Возрастные особенности консультирования детей





Особенности консультирования детей

Последнее время родители всё чаще решают обратиться к психологам за помощью.

Это связано с увеличением доверия к этой профессии и с возросшим уровнем квалификации специалистов (что в свою очередь повышает степень доверия к ним). И, конечно, заинтересованность родителей, стремящихся вырастить и воспитать детей, учитывая все их способности и таланты.

Обращаясь к специалисту, родители обязательно должны уточнить, работает ли он с детьми (некоторые специалисты работают только с взрослыми). Существует несколько сценариев работы:

- индивидуальная беседа с родителями, индивидуальная работа с подростком, заключительная беседа с родителями,

- общая беседа, индивидуальная работа с подростком, заключительная беседа с родителями,

- общая беседа, индивидуальная работа с подростком, общая заключительная беседа,

- работа со всей семьёй.

Выбрав формат работы, который больше всего подходит Вам, обсудите его со специалистом.

Остановимся на некоторых особенностях консультирования детей.

Чаще всего их приводят родители (а иногда бабушки). Если бабушка не является официальным опекуном, то психолог обязан поинтересоваться, одобрен ли о визит родителями. И то, как они подготовят ребёнка к визиту, то, что они ему скажут, может значительно повлиять на весь процесс. Если родители не дали правдивую точную информацию о том, зачем они идут к специалисту, и что там будет происходить, ребёнок может отказаться сотрудничать, и это затянет процесс установления контакта, поскольку главное условие результативного консультирования – добровольное участие клиента. Если же ребёнка вынудили или заставили прийти к психологу - это очень снижает продуктивность консультирования. Детским психологам часто приходится сталкиваться с подобной ситуацией. Родителям стоит предварительно познакомиться со специалистом не только для того, чтобы уточнить уровень его квалификации, продолжительность консультирования, целесообразность работы с ребёнком. Но главное для того, чтобы понять, насколько им комфортно работать с этим специалистом и готовы ли они ему доверить ребёнка. А затем расспросить, как и что он будет делать, для того чтобы подготовить сына или дочь к визиту.

Продолжительность сеанса работы с ребёнком вдвое меньше, чем с взрослым.

Поэтому способы должны быть максимально эффективны и интересны ребёнку (необходимо учитывать не только личностные характеристики, но и возраст).

При первой встрече гораздо больше времени (чем в работе с взрослыми) может уйти на установление контакта, снятие тревожности (поскольку дети более впечатлительны и эмоциональны, чем взрослые) и удовлетворение любопытства ребёнка. Это очень важно. Чем больше ребёнок знает, тем меньше уровень тревожности и меньше страхов. В то же время ребёнок должен получить только ту информацию, которая будет ему понятна и полезна. Если она будет излишне подробной или непонятной, это может только помешать. Следует заметить, что уже период установления контакта является очень информативным для психолога при выборе способов работы с ребёнком.

Первая встреча с маленьким клиентом будет диагностической. На ней специалист проверит точность и обоснованность запроса, (поскольку родители часто видят только «верхушку айсберга» - например, изменения в поведении ребёнка. Им сложно выявить причину этих изменений) и составит план работы с ребёнком во время следующих встреч. Только после этого, РОДИТЕЛИ принимают окончательное решение по продолжению или прерыванию сотрудничества.

Многие дети, особенно младшего возраста, склонны говорить: «Мы ничего не делали, только играли и рисовали» (для них это действительно так выглядит). Поэтому, если родители выбирают форму, индивидуальной работы с ребёнком без их присутствия, все возникающие вопросы об используемых техниках необходимо задавать специалисту (чтобы избежать возможных недоразумений).

На этапе диагностики и прояснения запроса с маленькими детьми сложно использовать интервью или беседу, так как дети не видят своих проблем, они ведут себя соответственно полученным от взрослых знаниям и конкретным обстоятельствам. И уверенны, что делают всё правильно. У них слабо развито ассоциативное мышление, небольшой жизненный опыт, они эмоциональны и впечатлительны. Кроме того, у малышей не развита саморефлексия и свои действия и поступки они оценивают по реакции и словам взрослых. Именно поэтому чаще всего родители приходят с запросом на работу с ребёнком и именно они озвучивают проблему (как они её видят).

Таким образом, психологу необходимо воссоздать целостную картину проблемы, определить направление работы с ребёнком, провести коррекцию детского поведения и ОБЯЗАТЕЛЬНО обсудить с родителями стратегию их новых отношений с сыном или дочерью. Это важно, так как устойчивое изменение поведения ребёнка возможно только при коррекции внутрисемейных отношений, и при изменении поведения взрослых членов семьи. РАБОТА ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА - ЭТО РАБОТА СО ВСЕЙ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМОЙ. Поэтому очень важно понимание и поддержка со стороны родителей.

Родители имеют полное право присутствовать во время консультирования (особенно, если ребёнок не достиг 12-летнего возраста), чтобы знать о том, что происходит. И этот факт может оказывать очень большое влияние на поведение ребёнка во время консультирования (как позитивное, так и негативное). Ребёнок в их присутствии может испытывать излишнюю тревожность и страх; может вести себя, демонстративно привлекая внимание; может играть роль правильного ребёнка, который во всём угождает родителям и т.п. Т.е. бессознательно тормозить процесс работы. Но в то же время родители лучше знают контекст, в котором ребёнок проявляет беспокоящие их качества и могут помочь быстрее разобраться.

Работая с ребенком, специалист должен полагаться исключительно на свою наблюдательность и знания. Поскольку у детей низкая способность (подростки) или неспособность (раннее детство, младшая школа) к рефлексии (анализу собственных поступков и проблем). Психолог не может сказать ребёнку: «Я предполагаю, что с тобой происходит вот это» и ожидать подтверждения или опровержения своей гипотезы.

Коррекционная работа с детьми должна проходить очень бережно, тщательно проверенными методиками и исключительно индивидуально отредактированными под каждого маленького клиента, поскольку их психика более ранимая, чем у взрослых. Также у детей более слабые защитные механизмы и, как следствие, более уязвимая энергетика.

При работе с подростками также необходимо учитывать незрелость самосознания, интеллекта, личности и психики в целом, что обусловливает отсутствие критической оценки своих действий, повышенное критическое оценивание других, слабая способность называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, подвижность, сверхценные интересы и увлечения (повышенная охваченность детей своим увлечением), пассивное, а порой и протестное отношение к общению с психологом.

Особенности консультирования связаны также с тем, что психологические и физиологические особенности детей каждого возрастного периода очень отличаются друг от друга.

- раннее детство (дошкольный возраст) – от 2 до 6 лет,

- среднее детство (младшие школьники, младшие подростки) – от 6 до 12 лет,

- подростковый (средние и старшие подростки) возраст – от 12 до 19 лет.

Развитие восприятия, мышления, волевой сферы, способности к ассоциативному мышлению и рефлексии имеют разные характеристики в разном возрастном периоде. В связи с этим одни и те же формы и методы консультирования в каждом возрасте используются по-разному.

Формы работы с детьми очень разнообразны:

- составление экспертного психологического портрета,

Психологическое консультирование детей и родителей

Дополнительная информация

Тренинг-семинар посвящен теории и практике консультативной психологической работы с детьми школьного возраста и их родителями.
Планируемые результаты:
знакомство слушателей с типичными проблемами, с которыми приходится сталкиваться психологу-консультанту при работе с детьми разных возрастных групп;
овладение методами сбора и анализа информации о ребенке;
формирование навыков построения консультативной беседы с детьми и взрослыми.
Методы, используемые при проведении тренинг-семинара:
лекционные занятия; работа с демонстрационным материалом; имитационные игры, воспроизводящие различные ситуации, возникающие в процессе психологического консультирования.
Теоретические основания психологического консультирования
консультирование с позиций глубинной психологии; бихевиоральный подход в консультировании; консультирование с позиций гуманистической психологии; подход к проблемам консультирования в школе Выготского.
Формы психологического консультирования
индивидуальное консультирование; семейное консультирование; групповое консультирование.
Первичная беседа с клиентом
Построение первичной беседы: организация первичной беседы с родителями ребенка; организация первичной беседы с детьми разного возраста.
Информация, получаемая в первичной беседе: анализ жалобы и запроса; анализ вербального и невербального поведения клиента; сбор анамнеза.
Психотерапевтическое воздействие первичной беседы: реакция на сведения, сообщаемые клиентом; формирование позитивной установки клиента.
Психологическое обследование как этап консультирования:
Выбор диагностических методов с учетом возраста ребенка: методы изучения когнитивной сферы; методы изучения личностных особенностей.
Организация обследования: позиция проверяющего; фиксация результатов обследования; наблюдения в ходе обследования.
Интерпретация результатов: оценка умственного развития ребенка; оценка личностных особенностей ребенка; соотнесение результатов обследования с заявленной проблемой.
Выработка психолого-педагогических рекомендаций:
Развитие когнитивных процессов: развитие мышления, восприятия, памяти, воображения;
формирование внимания и организации действий.
Учет личностных особенностей ребенка в воспитании: демонстративность, эмоциональная лабильность, инфантилизм; тревожность, депрессивные тенденции, психологическая травма;
гиперактивность, трудности социализации, нарушения общения.
Рекомендации ребенку по преодолению имеющихся у него психологических трудностей:
варианты рекомендаций для младших школьников; варианты рекомендаций для подростков.
Организация внешней среды: семейные условия; тип школы (класса).
Реализация рекомендаций:
Заключительная беседа количество, частота, продолжительность встреч; изложение выводов консультант; формы подачи рекомендаций; учет реакций клиента.
Использование специальных техник релаксация и медитация;
элементы арттерапии; элементы игровой терапии.
Особенности семейного консультирования:
организация общения консультанта с семьей; организация внутрисемейного общения в процессе консультирования; разрешение конфликтов, актуализирующихся в процессе консультирования;
индивидуальная работа с разными членами семьи.
Особенности консультирования детей: консультирование младших школьников; консультирование подростков.

Контактная информация

Другие программы

28 октября. пятница

5 октября. среда

3 октября. понедельник

1 октября. суббота

29 сентября. четверг

Cпецпроекты

Летние образовательные программы: интенсивы, выездные лагеря, языковые и спортивные школы.

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Горячая линия по вопросам подготовки к экзаменам и поступлению в вузы.

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Как меняется главный педагогический вуз страны, и что такое универсальный бакалавриат.

Можно ли получить качественное образование, не выходя из дома.

О том, как получить образование мирового уровня в регионах России.

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

.. /.. / Мастерская по работе с детьми

19 октября — 14 декабря 2013г.

  • Контакты: Дополнительная информация по т. (812)371-8220 и эл.почте group@inharmony.spb.ru.
  • Дополнителные сведения: Для начинающих или практикующих специалистов. 72 часа обучения. По окончанию выдается Удостоверение о повышении квалификации.
  • Для начинающих или практикующих специалистов, работающих с детьми.

    Ведущая: Ирина Гуревич - психолог, тренер, супервизор, преподаватель Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп Института Гармония . 20 лет практики работы с детьми, подростками, родителями, учителями. Автор и ведущая обучающих программ по работе с детьми и подростками.

    Общий объем программы - 72 академических часа. Прошедшим программу в полном объеме выдается Удостоверение о повышении квалификации.

    Мы выделили основные аспекты взаимодействия с ребенком и родителями, которые специалисту важно проработать, а также наиболее часто встречающиеся вопросы и сложности. Мастерская будет очень практическая - мы хотим организовать работу так, чтобы у всех участников была возможность обратиться к интересующим их вопросам, поделиться накопленными знаниями и опытом в консультировании детей и родителей, а также почувствовать поддержку и теплоту профессионального сообщества.

    В результате работы участники:
    - познакомятся с основными принципами консультирования детей и родителей
    - узнают о тактиках и стратегиях работы в зависимости от причин обращения
    - обсудят особенности работы с детьми разного возраста
    - потренируют навыки консультирования детей и родителей
    - поработают со сложными случаями работы в режиме супервизии

    Программа состоит из 4 двухдневных семинаров, супервизии, индивидуальной обратной связи.

    1 семинар. Особенности консультирования детей и родителей:
    - первая встреча с родителем и ребенком (контакт, формирование запроса, контракт, циркулярное интервью описание возможных вариантов работы)
    - возрастные особенности детей (возрастные кризисы)
    - особенности сопровождения ребенка во время терапевтических встреч
    формы работы с детьми

    2 семинар. Работа с ребенком в контексте системного подхода:
    - семья, как система
    - ребенок - часть семейной системы
    - потребность или проблема семейной системы, выраженная через ребенка (идентифицированный клиент)

    3 семинар. Профессиональная позиция при работе с ребенком:
    - профессиональная позиция при встрече с семейной системой
    - позиции Ребенок-Родитель-Взрослый в контексте консультирования детей

    4 семинар. Некоторые специфические вопросы работы с детьми:
    - ребенок и утрата
    - ребенок и развод родителей
    - ребенок, переживший насилие (или находящийся в ситуации насилия)

    Стоимость участия в Мастерской: 14000 рублей при единовременной оплате, 16000 рублей при оплате в 2 этапа.

    Другие мероприятия

    Источники: http://children-cil.com/stati/517.html, http://www.ucheba.ru/program/673665, http://hpsy.ru/edu/1355.htm






    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением