Особенности развития детей дизартрией





Статья по логопедии по теме:
Особенности психических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией

У детей дошкольного возраста с дизартрией имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании речи обращенной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Особенности психических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией

У детей дошкольного возраста с дизартрией имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании речи обращенной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, его быстрая отвлекаемость и истощаемость, ограниченные возможности распределения внимания. У детей с дизартрическими расстройствами внимание недостаточно развито и менее устойчиво, чем при норме речевого развития. Нарушение механизма устойчивости и переключаемости внимания зависит от недостаточной подвижности основных нервных процессов в коре больших полушарий.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью дошкольникам, страдающим дизартрией, присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с дизартрией и в то же время для определения их компенсаторного фона.

Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичность к речевой недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.

В связи с наличием нарушений нейродинамических связей в коре больших полушарий у детей с дизартрией наблюдается нарушение памяти. Слабость процесса запоминания слов у детей связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения.

Мышление детей с дизартрическими расстройствами тоже отстает от нормы. У них наблюдается неуверенность, пассивность, быстрая истощаемость и негативизм при выполнении заданий. Однако в большинстве случаев интеллект сохранен, а некоторое ослабление их мыслительной деятельности по типу астении с выраженным снижением функции внимания и памяти.

Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

О.А. Колганова Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы // Специальное образование. 2014. №X. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihorechevogo-razvitiya-detey-so-stertoy-dizartriey-i-vliyanie-semeynogo-vospitaniya-na-effektivnost-korrektsionnoy (дата обращения: 26.09).

О.А. Колганова Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы Специальное образование I (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihorechevogo-razvitiya-detey-so-stertoy-dizartriey-i-vliyanie-semeynogo-vospitaniya-na-effektivnost-korrektsionnoy (дата обращения: 26.09).

О.А. Колганова (2014). Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы. Специальное образование URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihorechevogo-razvitiya-detey-so-stertoy-dizartriey-i-vliyanie-semeynogo-vospitaniya-na-effektivnost-korrektsionnoy (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

О.А. Колганова Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы // Специальное образование. 2014. №X С.95-100.

О.А. Колганова Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы Специальное образование I (2014).

О.А. Колганова (2014). Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы. Специальное образование

Главная / Наши статьи / Дизартрия у детей – особенности и характеристика

Дизартрия у детей – особенности и характеристика

Дизартрия у детей – расстройство звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением поступления нервных импульсов от головного мозга к языку, щекам, губам (иннервация речевого аппарата).

Типы расстройств при дизартрии у детей

  1. Нарушение звукопроизношения, которое подразделяется на два варианта в зависимости от структуры дефекта:
    • Фонетический вариант – искажение звуков в произношении, но в восприятии звуки противопоставляются как фонемы. Т.е. ребенок произносит звук неверно, но понимает, какой звук должен быть на самом деле.
    • Фонематические нарушения – противопоставление фонем и искажение звуков -когда ребенок произносит звук неверно и не понимает, каким этот звук должен быть.
    • Нарушение артикуляции – проявляется в том, что объем артикуляционных движений ограничен или невозможен, страдают наиболее тонкие дифференцированные движения. Самым трудным является движение языка вверх, и оно страдает в первую очередь; затем нарушаются боковые движения языка, движение вниз, и меньше всего страдает движение языка вперед.

    Кроме изменений объема произвольных движений, нарушается динамика, быстрота движений в сторону замедления, затруднено переключение с одного движения на другое, что меняет и нарушает звукопроизносительную сторону речи, страдает точность артикуляционных движений.

    Повышенная истощаемость артикуляционных мышц приводит к тому, что к концу фразы речь ухудшается, становится невнятной. Слабость мышц приводит к нарушению произношения определенных звуков, требующих при произнесении определенной мышечной силы (смычные [Т], [Д], [К], [Г], губные [Б], [П]).

    При дизартрии нарушается иннервация речевого аппарата и мышечный тонус. Отличают повышение мышечного тонуса – спастичность. Снижение мышечного тонуса – гипотония или атония. Меняющийся характер тонуса – дистония.

    Непроизвольные движения при дизартрии

    При дизартрии у ребенка часто возникают непроизвольные движения, которые бывают трех видов:

    • Гиперкинезы – это движения, наблюдаемые в покое и усиливающиеся при выполнении произвольных движений. Они связаны с поражением подкорковых отделов мозга, проявляются на фоне изменения мышечного тонуса в виде отдельных, хаотичных, неритмичных движений.
    • Тремор – это ритмичные мелкие подергивания, которые наблюдаются на фоне низкого мышечного тонуса, как в покое, так и в произвольных движениях.
    • Синкинезии – это содружественные непроизвольные движения, которые не способствуют выполнению двигательной задачи, возникают только при выполнении произвольных движений.

    Восприятие движений у детей

    При дизартриях наблюдаются нарушения ощущения или восприятия движений, т.е. речевые кинестезии (например, когда ребенок не понимает, куда двигает рукой). Также характерны нарушения голоса (обычно он глухой, немодулированный), меняется высота голоса, отсутствует возможность произвольной регуляции силы голоса, иногда наблюдается спастическая дисфония (тонический голосовой спазм).

    Отличается парез или паралич мышц мягкого нёба. Это приводит к «носовому голосу». Кроме того, характерно расстройство речевого дыхания: укорочен речевой выдох, поэтому в момент речи возникает ощущение нехватки воздуха (судорожные вдохи, доборы воздуха), что ведет к нарушению плавности речи. Нарушены ритмические (соба’ка – соба’ки) и динамические (Лесни’к – лесники’) ударения – это грубо искажает речь.

    Для дизартрии характерно нарушение согласованности в работе мышц артикуляционного аппарата и голосообразования.

    Особенности развития ребенка при дизартрии

    Дизартрия может наблюдаться при нормальном интеллекте, на фоне задержки психического развития и при умственной отсталости – олигофрении. тогда она имеет специфические особенности. При дизартрии специалистами часто применяется логопедический массаж .

    Для детей с дизартрией характерны особенности психической деятельности. Например, дети с дизартрией по психической деятельности качественно отличаются от детей с дислалией. Эти отличия проявляются во всех сферах психической деятельности, но они очень тонкие по качеству -органический психосиндром. Он включает нарушения памяти, внимания, процесса возбуждения и торможения, эмоциональную неустойчивость, двигательную расторможенность (беспокойство), отставание в накапливании объема знаний.

    При дизартрии всегда имеет место неврологическая симптоматика. Для ребенка с дизартрией характерны специфические гностические расстройства: касается лицевой и артикуляционной мускулатуры, плохо воспринимает и дифференцирует прикосновения к определенным точкам лица и артикуляционного аппарата. При этом может наблюдаться снижение слуха.

    Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/11/29/osobennosti-psikhicheskikh-protsessov-u-detey-doshkolnogo-vozrasta, http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihorechevogo-razvitiya-detey-so-stertoy-dizartriey-i-vliyanie-semeynogo-vospitaniya-na-effektivnost-korrektsionnoy, http://karkusha.su/dizartriya-u-detey-osobennosti-i-harakteristika/






    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением