Региональные программы воспитания обучения и развития детей





Образовательная программа

В детском саду реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 года). Программа определяет содержание и организацию психолого-педагогической работы с детьми от 2-х до 7-ми лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на формирование общей культуры, духовных и общечеловеческих ценностей, предпосылок учебной деятельности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.
Цель программы – осуществление полноценного воспитания, обучения и развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. содействие условий природосообразному и гармоничному развитию личности дошкольника (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) в условиях целостного, комплексного и интегративного образовательного процесса, достижение воспитанниками физической и психологической личностной готовности для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования, развитие детской самостоятельности и инициативы в приобретении знаний и проявлении индивидуальных способностей.
Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы Детский сад № 187 ОАО РЖД . Разработана на основе: Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой; Программы развития и воспитания в детском саду Детство В.И. Логиновой; Образовательной системой Школа 2100 А.А. Леонтьева.


Дополняем педагогический процесс рядом парциальных программ:
Программа развития речи детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.
Музыкальные шедевры О.П.Радыновой
Направлена на формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, учитывающую индивидуальную и психофизиологическую особенность детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада.
Цветные ладошки И.А.Лыковой
Направлена на формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Р. Б. Стёркина
Направлена на развитие у дошкольников самостоятельности и ответственности, приобретение определенных знаний, умений и навыков поведения в различных жизненных ситуациях и применения полученных знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни на практике.

Вариативная часть обеспечивает выполнение основной общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса. Работа по внедрению национально-регионального компонента ведется по программе Омское Прииртышье с хрестоматийным обеспечением для обучения и воспитания детей дошкольного возраста в соответствии федеральными государственными требованиями и учетом природно-географического, культурно- исторического своеобразия Омского региона. Целью рабочей учебной программы является формирование потребности в ознакомлении и бережного отношения к культурно-историческому и природно-географическому наследию региона.

ООП в соответствии с ФГОС находится в стадии корректировки.

Методические разработки

Использование Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Северо-Востока России.

Автор: Пастюк Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования и дошкольного воспитания (ПиПНОиДВ) Северного международного университета в г.Магадане, заведующая Центра развития ребенка-детского сада высшей квалификационной категории с 1991 по 2005 гг.

В настоящее время в дошкольных учреждениях России внедряется целый спектр разнообразных программ воспитания и обучения дошкольников. Невозможно определить какая из них может стоять на первом месте - для каждого авторского коллектива наиболее значима именно своя программа. Много поездив по России (и естественно посещая при этом детские сады), я могу сказать, что в разных регионах различные подходы к программному обеспечению ДОУ - в одном городе применяют одновременно несколько программ ( Радуга , Истоки , Детство и т.п.), в другом - большинство дошкольных учреждений работают по одной-двум программам, где-то внедряют одну программу, используя при этом элементы многих.

Вот это использование элементов той или иной программы очень настораживает. По моему мнению - такого быть не должно! Это методически безграмотно! Во всех программах разные подходы к тому или иному вопросу. И, например, обучение детей грамоте по программе Истоки ( Центр дошкольное детство им.А.В.Запорожца), а математике по программе Детство (РГГУ им.Герцена г.Санкт-Петербурга) - не может привести к тем результатам, на которые ориентируются авторы. Обучение грамоте в программе Истоки основано на работе с таблицей Аквариум (автор Е.Е.Шулешко), которая предполагает одновременное (на одном занятии) обучение и грамоте, и математике - можно сказать, что происходит матемизация словесной работы на занятии по обучению дошкольников грамоте. В программе Детство , главный акцент в которой ставится на введение ребенка в основные формы бытия, к разделу по обучению дошкольников математике даны подробные конспекты занятий (чего не предлагает программа Истоки ), где определены четкие параметры, на которые необходимо опираться.

Недавно увидела программно-методическое обеспечение одного из детских садов и с ужасом (. ) узнала, что, например, в подготовительной группе (подчеркиваю, что все пять программ в одной группе детского сада) одновременно используются элементы пяти (. ) программ! Причем программ, которые различны по своему содержанию и своим подходам (региональная программа Северячок , программа Детство , программа Наш дом - природа , Программа воспитания и обучения в детском саду, программа Радуга ). И как бы не убеждали меня педагоги-практики - я никогда не соглашусь с тем, что такой симбиоз может помочь дать детям достойное образование!

Другое дело, что воспитателям гораздо удобнее, если имеются конспекты занятий, ведь в этом случае подготовка к самому занятию занимает гораздо меньше времени, т.к. в календарном плане можно написать: Математика. Книга :: , стр. и не переписывать план самого занятия. А удобно ли это детям? Учитывает ли в этом случае воспитатель индивидуальные особенности детей ( ведь конспект, как правило, рассчитан на среднего ребенка! ); региональные особенности ( уровень развития пятилетнего москвича значительно отличается от уровня развития пятилетнего магаданца ); погодные условия ( в период магнитных бурь многие дети ведут себя не совсем адекватно)?

Конечно, любой практик понимает, что педагоги дошкольных учреждений загружены написанием различных бумаг (частенько просто не нужных ни детям, ни педагогам, но необходимых для управленцев различных уровней). Мне до настоящего времени (а проработала я в дошкольном образовании 23 года) непонятно, как воспитатель 16 марта может написать календарный план на 25 марта и вписать туда: индивидуальную и словарную работу с Машей и Сашей, которые, возможно, в этот день в детский сад и не придут!

То есть, несмотря на то, что живем мы в 21 веке, многие подходы в дошкольную педагогику перенесли из века 20. Хотя не все было так уж плохо в прошлом. Возможно, я выскажу субъективное мнение, и многие дошкольные работники со мной не согласятся, но я за то, чтобы в дошкольном образовании России была одна государственная программа. в которую бы вносились коррективы каждые 2-3 года. Для практиков это бы было более удобно, а уж для детей тем более.

Назову лишь две причины.

#149; Работая в ДОУ, где внедряется та или иная программа педагог изучает литературу, ищет свои подходы к ее внедрению, получает какие-то свои результаты в обучении и воспитании детей именно по этой программе, но: Завтра он переезжает в другой район, город или просто переходит в другой детский сад, а там работают по другой программе: Вновь изучение литературы и опять несколько лет на получение новых результатов работы с детьми. Целесообразно ли это? А если другую программу он не может принять душой? Вот и начинается составление компота - основа одной программы, а элементы другой!

#149; Дошкольник, посещает детский сад, работающий по определенной программе, он усваивает необходимые знания, усваивает те подходы, которые заложены именно в этой программе, но в подготовительной группе неожиданно оказывается в другом детском саду. И: И в голове у ребенка получается полная каша из полученных в двух ДОУ знаний. А ведь с этой кашей он придет в школу!

Можно назвать еще много причин, но это уже другая тема для разговора. Я же хотела рассказать о подходах к внедрению Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Многое из того, о чем написано в этой статье внедряется не в Магадане, а в других регионах России, но мне это показалось интересным для использования в ДОУ, и именно поэтому все было систематизировано, в чем-то переработано, дополнено и предлагается вашему вниманию.

Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией доктора педагогических наук, академика Л.А.Парамоновой (М.Карапуз-Дидактика.2004) была создана по заказу Министерства образования РФ в рамках Федеральной программы развития образования (письмо Минобразования РФ от 09.12.2003 N03-51-212ин/14-03) ГОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) Центр Дошкольное детство им.А.В.Запорожца.

Основная цель программы - разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до семи лет, сохранение их физического и психического здоровья.

Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития и взаимосвязи всех его сторон.

Примерная общеобразовательная программа состоит из четырех основных взаимосвязанных блоков (таблица 1).

Образование

Дошкольное образовательное учреждение ведёт воспитательно-образовательную деятельность на основании лицензии Рег.№3005, от 10.04 года . государственной аккредитации № 579 от 28.01г .; выданной министерством образования Ставропольского края в сфере дошкольного, специального (коррекционного) и дополнительного образования; нормативно-правовая база ДОУ № 37 соответствует требованиям нормативных документов Министерства образования Российской Федерации, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений.

Учебно-воспитательный процесс выстроен на основе грамотного сочетания образовательных программ федерального и регионального уровня, осуществляется исходя из идеи личностного подхода, на принципах природосообразности, преемственности и непрерывности. При организации образовательной деятельности применяются технологии развивающего обучения, основанные на организации самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности воспитанников.
Учебный график.

Основной задачей воспитательно-образовательного процесса ДОУ является: развитие творческой, целостной личности ребёнка, способной активно взаимодействовать с окружающей его социальной средой.
В учреждении осуществляется работа по следующим направлениям:
Физкультурно-оздоровительное;
Познавательное;
Художественно-эстетическое;
Социально-личностное.

В детском саду функционируют 6 групп: 1 группа - для детей раннего возраста, 5 - для детей дошкольного возраста.
Имеется логопедический пункт для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим нарушением речи.
Психолого-медико-педагогический консилиум, который организован в МБДОУ ЦРР - д/с № 37 , консультирует родителей, воспитателей, специалистов ДОУ по вопросам профилактики, лечения, а так же организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР - д/с № 37 города Ставрополя разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом на основе:

  • Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Цветные ладошки под редакцией И.А.Лыкова.
  • Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина.
  • Программа по экологическому воспитанию Наш дом-природа под редакцией Н.И.Рыжова.
  • Камертон - программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста, Э.П.Костина
  • Программа обучения и воспитания с фонематическим недоразвитием. Т.Б.Феличёва, Г.В.Чиркина.
  • Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, под ред Л.Г.Муратовой.
  • Здоровье под редакцией П.П. Болдурчиди.
  • Планета детства , Т.Н.Таранова, Л.И.Грехова и др.

Обучение и воспитание ведется в соответствии с базисным учебным планом на русском языке (согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 1 июня 2005 года №53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации ).
Форма обучения очная.

Источники: http://xn--187-mdddl3ee.xn--p1ai/about/education/ed-progr/, http://www.ivalex.vistcom.ru/metod9.htm, http://stavsad37.ru/info_95.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением