Возрастные и психологические особенности детей





Возрастные особенности детей

Особенности эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой сферы ребёнка - по возрастам.

Варианты развития детей (перед школой) Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития. требующие большей или меньшей коррекционной работы. Волевая готовность к школьному обучению Волевые особенности дошкольника могут иметь свою специфику. Восприятие и память у младенцев Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов. Врожденные формы психики и поведения Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание. Двигательная активность ребенка Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. Интеллектуальная готовность к школьному обучению Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Личностная готовность к школьному обучению Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» Нравственная готовность к школьному обучению Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств. Особенности психики Когда ребенок улыбается, выглядит это как проявление любви к вам, однако он не способен еще любить хотя бы потому, что пока не способен отличать одного человека от другого. Первые дни ребенка Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой, и это важно понимать. Первый час после рождения В природе существуют первичная и непосредственная связь матери и ребенка. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте Существующая сейчас система выделения периодов сложилась практическим путём. Проблемы раннего детства Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Психологическая готовность к школьному обучению Каковы должны быть итоги дошкольного развития ребенка? Психологические особенности развития ребенка до и после рождения Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще неродившимся ребенком является важным фактором влияния на возникающую психику. Развитие речи у ребенка Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов. Темпы адаптации Скорость адаптивных реакций у новорожденных чрезвычайно высока. Уровень и специфические особенности мышления дошкольника Сознание ребенка не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. Уровни саморегуляции шестилетних детей Первый (высший) уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет все его компоненты до конца занятия, работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего занятия. Работает в основном точно, если допускает ошибки, то при проверке замечает и устраняет их. Не спешит сдать работу, а еще раз проверяет написанное, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и аккуратно. Характеристика пубертатного периода Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период: физического, умственного, нравственного, социального. Этапы развития речи ребенка Подготовительный этап, этап возникновения, этап развития. Этапы формирования игровой деятельности детей По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, познавательная игра представляет собой предметно-игровую деятельность.

См. также

Психологические особенности детей 1,5 - 3 лет

Педагог-психолог Дорохина О.В.,
МАДОУ № 48, г. Армавир

Цель: расширить представления педагогов и родителей о психологических особенностях возраста.

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметна деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.

Происходит активное формирование речи:

  • к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;
  • к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;
  • к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

    В этом возрасте задержка речевого развития должна насторожить – это может говорить о ЗПР или о развивающееся глухоте.

    Также в этом возрасте нужно стимулировать высказывания детей. Существует одна психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители ребенка сбились с ног, водили ребенка по врачам, экстрасенсам, но все безуспешно. Однажды, когда вся семья села за слол, ребенок отчетливо сказал: «Мне нечем есть». Когда родители опомнились от счастья и спросили ребенка, почему он все это время молчал, он ответил: «А зачем было говорить? Вы и так все за меня говорили».

    Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.

    Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

    В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:

  • 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),
  • цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).

    Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

    Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

    Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.

    Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

    Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

    Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

    Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.

    Возрастные психологические особенности детей.

    Знание возрастных психологических особенностей поможет выбрать из множества средств и приемов те единственные, которые и окажутся волшебной палочкой, открывающей путь к сердцу ребят.

    Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

    Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы вообще здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

    Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
    В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.

    Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
    Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

  • Источники: http://azps.ru/articles/kid/indexos.html, http://tc-sfera.ru/posts/psihologicheskie-osobennosti-detey-15-3-let, http://yola.edu12.ru/page.php%3Fid%3D380






    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением