Общая характеристика одаренных детей





Характеристики одаренных детей

Одаренная личность, с точки зрения психологов, имеет свои характеристики, которые в несколько раз ярче представлены, нежели у обычного ребенка. Например, психологи утверждают, что у большинства детей любопытство не перерастает в любознательность.

Характеристики одаренных детей:

- Потребность в познании. Детям, имеющим больший потенциал, свойственно стремиться к все новым и новым знаниям. Это свойство появляется очень рано и сопутствует одаренному человеку на протяжении всей его жизни. Это важная составляющая жизни одаренного ребенка, даже если другие способности еще не проявились, по стремлению к познанию можно выявить одаренность.

- Сверхчувствительность к проблемам. Можно смело говорить о том, что это качество отличает настоящую творческую личность от посредственности. Одаренные дети видят проблему там, где другим все ясно. Авторитеты здесь не властны. Ребенок не может удовлетвориться чужим мнением или решением, хотя бы в силу того, что имеет мало опыта.

- Склонность к решению задач дивергентного типа. Это любые проблемные или творческие задачи, которые имеют множество вариантов решений. Во взрослой жизни все задачи дивергентны, начиная от выбора профессии и заканчивая творчеством. В сфере обучения же дивергентные задачи – редкость. Все обучение строится на задачах с одним правильным ответом. Одаренные дети, в свою очередь, очень любят решать именно дивергентные задачи, причем, чем больше неопределенности в них, тем более активно дети будут вступать в процесс решения.

- Оригинальность и гибкость мышления. Оригинальность мышления проявляется во всем: в рисунках ребенка, сочинениях и фантазиях, в конструировании и т.п. Дети часто выдвигают неожиданные идеи и общаются со сверстниками в необычной манере. Все это говорит об оригинальности их мышления. Если ребенок способен быстро находить новые варианты решений, устанавливать ассоциации, то его мышление можно назвать гибким. Гибкость мышления во многом зависит от методов усвоения информации ребенком.

- Легкость генерирования идей или беглость мышления. Одаренный ребенок так реагирует на сложную проблемную ситуацию, выдавая множество вариантов ее решения. Из них он обязательно выберет оптимальный. Возникающие идеи могут показаться «безумными», но при более глубоком их рассмотрении они послужат базой для каких-либо новых методов.

- Легкость ассоциирования. Одаренные дети видят связи и аналогии там, где обычный ребенок, да и взрослый тоже, может их сразу не распознать. Это связи между далекими явлениями, предметами и т.п.

- Способность к прогнозированию. Все дети могут прогнозировать, но одаренные это делают особенно точно. Они могут спрогнозировать последствия или даже социальные явления. Эта способность основана на предыдущих характеристиках: гибкости мышления, задачи дивергентного типа, ассоциации.

- Высокая концентрация внимания. Одаренные дети склонны полностью погружаться в задачу и долго выполнять задание. Ребенка бывает трудно отвлечь от дела, настолько он сконцентрирован на нем. При этом возникают трудности в школе, т.к. программы рассчитаны на обычных детей.

- Отличная память. Это важнейший фактор одаренности. Дети не только запоминают сложные знаки, факты или события, но и умело пользуются этой информацией: классифицируют, систематизируют и структурируют ее.

- Способность к оценке. Одаренный ребенок может оценить собственный поступок, а также действия и мысли других людей. Он отлично понимает, что сделал и как.

- Широта интересов. Интересы одаренных детей очень устойчивы, т.е. такие дети преданны своему делу и с упорством достигают цели. Исследовательская практика – важная часть одаренности. Те знания, которые ребенок получает в ходе исследований, определяют и характеризуют его одаренность.

Характеристика одаренного учащегося

Составить правильную характеристику сложно даже на обычного ученика, и еще сложнее — на одаренного ребенка. Он выходит за рамки средних стандартов, к тому же психолого-педагогическую характеристику одаренного учащегося могут затребовать не только образовательные организации, но и административные, например, для получения грантов и премий, международные — для зарубежных поездок в составе делегаций, культурные — для участия в различных конкурсах и соревнованиях.

Характеристика должна быть грамотная, лаконичная — не более страницы печатного текста, и, отражающая в полной мере все аспекты жизнедеятельности данного учащегося.

Классного руководителя, а это именно ему приходится писать характеристики, выручают ранее составленные шаблоны, по которым он и дает оценки своим подопечным. Заверяет документ руководитель образовательного учреждения.

Шаблон психолого-педагогической характеристики

  • ФИО учащегося.
  • Дата рождения.
  • Группа здоровья, физкультурная группа.
  • Родители (ФИО, год рождения, место работы, образование).
  • Семейные условия.
  • Семейные взаимоотношения.
  • Тип темперамента (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик).
  • Интеллектуальные особенности.
  • Познавательная потребность, любознательность, умение нестандартно мыслить, способность к обучению. Креативность.
  • Развитие логического мышления.
  • Интерес к решению дивергентных задач (с множеством ответов).
  • Оригинальность мышления (способность к выдвижению новых идей).
  • Прогнозирование (способность предвидения последующих результатов деятельности, действий, событий).
  • Гибкость мышления (способность устанавливать ассоциативные связи).
  • Способность к продолжительной концентрации внимания.
  • Хорошая память (большой словарный запас, широкий кругозор).
  • Способность к оценке и самооценке.
  • Эмоциональные особенности.
    • Сверхчувствительность к проблемам.
    • Широта интересов, желание испробовать себя во многих областях.
    • Стремление к раскрытию своего внутреннего потенциала.
    • Постоянное стремление к совершенству (перфекционизм).
    • Самостоятельность (независимость суждений и действий, умение управлять эмоциями, принимать решение, брать на себя ответственность).
    • Социальная автономность (неприязнь к традиционному обучению, готовность отстаивать свою собственную точку зрения, неприятие общественных ограничений в поведении).
    • Лидерство (склонность к превосходству в межличностных отношениях).
    • Соревновательность (склонность к соперническим формам взаимодействия).
    • Чувство юмора, терпимость к критике.
    • Уверенность в своих силах.
    • Отношение к труду.
    • Отношение к родителям, ученикам, сверстникам.
    • Увлечения (занятия в свободное время, посещение кружков и секций по интересам).
    • Профессиональные намерения.
    • Выводы и рекомендации педагога.
    • Последовательно отвечая на каждый пункт этого списка, можно написать вполне информативную характеристику талантливого ученика, которую можно предоставить по требованию в любое учреждение.

      Делая характеристику для сторонних организаций для одаренного ученика, спросите его, может быть, в организации есть специальный бланк-шаблон характеристики, который нужно просто заполнить.

      2007-2016 Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU .
      12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
      Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
      Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
      Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
      Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
      Домен: http://pedsovet.su/
      Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

      Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

      Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

      О работе с сайтом
      Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

      При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

      Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

      Характеристика одаренного ребенка

      вот и дипломчик

      Характеристика одаренного ребенка Большинство родителей считают, что их дети одаренные и талантливые. Конечно, каждый по-своему. Психологи определяют шесть компонентов одаренности: высокие интеллектуальные способности, конкретные академические способности, творческое продуктивное мышление, лидерские качества, навыки в изобразительной и исполнительской деятельности, психомоторные способностей. Генетики утверждают, что из 100 тысяч новорожденных - один наделен гениальностью. Чтобы отнести к этой группе вашего ребенок, он должен быть разносторонне развит и развит не по годам,

      то есть находится на уровне развития значительно выше других детей того же возраста. Одаренность способна как развиваться, так и исчезать, здесь первостепенное значение имеет своевременное признание и поощрение. Раннее выявление таких детей является залогом их успешного развития. Очень важно родителям иметь представление о качествах, характеризующих одаренность. Ниже даны качества одаренного ребенка, предлагается родителям отметить знаком + те качества, которые присуще вашему ребенку. Обратите внимание, что существуют различные уровни одаренности. Одаренные дети: • Не демонстрируют свои навыки, прежде чем они не доведут их до совершенства. • Очень рано развивается понятие причинности. • Обладают большой любознательностью во всем, страсть к обучению. • Мало спят, необычно активны. • Часто занимаются одновременно несколькими видами деятельности. • Желают делать все сами и по-своему. • Обладают чувством юмора. • Очень рано (3-4г) размышляют и задают вопросы о смысле жизни. • Понимают концепцию количества и числа и развивают свои собственные методы для расчета. • Понимают гораздо больше, чем могут выразить словами. • Важной особенностью является превосходство в зрительно-моторные реакции. • Начинают ходить рано, в 7-8 месяцев. • Обладают широким диапазоном навыков и способностей. • Скучают в детском саду или школе. • Они гораздо более внимательны и нежны, чем другие. • Внимательные собеседники. • Внимательны к мнению других. Когнитивные навыки (познавательные процессы) включают: • Быстро овладевают любыми навыками. • Овладевают глубокими знаниями, чем другие дети того же возраста. • Замечательная память о событиях, фактах и числах. • Творческий подход во всем и умение импровизировать. • Очень наблюдательны к окружающему миру. • Высокое и сложное чувство юмора. • • Любознательность, наряду с высоким уровнем мотивации к обучению. • Скучает, если у них нет проблем. • Высокая концентрация внимания. • Хорошие организационные навыки. • Высоко развито логическое мышление. Словарь и язык: • Большой запас активной лексики, хорошо развито умение устного общения, по сравнению с детьми того же возраста. • Жонглирует словами и предложениями, нетрадиционное чувство юмора. • Способность быстрой адаптации и использование языка в соответствии с ситуацией общения. • Навыки в понимании и реализации сложных инструкций. Самостоятельно развивает способности в чтение, письме и в выполнении арифметических действий. Социальные навыки: • Чувствительны к чувствам других. • Используют лингвистические навыки в разрешении конфликтов или дебатов. • Организуют и управляют поведением других детей (могут выглядеть как диктаторы). • Они чувствуют уверенность в общении с взрослыми детьми. • Опережают своих сверстников в развитии, предпочитают индивидуальные игры, так как очень самостоятельны. И еще: Большое значение в развитии детей играют логические задачи, игры, загадки, любая деятельности, которая требует творческого мышления и реакции. После прочтения статьи, вы можете решить, какие способности у вашего ребенка. Консультации у психолога будет достаточно, чтобы подтвердить одаренность вашего ребенка. Для этой цели проводятся анкетирование, тестирование, наблюдения за деятельностью ребенка и т.д. Мониторинг - наиболее часто используемый метод диагностики контингента детей.

      Поделиться в соц. сетях

      Источники: http://prodetey.ru/696-kharakteristiki-odarennykh-detei, http://pedsovet.su/charakterisika_odarenny, http://vihra.ru/xarakteristika-odarennogo-rebenka/






      Комментариев пока нет!

      Поделитесь своим мнением