Инновационная работа одаренными детьми





Инновационные подходы к обучению одаренных детей на уроках химии

Из опыта работы учителя химии

Автор: Тесник Юлия Валерьевна, учитель химии МБОУ Средняя общеобразовательная школа №26 г. Калуги

Описание материла: Предлагаю вам статью, посвященную одному из методов работы с одаренными детьми – методу мини-проектов . Материал является инновационным, носит универсальных характер, будет интересен и применим в профессиональной деятельности любого творческого педагога. Материал может быть использован на уроках в 8-11 классах.

Инновационные подходы к обучению одаренных детей на уроках химии

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат .

На рубеже ХХI века особое значение приобрела проблема обучения и воспитания одаренных детей. В настоящее время наблюдается возрастающий интерес к различным видам работы с одаренными детьми. В процессе работы с одаренными детьми на уроках химии в 8 классе я использую метод мини-проектов.

Этот метод является оригинальным, инновационным, носит универсальных характер, и думаю, что он будет интересен и применим в профессиональной деятельности любого творческого педагога. Этот метод с одной стороны, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, а с другой стороны, использование данного метода ориентировано на развитие ярко выраженных способностей учащихся в области химии.

Ценность метода мини-проектов в моей интерпретации состоит в удивительной легкости и гибкости его применения, доступности для большинства педагогов и учащихся, не зависимо от уровня их подготовки по предмету и личностных характеристик.

Цели использования метода мини-проектов на моих уроках:

- способствовать актуализации и обобщению знаний, имеющихся у ученика по данной теме или проблеме; - продолжить формирование устойчивого интереса к изучаемой теме; - способствовать повышению мотивации ученика к активной, творческой работе на уроке и дома.

Метод мини-проектов в моей интерпретации называется - Химия на переменах . Именно такое название позволяет отразить основную идею этого метода.

Как применить такой метод? Во-первых, для каждой изучаемой темы курса Химия 8 класс я подбираю нетрадиционные задания, в том числе и темы для мини-проекта учащегося – обязательно несколько (табл.1). У моих подчиненных должен быть шанс для творчества. Итак, в качестве домашнего задания один из учеников выбрал дополнительное задание Мини-проект , выбрана и тема мини-проекта!

Таблица 1. Темы мини-проектов в курсе химии 8 класса.

Легко ли отличить смесь от чистого вещества.

Самая главная смесь в моей жизни

Чистое вещество вдали от смеси

Теперь нам (ученику и мне) надо решить, будет ли он один выполнять свой мини-проект или в паре. Это важное решение, которое способствует формированию у ученика самостоятельности и серьезности. Второй шаг сделан. На выполнение мини-проекта учащемуся предлагается только одна неделя. Это является обязательным условием проектной деятельности в рамках этого варианта мини-проектов. И вот тут начинается самое интересное в творческой работе: конечный продукт мини-проекта – это стенд, который находится в коридоре рядом с кабинетом химии на 4 этаже нашей школы. Стенд состоит из 6 карманов формата А4, которые ответственные за мини-проект должны заполнить начинкой для карманов . Каждый карман - отдельный структурный блок в теме. Начинка для кармана – обычный лист бумаги А4, на котором ученики помещают информацию, необходимую с их точки зрения для раскрытия структурного блока темы. Ученику предлагается выбрать 5 обязательных структурных блоков мини-проекта, а один, из шести, придумать свой.

Обязательные структурные блоки мини-проекта:

1. химические формулы, названия веществ;

2. химическая посуда;

3. химические опыты;

4. история вопроса;

5. связь с жизненными аспектами;

6. занимательная часть.

При оформлении начинки карманов ученик должен руководствоваться следующими требования:

- наличие химических формул, названий, фотографий, дат;

- хорошая видимость материала;

- доступность материала для понимания.

Наступает момент презентации продукта мини-проекта – стенда! И так как стенд доступен для всех - он не в кабинете, на него обращают внимание все: ученики и учителя, и родители, проходящие рядом, и даже те, кто еще и не знает, что такое химия. В этом-то изюминка и смысл моего метода мини-проектов . На перемене каждый ученик школы может оценить выполненный проект, а также посмотреть и изучить предложенную информацию, сравнить свои творческие способности, а может и подстегнуть себя на выполнение подобного задания. У нас в школе, да и в других школах г. Калуги, аналогов такому стенду нет.

Я не раз убеждалась в правильности такого решения: ученики подходят к стенду на переменах, читают, смотрят, интересуются узнают что-то новое для себя, закрепляют уже известные факты. Стенд работает за меня на переменах! Уникальность и в том, то стенд работает всегда , независимо от темы, изучаемой на уроке, времени года за окном или настроения учеников, да и моего тоже! Начинка карманов легко меняется.

Я считаю, что разработанный мною метод результативен, так как он позволяет мне достигать целей поставленных в процессе обучения, а именно: сделать обучение, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Цель метода мини-проектов отвечают целям образования на современном этапе. Такой метод создает условия для формирования интеллектуальных качеств личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, учит конструировать собственный образовательный маршрут.

Результативность использования такого метода в образовательном процессе доказывается следующими показателями: уровень обученности по предмету составляет 97% (средний показатель по трем четвертям трех 8-х классов), качество знаний учащихся по предмету составляет 67% (средний показатель по трем четвертям трех 8-х классов) в 2012/2013 учебном году; наблюдается положительная динамика качества знаний в 8 классах; наблюдается положительная динамика изменения уровня мотивации к изучению предмета химии среди учащихся 8 классов в 2012/2013 учебном году; наблюдается увеличение учащихся, выбирающих выполнение предложенных мини-проектов в качестве дополнительного домашнего задания по предмету.

Мой инновационный метод и результаты его применения были обсуждены на педсовете школы от 28 марта 2013 года, а также на городском семинаре учителей химии и биологии Проектная и учебно-исследовательская деятельность как один из компонентов реализации ФГОС от 17 апреля 2013 г. имеются положительные отзывы учащихся 8 классов, учителей школы, а также методиста Управления образования г. Калуги.

Я считаю, что для обучения и воспитания одаренных детей, в том числе и на уроках химии, важным является создание атмосферы для раскрытия и развития их индивидуальных талантов.

Мой метод мини-проектов способствует поддержанию и развитию индивидуальности одаренных детей.

Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками

Тематическое направление: «Психологическое сопровождение детей с особенностями развития и обучения»

Юркевич Виктория Соломоновна . кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Образовательные стратегии развития одаренности» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ

Тема лекции связана с нынешним состоянием решения проблемы повышения интеллектуально-творческого потенциала нации, неотделимой и важной частью которой является работа с одаренными детьми. Будет показано, что ситуация в этой области научно-практической работы крайнепротиворечива и касается ряда позиций, среди которых главными точками таких разногласий являются:

  • адаптация одаренных детей;
  • трудности общения;
  • толерантность к неопределенности (развитие творческих способностей);
  • психическое и физическое здоровье.

Анализ состояния обсуждаемой проблемы позволит показать, что основные разногласия связаны с оценкой перспектив развития одаренных детей и уровня их достижений в будущем. В лекции представлена авторская позиция, в которой важное место занимают вопросы о различиях в типе развития одаренности и о подходах к работе с одаренными детьми и подростками. В частности, будет показан разработанный в рамках инновационного проекта подход, ориентированный на всех одаренных, но сфокусированный на особо одаренных детях и подростках.

Опираясь на идеи А. Маслоу, Н.А. Бернштейна и др. известных ученых, лектор обоснует выбор способов работы с одаренными детьми и представит группу разработанных им специальных методов. которые опираются на главную потребность одаренного подростка в самоактуализации, и работают в той мере, в какой они встроены в его так называемый «доминантный жизненный проект», т.е. принятую им систему активных целей.

27 января 2010 г. прошла двенадцатая публичная лекция МГППУ.

«Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками»

Лекцию прочла Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Образовательные стратегии развития одаренности» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ.

Лекция была посвящена проблемам работы с одаренными детьми. Лектор в процессе лекции делилась со слушателями своим практическим опытом, рассказывала о ситуациях, возникающих при работе с одаренными детьми (например, внимание слушателей привлекла ситуация приема в школу для одаренных детей девочки четырех с половиной лет, у которой «одаренность на самом деле оказалась обычной «натасканностью»).

В начале лекции были определены основные понятия теории: способности, одаренность, задатки и достижения. Было выделено два основных типа одаренности, различающихся не столько по уровню, сколько по типу развития: «высокаянорма» и особая одаренность. Именно во втором случае возникают серьезные проблемы у педагогов и психологов и необходимо использование особых стратегий для психолого – педагогической работы.

Далее были выделены основные виды одаренности:

  1. интеллектуальная одаренность
  2. академическая одаренность
  3. социальная одаренность
  4. художественная одаренность
  5. практическая одаренность
  6. психомоторная (спортивная) одаренность

Также была описана творческая одаренность, которая лектором рассматривается как общая характеристика для любого типа одаренности, и относительно которой психологи придерживаются разных позиций в зависимости от того, считают ее обязательной у одаренного ребенка или нет.

В.С. Юркевич кратко обозначила три закона развития высоких способностей (одаренности):

1. развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции.

2. для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности)

3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

Специальное место в лекции занял анализ основных проблем особо одаренных детей: у них часто отмечаются проблемы дефицита развития произвольной саморегуляции (недостаток организованности и самообладания), трудности делового и личностного общения, они, как ни парадоксально, не всегда креативны, часто встречаются с трудностями при выборе профессии. Но основной проблемой детей с таким типом одаренности является тот факт, что им трудно себя реализовать в реальной жизни. В связи с этим В.С. Юркевич рассказала о выделенном ею особом доминантном жизненном проекте как главном условии успешной реализации одаренности в сложной творческой деятельности. На основе этого доминантного жизненного проекта лектор упомянул об инновационных образовательных стратегиях работы с одаренными детьми и подростками, разработанных в руководимой ею лаборатории. Эти стратегии сейчас используются в ряде школ Москвы.

Презентация Юркевич ( скачать, посмотреть)

Видеофрагмент лекции В.С.Юркевич

Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС INNOVATIVE APPROACHES TO WORK WITH GIFTED CHILDREN UNDER IMPLEMENTATION FSES Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС) ,
  • ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ,
  • ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ,
  • FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION (FSES) ,
  • PROJECT-RESEARCH WORK ,
  • GIFTED CHILDREN

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Зенкова Тамара Сергеевна

Рассматривается организация проектно-исследовательской деятельности при обучении физике в средней школе с целью развития творческих способностей учащихся в рамках ФГОС.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Zenkova Tamara Sergeevna

The organization of design and research activities in teaching physics in secondary schools to develop creative abilities of students within the FSES is considered.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки , Зенкова Тамара Сергеевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Зенкова Тамара Сергеевна Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-v-rabote-s-odarennymi-detmi-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 26.09).

Зенкова Тамара Сергеевна Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки 19 (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-v-rabote-s-odarennymi-detmi-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 26.09).

Зенкова Тамара Сергеевна (2014). Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-v-rabote-s-odarennymi-detmi-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Зенкова Тамара Сергеевна Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. №2 С.626-627.

Зенкова Тамара Сергеевна Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки 19 (2014).

Зенкова Тамара Сергеевна (2014). Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки

Источники: http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/himija/inovacionye-podhody-k-obucheniyu-odarenyh-detei-na-urokah-himi.html, http://psypress.ru/articles/22954.shtml, http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-v-rabote-s-odarennymi-detmi-v-usloviyah-realizatsii-fgos






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением