Особенности восприятия пространства детьми





Введение
Основная часть «Теоретические основы изучения и развития восприятия».
1. Определение процесса восприятия в психологии
1.1. Физиологические основы восприятия
1.2. Свойства восприятия
1.3. Классификация восприятий
1.3.1. Восприятие как действие
1.3.2. Восприятие пространства
1.3.3. Восприятие времени и движения
1.3.4. Осязательное восприятие
1.3.5. Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии
1.3.6. Слуховое восприятие
1.3.7. Обонятельное восприятие
1.3.8. Вкусовое восприятие
2. Этапы развития восприятия в онтогенезе
2.1. Младенчество
2.2. Ранний возраст
2.3. Дошкольный возраст
3. Особенности восприятия у детей с нарушением интеллекта
Заключение

Введение

Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень — это камень, дерево — это дерево, кошка — это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может.

Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других — из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т.е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности.

Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых мы можем уловить лишь очень небольшую часть. Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки, тогда как эти ультразвуки легко слышит собака, дельфин или летучая мышь. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн — от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны).

Однако наши глаза чувствительны лишь к небольшому участку спектра, занимающему промежуточное положение, к «видимому свету».

Цель работы: изучение особенностей восприятия у детей с нарушением интеллекта по материалам литературных источников.

Задача: проанализировать источники литературы по проблеме исследования.

Субъект исследования: дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Метод: анализ литературных источников.

Отечественные ученые рассматривают восприятие художественных произведений как следствие развития личности ребенка. Оно не дается человеку от рождения. В качестве такового ребенок не сразу воспринимает произведение; изначально для ребенка характерно утилитарное, действенное отношение к нему (дети трогают изображение на картине, щупают, гладят его и т.п.). Однако основы художественного восприятия уже обозначаются у детей-дошкольников. Основную роль в процессе развития этой способности советские педагоги и психологи (П.П. Блонский, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, Е.А. Флерина, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.) отводят обучению и воспитанию.

Глазомер

Совершенствуется и глазомер детей. весьма важный для восприятия пространства. Трудные глазомерные задачи дети дошкольного возраста решают заметно труднее, чем задачи на сравнение длины линий. Подобные задачи оказываются решаемы только шести- и семилетними детьми и то лишь при условии значительной разнице между объектами. Причина этому – невысокая степень освоения глазомерными операциями. Тем не менее уровень этих операций у детей можно повысить в ходе специальных занятий.

Большие изменения в дошкольный период у детей происходят в восприятии пространства по его основным признакам. Ребенок узнает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще находясь в кроватке и орудуя с погремушкой, соской, ребенок познает «близкое» пространство. По мере того, как ребенок начинает ползать и ходить, он начинает овладевать более «далеким» пространством. Первоначально восприятие далекого пространства мало разграничена и ребенок не очень точно оценивает расстояние. Воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к его трех-четырехлетнему возрасту: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».

Если детям дошкольного возраста нелегко выделить время как объект познания, влияющий неявно, но устойчиво на жизнь ребенка, то во значительно сложнее им обособлить время в прошедших событиях, представить себе его продолжительность, его значение и разместить в хронологической очереди прошедшие события. Поэтому даже дети старшего дошкольного возраста считают, что, раз бабушка живет уже давно и родилась она раньше других, она, конечно, видела Пушкина, Суворова и даже Петра I. Если ребенку объясняют, что человек произошел от первобытной обезьяны, он не ориентируется, что такое те многие миллионы лет, которые разделяют животного предка от современного человека.

Младенец начинает разбираться во времени в середине первого месяца жизни. т.е. когда он начинает просыпаться систематически через 3 часа, к моменту кормления. Этот выработанный рефлекс на время является одним из самых первых в жизни ребенка.

Ребенок преддошкольник и младший школьник разбирается во времени на базе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена четкому режиму, т.е. упорядочен по времени, то ребенок трех-четырех лет твердо отмечает утро («Мы еще не завтракали») или вечер («За нами скоро придут»). Он различает ночь и день. Через некоторое время к этим бытовым вехам прибавляется более независящие от социума природные явления, которые дети научаются воспринимать как знаки конкретного времени: «Вечер – уже темно, солнца нет», «Утро (зимой) – еще не совсем светло».

Время – такая же объективно имеющая действительность, как и пространство, ввиду того, что все явления реальности наблюдаются и во времени и в пространстве. Сам объект познания – время является весьма разносторонним аспектом окружающей действительности. Восприятие времениэто отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности (Д.Б. Эльконин).

На наивысшем уровне ребенок объясняют изображение, добавляя свой опыт, свои мнения в то, что отображено на картинке. Они выявляют внутренние отношения между объектами путем осознания всей изображенной на картинке обстановки. Тем не менее переход к такому уровню понимания никоим образом нельзя истолковать возрастным созреванием, как это утверждали А. Бинэ и В. Штерн. Психологи (С.Л. Рубинштейн, Т.А. Кондратович, А.Ф. Яковличева, А.А. Люблинская, Г.Т. Овсепян) показали на примерен своих исследований, что специфика описания ребенком изображения коррелирует, большей часть, с ее содержания, знакомого или неизвестного ребенку, от структуры картины, статичности или динамичности содержания.

Архивы

Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста Psychological features of the animation films perception by children of the primary school age Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ ,
  • ВОСПРИЯТИЕ ,
  • МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ ,
  • МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК ,
  • МЕДИАТЕКСТ ,
  • МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ,
  • MEDIA EDUCATION ,
  • MEDIA TEXT ,
  • PERCEPTION ,
  • ANIMATION ,
  • PRIMARY SCHOOL AGE CHILD ,
  • MEDIA COMPETENCE

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Шаханская Анастасия Юрьевна

В современном обществе человек с самого раннего детства вовлечен в информационное пространство. Особой силой нравственноэстетического и эмоционального воздействия на детей обладают мультипликационные фильмы. В статье рассмотрены некоторые особенности восприятия данного вида искусства, присущие детям младшего школьного возраста.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Shahanskaya Anastasiya Yurievna

In the contemporary society a person is involved in the information space since one#39;s very birth. Animation films have a particular moral, aesthetic and emotional impact on the children. The article discusses some features of this kind of art perception by the primary school age children.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Теория и практика общественного развития , Шаханская Анастасия Юрьевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Шаханская Анастасия Юрьевна Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста // Теория и практика общественного развития. 2013. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vospriyatiya-multiplikatsionnyh-filmov-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Шаханская Анастасия Юрьевна Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста Теория и практика общественного развития (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vospriyatiya-multiplikatsionnyh-filmov-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Шаханская Анастасия Юрьевна (2013). Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста. Теория и практика общественного развития URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vospriyatiya-multiplikatsionnyh-filmov-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Шаханская Анастасия Юрьевна Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста // Теория и практика общественного развития. 2013. №8 С.190-191.

Шаханская Анастасия Юрьевна Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста Теория и практика общественного развития (2013).

Шаханская Анастасия Юрьевна (2013). Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста. Теория и практика общественного развития

Источники: http://detsky-dom.ru/about-us/guidance-documents/emotional-growth/osobennosti-vospriyatiya-u-detej-s-narusheniem-intellekta/, http://opsychology.ru/page/5/, http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vospriyatiya-multiplikatsionnyh-filmov-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением