Одаренные дети русский язык





Работа учителя русского языка и литературы с одаренными детьми в средней школе

Ягудина Р. И. Работа учителя русского языка и литературы с одаренными детьми в средней школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. #151; С. 115-116.

Учитель-словесник обычно работает с одаренными учащимися, имеющими творческие, академические, лидерские способности. Это является основным фактором при определении направлений деятельности по развитию их дарований: творческая деятельность (развитие навыков авторского литературного, музыкального, сценического творчества), научно- исследовательская деятельность (развитие академических способностей, формирование навыков научно- исследовательской, поисковой деятельности), профориентационная деятельность (помощь в профессиональном определении и развитии навыков и умений, необходимых для определенной профессии), организаторская деятельность (развитие лидерских способностей).

С этой целью создано школьное научное общество Озарение ( 8-11 кл.). В него входят учащиеся с выраженными академическими способностями, обладающие интересом к науке, желающие заниматься серьезной исследовательской деятельностью. Работа научного общества проходит один раз в неделю во внеурочное время. В основном учащиеся исследуют жизнь творчество литераторов, ученых, видных деятелей. Работы заслушиваются на школьных научно - практических конференциях, затем их авторы участвуют в конкурсах, научно- практических конференциях различного уровня (Республиканские научно- практические чтения им. Каюма Насыри, Рождественские чтения , Онегинские чтения , Славянские чтения Республиканская научно практическая конференция им. Л.Н. Толстого, Международный творческий конкурс Звезда нового века и др.)

Примерные темы научно- исследовательских работ учащихся – призеров: Символика неба в романе Л.Н. Толстого Война и мир , Символика розы в мировой литературе (живописи, музыке, прикладном искусстве и др.), Образ воды в русской литературе , Тема сыновнего долга в произведениях К. Паустовского, А.Платонова, В.Распутина , Чистополь в судьбе и творчестве советских литераторов , Два великих проповедника , Нравственные уроки сказок К. Чуковского и др.

Для развития поисково-исследовательских способностей одаренных учащихся функционирует клуб юных краеведов Поиск при школьном краеведческом музее. Школьники активно занимаются изучением истории, культуры, традиций народов родного края, создают исследовательские работы, основанные на краеведческом материале. Они развивают не только свои творческие, исследовательские, коммуникативные, организаторские способности, но и вносят большой вклад в изучение истории родного края, в пополнение фондов школьного музея.

Члены клуба регулярно участвуют в краеведческих конкурсах различного уровня (Муниципальные: Жуковские чтения , Республиканские научно- практические чтения им. Каюма Насыри, Тайны родного края , Военная история Зеленодольского района , Выдающиеся люди Заволжья , Семейная реликвия как частица Родины др.).

Вот некоторые темы поисково-исследовательских работ учащихся по краеведению: В мире баитов родного села , Частушки жителей моего села , Ворота моего села , Солдатская родословная , Учительская династия , Тайны фронтового дневника , История солдатской гимнастерки , Пишу письмо перед началом боя , Мы дети страшных лет России (О жертвах сталинских репрессий), Я родом из войны и др.

Работа клуба Поиск организована во внеурочное время. Но многие темы исследований даны учащимся на уроке в качестве дополнительного углубленного задания. Например, после изучения сказки-были Кладовая солнца учащиеся получили задание написать исследовательскую работу Дети военной поры в моей семье , Следы войны в моей семье (6 кл.)

Изучая творчество репрессированных писателей, члены клуба получают особое задание: провести поисково- исследовательскую работу Мы дети страшных лет России (О жителях села- жертвах сталинского террора) и др.

Для учащихся 6-7 классов со сценическими способностями практикую работу подросткового психологического театра Затейник . Сюда входят не только одаренные сильные учащиеся, но и трудные подростки. Искусство, коллективная творческая деятельность способны помочь подростку в его личностном становлении, в правильном выборе жизненных ориентиров. В кружке занимаемся постановкой литературно- музыкальных композиций, музыкальных сказок на новый лад, инсценированием программных произведений: Репка , Колобок , Вечер сказок А.Пушкина , В мире басен Крылова , Осенние посиделки и др. Театральная группа ставит свои спектакли и композиции в больнице, детском садике, детском доме, перед пожилыми односельчанами. Ребята получают огромную радость от возможности творческой самореализации. Занятия театра проводятся 1-2 раза в неделю.

Старшеклассники, влюбленные в литературу, театр, музыку, объединены в литературно-драматический кружок Чайка . Они проводят литературно-драматические вечера, читательские конференции, ставят спектакли.

Кружок имеет славную историю, регулярно проводятся вечера встречи с бывшими выпускниками-кружковцами. Были проведены следующие вечера: Ты боль российская и рана (О творчестве В. Высоцкого), Неповторимое имя - Марина (О творчестве М. Цветаевой), О, святое материнство! (По повести Ч. Айтматова Материнское поле ), Берегите матерей! (По поэзии Р. Гамзатова), Я в душу ранен тобой, Афганистан ; поставлены спектакли по программным литературным произведениям А.Чехов Вишневый сад , А.Островский Гроза , А. Фадеев Молодая гвардия и др.

Учащиеся, обладающие литературными способностями, объединены в кружок Вдохновение . Они создают художественные произведения различных жанров, выступают с ними на школьных литературных вечерах, на муниципальных конкурсах: Проба пера , Крылья Пегаса , Онегинские чтения и др. Члены кружка выпускают литературную газету Вдохновенье (1 раз в четверть). Кружок собирается 2 раза в месяц.

Кроме названных конкурсов, одаренные учащиеся участвуют в Международном интернет - конкурсе Звезда нового века для детей с очень широким спектром творческих дарований.

Практикую поездки с одаренными детьми в театры г. Казани, по достопримечательным местам: в Болдино, Раифу, о. Свияжск, музей К. Насыри, Г. Тукая, М. Горького, походы в лес, к Святому роднику.

В конце учебного года на общешкольной линейке проходит награждение учащихся, которые успешно представили школу на олимпиадах и конкурсах разного уровня.

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Автор: Харченко Наталья Владимировна

Организация: МБОУ СОШ №13

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Калниболотская

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Они отличаются неординарным мышлением, особой памятью, незаурядной волей, мыслительными и речевыми способностями, но и видны личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Главной целью обучения и воспитания одаренных детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Система работы с такими детьми включает в себя следующие компоненты для создания условий их всестороннего развития:

  • регулярная диагностика учебной и познавательной мотивации школьников;
  • развитие общеучебных компетенций на уроках;
  • развитие творческих способностей во внеурочной деятельности (подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах и прочее);
  • просветительская работа с родителями одарённых детей, учащихся с повышенной мотивацией к изучению русского языка и литературы;
  • вовлечение в социальное партнёрство лиц, заинтересованных вопросами развития и воспитания одарённых детей.

К методам выявления одарённых детей относятся:

  • наблюдение;
  • общение с родителями;
  • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляю на основе принципов дифференциации и индивидуализации. что является одним из принципов личностно-ориентированного обучения.

В системе своей работы по развитию детской одаренности по русскому языку и литературе выделяю следующие моменты:

  • дифференцированный подход;
  • проблемное обучение;
  • проектная деятельность;
  • развитие критического мышления;
  • работа в группах;
  • применение педагогических технологий.

Во внеурочной деятельности:

  • исследовательская деятельность;
  • предметные олимпиады;
  • творческие конкурсы.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками.

В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций. текстов художественной литературы.

Для подготовки учащихся к олимпиадам проводятся дополнительные занятия, консультации. Эта работа даёт положительные результаты. Учащиеся являются неоднократными победителями и призёрами предметных олимпиад и творческих конкурсов на муниципальном, всероссийском и международном уровнях.

Все методы и формы работы с одарёнными детьми в полной мере учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.

Критериемдостижения планируемых образовательных результатов является проявление уча­щимися освоенных способов деятельности в ходе работы над проектами, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Опубликовано: 29.02
Пример диплома за участие в конкурсе

Особенности педагогического взаимодействия с одаренными детьми на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • одаренные дети ,
  • виды одаренности ,
  • академическая одаренность ,
  • методика проведения урока ,
  • системно-деятельностный подход ,
  • гармоничная личность.
  • gifted children ,
  • types of gifts ,
  • academic gifts ,
  • the methodology of the lesson ,
  • system-activity approach ,
  • harmonious personality

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Панькова Маргарита Игоревна, Р.К. Бурцева

В данной статье рассматривается проблема обучения одаренного ребенка в обычной средней общеобразовательной школе. По данным проведенного исследования выдвигается модель проведения урока русского языка в сборной группе одаренных учащихся пятого класса с примерной тематикой организации формы работы на уроке, а также перечень рекомендуемых упражнений, направленных на развитие мышления учащихся в соответствии с их интеллектуальным уровнем.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Pankova Margarita Igorevna, R.K. Burtseva, The Times of Science

In this article is considered the problem of training gifted child in regular secondary school. According to a study model the lesson of the russian language composed of fifth grade gifted students is set up with approximate themes of the organization forms of the work in class and the list of recommended exercises that focused on the development of student’s thinking according to their intellectual level.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Время науки – The Times of Science , Панькова Маргарита Игоревна, Р.К. Бурцева

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Панькова Маргарита Игоревна, Р.К. Бурцева Особенности педагогического взаимодействия с одаренными детьми на уроках русского языка // Время науки – The Times of Science. 2015. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-s-odarennymi-detmi-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 26.09).

Панькова Маргарита Игоревна et al. Особенности педагогического взаимодействия с одаренными детьми на уроках русского языка Время науки – The Times of Science (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-s-odarennymi-detmi-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 26.09).

Панькова Маргарита Игоревна Р.К. Бурцева (2015). Особенности педагогического взаимодействия с одаренными детьми на уроках русского языка. Время науки – The Times of Science URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-s-odarennymi-detmi-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Панькова Маргарита Игоревна, Р.К. Бурцева Особенности педагогического взаимодействия с одаренными детьми на уроках русского языка // Время науки – The Times of Science. 2015. №3 С.32-38.

Панькова Маргарита Игоревна et al. Особенности педагогического взаимодействия с одаренными детьми на уроках русского языка Время науки – The Times of Science (2015).

Панькова Маргарита Игоревна Р.К. Бурцева (2015). Особенности педагогического взаимодействия с одаренными детьми на уроках русского языка. Время науки – The Times of Science

Источники: http://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2805/, http://www.pedt.ru/categories/4/articles/91, http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-s-odarennymi-detmi-na-urokah-russkogo-yazyka






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением