Социальная готовность ребенка школьному обучению





Из чего складывается готовность к школьному обучению

Прежде всего, нужно сказать, что это понятие не педагогическое, а психологическое, даже психофизиологическое. Говоря научным языком, она заключается в созревании у ребенка некоторых функций психики. Если ребенок уже «дозрел» до учебы, она будет даваться ему легко, учиться ему будет по-настоящему интересно.

Многие родители говорят, что и сами отлично видят, что ребенок готов к школе. На самом деле при этом они ориентируются, прежде всего, на уровень интеллектуального развития ребенка («Он у нас уже читает, пишет и до ста считает, а вы говорите еще год подождать!», — говорят они психологу). Но уровень интеллектуального развития хоть и является одной из компонент готовности к школе, но не единственной и далеко не самой важной.

Обычно готовность к школе формируется примерно к семилетнему возрасту. Однако нормой развития этой характеристики является возраст от 6 до 8 лет. При этом если дети 6,5 лет еще довольно часто оказываются готовыми к школьному обучению, то шестилетки — в редких случаях. В столь раннем возрасте за полгода ребенок способен сделать очень большой скачок в развитии.

Саморегуляция – основа готовности к школе

Примерно к 7 годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики — он научается осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Вы пробовали заставить ребенка посидеть спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых, а ему очень хочется с вами поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или слезы? Конечно нет, либо с большим трудом. И он не виноват. Просто в дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности — целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями.

Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей, заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да элементарно нужно просидеть 30 минут на уроке!

Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой.

Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?

Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучшим мотивом для успешности обучения является интерес к учебе, к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в этом возрасте не так часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.

Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. Идет ли речь о конкретной школе или вообще о необходимости учиться, о расставании с детсадовскими друзьями или о страхе перед новым. В зависимости от причины и нужно действовать.

Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.

Социальная готовность к школе

Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми. Низкая социальная готовность часто оказывается у малышей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой.

Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.

На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние вообще присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге — страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие трудности. Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Если же ваш ребенок не посещает детский сад, постарайтесь водить его в спортивную или другую секцию, группы временного пребывания и т.д. чтобы ребенок привыкал к будущей школьной обстановке.

Интеллектуальная готовность к школе

Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций — памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях по подготовке к школе обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик.

Но, как уже упоминалось, это не самый главный компонент готовности к обучению. А уж если в процессе слишком интенсивных занятий ребенок потеряет интерес к учебе вообще, то смысла в развитой памяти и мышлении не будет.

Развивать познавательные функции при подготовке к школе нужно через игру. Игры должны быть интересны ребенку. Нужно помнить, что именно игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, а значит, именно с помощью игры происходит развитие.

Евгения Лепешова, психолог

Еще по теме

Главная Дети Готовность ребенка к школьному обучению

Готовность ребенка к школьному обучению

Под подготовкой ребенка к школе многие родители понимают лишь его начальную способность читать, считать и писать, но это далеко не все, чему нужно обучить его перед школой. Очень часто в классах встречаются неподготовленные к школьному обучению дети.

Их неподготовленность выражается в неспособности сосредоточиться, заняться общей работой класса, ребенок часто отвлекается и мешает заниматься другим. Неподготовленный ребенок не может наладить отношений с одноклассниками, неправильно понимает систему отношений с учителями. Чтобы избежать проблем на начальном этапе обучения и впоследствии, нужно заранее начинать готовить ребенка к школе. Готовность ребенка к обучению заключается в совокупности его физической, психологической и педагогической подготовки. Поговорим подробнее о них.

Психологическая готовность ребенка

Готовность к школе в первую очередь должна выражаться на психологическом уровне, от нее зависит успешность его адаптации к режиму школьной жизни, его успеваемость, а также его общее психологическое здоровье. Психологическая готовность ребенка к школе заключается в социальной, личностной и интеллектуальной готовности.

Что такое социальная готовность ребенка к школе? Во-первых, ребенок, поступающий в школу, должен иметь определенный уровень интересов, он должен быть готов изменить свою социальную позицию, должен иметь желание учиться и развиваться, иными словами, у ребенка должна быть сформирована мотивация к учебе. В возрасте шести лет у детей формируется так называемая позиция школьника, он начинает осознавать необходимость учиться, понимать значимость и важность обучения, меньше стремится к развлекательной и игровой деятельности. Зачастую случается, что ребенок хочет ходить в школу, ему там нравиться находиться, но совершенно не нравится учиться. Для того, чтобы развить у ребенка стремление к учебе и интерес к знаниям, ему нужно заранее рассказать о пользе и важности школьного обучения, об учителях, об уроках, о знаниях, о школе, которые он там приобретет, акцентируя его внимание на положительных сторонах учебы.

Личностная готовность ребенка заключается в его способности строить адекватные отношения со сверстниками и взрослыми в системе обучения. Дошкольникам характерна импульсивность и непосредственность, в то время, как у ученика первого класса уже должна быть развита произвольность. При низком уровне произвольности вопросы учителя кажутся ребенку поводом простого житейского общения, а не учебной задачей. Также немаловажно учесть способность ребенка к общению со своими сверстниками, он должен научиться воспринимать их как партнеров, строить с ними деловые контакты. Очень часто у детей в этом возрасте бывает заниженная или завышенная самооценка. Если ребенок постоянно говорит о том, что у него все получается лучше, чем у кого-то, еще не повод беспокоиться, так как шестилетние дети склонны к излишней самоуверенности. А вот если ребенок наоборот, принижает свои успехи и проявляет недовольство по поводу собственной деятельности, то с ним обязательно нужно поговорить и постараться исключить дефицит любви и внимания, которые чаще всего являются причиной его неустойчивой самооценки.

Интеллектуальная готовность ребенка заключается в развитии основных психологических функций, к которым относятся память, внимание, мышление и воображение. Что касается внимания, то дети в возрасте шести лет часто не могут подолгу концентрироваться на одном предмете, но по-настоящему беспокоиться стоит только родителем тех первоклассников, которые не в состоянии сосредоточиться на какой-либо информации хотя бы на десять минут. Память ребенка нужно стараться постоянно развивать, особенно в возрасте шести лет, школьник должен без труда запоминать пять из десяти произнесенных слов, не связанных по смыслу. У первоклассников все еще продолжает развиваться восприятие, наглядно – образное и наглядно – действенное мышление, начинает формироваться логическое мышление, ребенок уже может понять, что такое план помещения и по схематичному изображению найти в нем тот иной предмет. Воображение тоже активно развивается и помогает ребенку избежать тяжелых переживаний и психологических травм.

Чтобы психологически подготовить своего ребенка к школе, нужно заранее познакомить его с учителем и некоторыми одноклассниками, это поможет ему поскорее адаптироваться, несколько раз посетить с ним школу и его класс, дать возможность осмотреться и немного привыкнуть к новому месту, рассказать ребенку о распорядке школьного дня, расписании уроков, переменах. Также очень важно поговорить с ребенком. Спросите его, какие у него впечатления о школе, что он чувствует, что ему нравится или не нравится и расскажите о том, какие положительные моменты есть в обучении, о возможности завести друзей, получить новые знания и впечатления, а также о том, что чувствовать волнение в первые дни учебы абсолютно нормально.

Педагогическая готовность

Педагогическая готовность ребенка заключается в умении писать, считать, читать и пересказывать прочитанное. К первому классу ребенок должен обладать определенными навыками письма, чтения, рисования, счета, иметь хороший словарный запас, общую осведомленность, уметь развернуто ответить на вопрос, а также иметь чистую речь.

Что касается мелкой моторики руки, то ребенок без труда должен уметь работать с ножницами, обрывать лист бумаги, соединять точки прямой и ломаной линией. Общая осведомленность оценивается тем фактом, как ребенок отвечает на несложные общие вопросы, вроде «Назови свое имя и фамилию», «Сколько тебе лет», «Где ты живешь», «У тебя есть брат, сестра», «Где работают твои родители», «Каких животных ты знаешь» и прочие.

Речевая готовность детей к школе – очень важный аспект, которому следует уделить достаточно времени. Проверяется она с помощью несложных упражнений, способных показать уровень речевого слуха, связности речи, грамматического строя и словарного запаса.

Физическая готовность

Для нормального развития и успешного обучения ребенка необходима также физическая подготовка. Очень часто случается, что дети после поступления в школу начинают чаще заболевать, что связано с возрастанием умственных нагрузок, смене привычек, установлением новых взаимоотношений и со значительным напряжением нервной системы.

Хорошая физическая подготовка заключается в закаленности и общем физическом развитии, активном состоянии организма. Дети в этом возрасте уже знакомятся с различными техническими элементами спорта, осваивают игры, учатся кататься на лыжах, плавать. Ко времени поступления в школу ребенок уже должен иметь способность переносить некоторые статические нагрузки, а также самостоятельно использовать имеющиеся двигательные навыки. В независимости от общего состояния здоровья ребенка нужно приучать к физическим упражнениям и играм, ему должны нравиться уроки физической культуры, ребенок должен проявлять на них активность.

Статьи по теме:
  • Как подать заявление на
  • Почему мужчины не хотят
  • Почему дергается глаз
  • Фитнес упражнения для

Социальная готовность ребенка к школе

На современном этапе подготовка к школьному обучению из психолого-педагогической переросла в проблему большой социальной значимости. В связи с этим особое внимание требует решение задачи формирования социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, укрепление и развитие эмоционального положительного отношения ребенка к школе, желание учиться, что, в конечном счете, формирует школьную позицию.

Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги и психологи высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, в своевременном развитии их способностей, в т.ч. социальных, а так же пробуждения устойчивого интереса к школе, учению.

Изучаемая тема является одной из самых актуальных проблем на протяжении на всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности дошкольника к предстоящему обучению, является социальная готовность, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям, к положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением. Высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе.

Итак, общая готовность предполагает эмоциональное развитие ребенка, моторное и физическое, когнитивное и социально-личностное.

Остановимся на социальной готовности ребенка к школе. Школьная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступление в разнообразные контакты, связи и отношения и поддерживание их. Прежде всего, это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам, независимо от того, мешает ли он своим поведением другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, т.е. извлекать из него пользу для своего развития.

Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что-то сказать или задать вопрос, будет в ту же минуту говорить или спрашивать, возникает хаос, и никто никого не сможет слушать. Для нормально продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику договорить до конца. Поэтому способность воздержаться от собственных импульсов и выслушивать других - это важный компонент социальной компетентности.

Важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя членом группы, в случае школьного обучения - класса. Учитель не может обращаться к каждому ребенку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель обращается лично к нему. Поэтому чувствовать себя членом группы - это еще одно важное свойство социальной компетентности.

Дети разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализовываться сообразно ситуации и не в ущерб другим. Для того, чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни. Поэтому к социальной готовности к школе относится способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.

К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь класса не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, а в том, как они решаются. Важно научить детей другим, конструктивным моделям разрешения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать разрешения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д. Способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе .

Если ребенок не ходит в детский сад, общается только с родителями, не знает правил коммуникации со сверстниками, то самый умный и самый развитый ребенок может оказаться изгоем в классе и поэтому задача социального развития - формирование коммуникативных навыков и этических ценностей в игровой, учебной деятельности, в повседневных ситуациях.

Если этого нет, то первоклассник может столкнуться, во-первых, с отторжением сверстниками, во-вторых, с непониманием ситуации общения с учителем. Уже первый школьный день может закончиться жалобой на то, что учитель его не любит, не обращает на него внимания, - а работать иначе он не может. Так у пишущего, читающего, но социально не адаптированного ни к группе, ни к взаимодействию, ни к чужому взрослому ребенка начинаются проблемы. Причем одна проблема в школе не проходит бесследно - одна всегда тянет за собой другую.

Здесь очень важна положительная концепция Я , которая предполагает доверие к себе, рассматривается как чувство уверенности в эффективном и соответствующем ситуации поведении. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно, добьется положительного результата при решении трудных задач. Если ребенок доверяет себе, то в его действиях проявляется уверенность как стремление к достижению положительного результата.

Теоретический анализ и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему разнообразных форм и методов в рамках цикла проектов. Для реализации этих задач необходимо педагогу вместе с детьми обсуждать различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривать картины, привлекать внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организовывать театральные спектакли и игры. В качестве примера рассмотрим один из проектов.

Подготовительная к школе группа

Проект Путешествие в школьную страну

Тип проекта: игровой.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (развлечение).

Источники: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/33837/, http://www.kaklady.ru/gotovnost-rebenka-k-shkolnomu-obucheniyu.html, http://festival.1september.ru/articles/592328/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения