывания А.С. Обухова в Астане также прошла встреча с начальником Управления образования города Астаны А.Т. Бимендиной.

    Источники: http://gppc.ru/info/parent/support/, http://allbest.ru/o-3c0b65635b2ac78a4d43b89421216c27.html, http://www.oodi.ru/materials/186/






    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением