Занятия по обучению детей татарскому языку





Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»

Автор занятия: Салимханова А. Р. воспитатель по обучению детей татарскому языку МБДОУ «Детский сад №6» «Жемчужинка» г. Чистополь.

Задачи:

Образовательные: активизировать и расширять словарный запас ребенка; учить детей связному описанию.
Развивающие: развиивать зрительную память и слуховое внимание; мелкую моторику рук; развивать умение слушать и понимать татарскую речь.
Воспитательные: воспитывать желание совместно выполнять задания и играть; чувство вежливости и культуру общения.

Образовательная область:

Цель:

Активизация словаря ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

Работа с перфокартами

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся на огород.
- А что такое огород? Что там растет?
- посмотрите, на нашем огороде овощи и фрукты перепутались, давайте с вами назовем только овощи.
- А теперь проверим (морковь – кишер, картофель – бэрэнгэ, огурцы – кыяр, помидор – помидор, капуста – кэбэстэ).

Основная часть

Работа с пиктограммами (загадки)

- А сейчас мы с вами будем делать свой огород. Для этого давайте подойдем к столам.
- У каждого из вас есть листок бумаги. В коробке лежат овощи. Давайте их посадим. (Самостоятельная работа).
- Синен бакчада нэрсэ усэ?
- Ул нинди?

Работа со схемой описания.

Закрепление лексического минимума через компьютерные игры

Цель: Учит определять в группе предметов, объединенных по общему признаку, посторонний объект.

Цель: Закреплять характерные признаки овощей (цвет, плотность, форма, вкус) и правильные названия.

- Молодцы!
- Бик яхшы! Булдырдыгыз! Балалар сезгэ дэорес ошадымы?
- Татар теле дэресе бетте. Сау булыгыз!

Обо всём на свете:

И еще немного любопытного про памятники известным людям. Сто лет назад люди очень метко отмечали характерные особенности этого монумента: Стоит комод, На комоде бегемот, На бегемоте обормот, На обормоте шапка, На шапке крест, Кто угадает, Того под арест. Эти строки сложены о памятнике государю-императору Александру III, открытому 23 мая.

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «День рождение Акбая»

Миляуша Шакирова
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «День рождение Акбая»

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе«День рождение Акбая »

Использованная образовательная программа. «Региональная программа дошкольного образования» Р. К. Шаехова, Казань 2012.

1. Обогащение словарного запаса.

1. Сз байлыгын арттыру, сйлм кнекмлре формалаштыру. Яа сзлр стенд эш :кишер,кбест,кыяр,помидор.

1. Отвечать на простые вопросы, обращение друг другу на татарском языке

1. Гади сорауларны алап авап бир, мргать ит бел, кндлек яшешт аралашу.

1. Бережное отношение к игрушкам

1. дпле итеп кара-каршы сйлш бел кнекмлрен трбиял,уенчыкларга карата сакчыл караш трбиял.

Дидактическое обеспечение занятия :

Для воспитателя. ноутбук, интерактивная доска, демонстрационый материал, игрушечная собака Акбай .

1. Вводная часть (4-5 мин) .

Цель. создание интереса, эмоционального настроя к занятию .

2. Основная часть (15 мин)

Цель. реализация задач программного содержания.

«Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 4-5 лет татарскому языку » Казань, 2012г.

Ход занятия:

-Иснмесез, балалар! (Иснмесез)

-Херле кн (Херле кн)

-Хллр ничек? (йбт,рхмт)

- Ребята, посмотрите, какая красивая коробка. Что же в ней находится?

-Куян нинди? (матур,йбт)

Учитель достает из коробки двух игрушек мишек.

- Аю нинди? (Зур, матур, йбт)

- бу аю нинди? (кечкен, матур, йбт)

(В коробке лежит ежик, лиса, мишка, кошка, собачка, волк, кукла,зайка)

- А сейчас посчитаем сколько у нас игрушек.

Пальчиковая игра “ Бармаклар”

-Ребята,сегодня наш друг Акбай приглашает нас и игрушек на свой день рождения. Поедем к нему все вместе? (да) .

- Посмотрите, наши игрушки испачкались. Нужна ваша помощь. Помоем их? (да)

-Куян нинди? (пычрак)

- Кира нишли? (Кира куян юа) .

(задание выполняется со всеми игрушками)

-Балалар, уенчыклар нинди? (чиста)

-А теперь можно отправлятся в путь. А что бы поехать к Акбаю игрушкам нужно показать и рассказать, где и с кем он живет.

- Монда кем яши? (Монда яши бабай, би, ти, ни, малай, кыз)

Монда яши бабай. Бу-бабай.

йе шул, йе шул бу й матур, бу й зур.

Монда яши би. Бу-би.

йе шул, йе шул бу й матур, бу й зур.

Монда яши ти. Бу-ти.

йе шул, йе шул бу й матур, бу й зур.

Монда яши ни. Бу-ни.

йе шул, йе шул бу й матур, бу й зур.

Монда яши малай. Бу-малай.

йе шул, йе шул бу й матур, бу й зур.

Монда яши кыз. Бу- кыз.

йе шул, йе шул бу й матур, бу й зур.

- Пора отправляться в путь. Поехали. Киттек. (ребенку предлагают взять руль)

Автобуста барабыз. (дети встают в круг)

-Ребятки, игрушки приготовили подарок для Акбая. (красивый мешок с мячиками)

- Туп нинди? (матур, кызыл)

Туп, туп кызыл туп

Сикер, сикер кызыл туп,

1,2,3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,

Сикер, сикер,кызыл туп. (сары туп)

-Ребята, посмотрите, сколько угощений.

-Бу нрс? (ипи, ст, кишер)

-Игрушки проголодались, давайте их покормим.

(Воспитатель предлагает детям рассадить игрушки на стулья.

-Кира, предложи зайке сесть за стол и съесть морковку)

- Куян утыр. Куян, кишер аша. (Песи утыр. Песи ст эч.)

- Акбай. принимай от нас подарок.

Акбайны туган кнен

Без пешердек ак ипи.

Мен шундый ипи зур,

Мен шундый кечкен,

Мен шундый тмле,

Мен шундый баллы,

йе шул ипи тмле.

7. Заключительная часть.

-Акбай говорит нам спасибо. Мы тоже попращаемся с Акбаем. Сау булыгыз!

Публикации по теме:

НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Путешествие в зоопарк» НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Путешествие в зоопарк» по проекту «Без хэзер инде зурлар – мэктэпкэ илтэ.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

План-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме:
Конспект НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Бар матур бакча». УМК

Использованная образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань 2012.

Возрастная группа: Подготовительная группа.

Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».

1.Обогащение словарного запаса.

Развивающие:
1. Развивать диалогическую речь и обращение друг другу на татарском языке.

1. Воспитать у детей желание говорить на татарском языке.

Предварительная работа с детьми: разучивание песни «Безнен бакча», изготовление полумасок овощей, лепка овощей из соленого теста.

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: магнитофон, корзина с муляжами овощей, игрушечная собака Акбай и котенок Мияу.

Для детей: полумаски овощей, ведра, муляжи овощей.

1. Вводная часть (4-5 мин).

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к НОД.
Организационный момент:

Сиңа ничә яшь? (Сколько тебе лет?)

2. Основная часть (18 мин)

Цель: реализация задач программного содержания.

1. Повтор пройденной темы.

2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

3. Соревновательная игра.

4. Музыкально-хороводная игра.

5. Творческое задание детей (Рисование).

6. Заключительная часть (1-2 мин).

Цель: подвести итог НОД.

Г.З.Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.

УМК «Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей татарскому языку» Казань, 2012г.

«Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г.

Воспитатель. Здраствуйте, ребята! Исәнмесез балалар!

Дети. Исәнмесез Ольга Владимировна!

Воспитатель: Хеллер ничек?

Дети: Эйбет. Рехмет

Воспитатель. сапросите как у меня дела? Хаерле кон!

Дети. хаерле кон!

Воспитатель. А это мои лучшие друзья Акбай и Мияу. Они очень добрые и веселые помощники. Акбай и Мияу разговаривают по другому, по-татарски. Послушайте, как они здороваются друг с другом.

А теперь ребята давайте предложим Акбаю и Мияу посидеть! Утыр Акбай, Утыр Мияу.

Воспитатель. Молодцы. Акбай и Мияу тоже хотят с вами познакомиться. Поэтому ребята, предлагаю вам игру «Син кем?», «Ты кто?». С помощью мяча, задавая друг другу вопрос «Син кем» будем знакомиться на татарском языке.

Передаю мяч с вопросом «Син кем?». Дети рассказывают про себя на татарском языке.

Воспитатель. Бик яхшы, булдырдыгыз. Ребята, нам Акбай и Мияу принесли корзину с овощами. Давайте узнаем, какие же овощи принесли нам Акбай и Мияу и назовем их на татарском языке. Достаю овощи из корзины.

Обращаю внимание детей на овощи.

Воспитатель. Бу нәрсә? (показываю картошку).

Воспитатель. Бу нәрсә? (показываю морковь).

Воспитатель. Бу нәрсә? (показывая лука).

Воспитатель. Бу нәрсә?

Воспитатель. Бу нәрсә?

Воспитатель. Бу нәрсә?

Воспитатель. Слово помидор на русском и татарском языках звучит одинаково.

Воспитатель. А сейчас ребята я предлагаю вам поиграть с овощами в с/р игру «магазин».

Воспитатель. Молодцы. Предлагаю еще провести соревновательную игру «Собирай урожай».

Дети делятся на 2 команды, ставятся 2 ведерка, на пол раскидываю муляжи овощей, на счет 3 игра начинается.

Воспитатель. Ребята, давайте назовем какие овощи собрали команда девочек.

Воспитатель и дети. Бәрәңге, суган, кишер, кыяр, помидор.

Воспитатель. Молодцы. Давайте посчитаем овощи.

Считаем на татарском языке.

Воспитатель и дети. Бер, ике, өч, дүрт, биш.

Воспитатель. Давайте посмотрим, какие овощи собрали команда мальчиков.

Воспитатель и дети. Суган, кәбестә, кыяр, кишер, помидор, бәрәңге.

Воспитатель. Посчитаем овощи на татарском языке.

Воспитатель и дети. Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Бар матур бакча» («Есть красивый огород»).

Детям одеваю полумаски овощей. Сначала роль дается активному, сильному ребенку, дальше роль предлагается неуверенному, замкнутому в себе ребенку.

Бар матур бакча

(ребенок с полумаской «моркови» выходит в середину круга и танцует).

Игра продолжается со всеми изученными овощами.

Творческое задание для детей. разукрашивание гуашью сделанные из соленого теста муляжи овощей.

Воспитатель. Молодцы. Ребята, вам понравилось занятие татарского языка? А какие новые слова мы сегодня с вами узнали? А что для вас было трудным? Что бы вы хотели рассказать родителям, друзьям (Ответы детей).

Воспитатель. Ребята, поблагодарим за овощей Акбая и Мияу и прощаемся с ними.

Воспитатель. Саубулыгыз, балалар!

Источники: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/raznoe/osennie-bogatstva.html, http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-detei-tatarskomu-jazyku-v-starshei-grupe-den-rozhdenie-akbaja.html, http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/10/01/konspekt-nod-po-obucheniyu-detey-tatarskomu-yazyku-v






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением