Особенности развития чувств детей





Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности

Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человеком, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

Детство — очень важный период в жизни детей. Именно в это время каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов деятельности детей является изобразительная, художественно-творческая деятельность.

Изобразительная деятельность, и в частности рисование — вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие личности. Потребность в рисовании заложена у ребят на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Современная система начального школьного образования стремится сформировать в детях базовые способности развития личности, эстетическое отношение к окружающей действительности и навыки художественной деятельности так, чтобы ребенок смог пройти путь «творца». Изначально всякое художество сводится к тому: что рисовать, на чём и чем. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н. А. Ветлугина писала: «Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях. Многие ученые по праву считают детский рисунок «королевским путем» познания мира ребенка, отражающий окружающую действительность и его индивидуальность [1, с. 20–27].

Однако каким образом эмоционально-эстетическое сознание дошкольников влияет на продукт художественной деятельности, решено было изучить.

Изучив учебно-методическую литературу, я выявила характерные особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста:

- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

- чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными;

- развиваются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Развитию личности ребенка способствуют продуктивные виды деятельности, в которых складывается направленность на получение результата. Этим результатом может быть рисунок, несущий печать личности автора. Изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания, моделируя действительность, расширяет границы ее познания. Развивается умение создавать и воплощать замыслы. Осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

Ведущая роль в становлении личности ребенка — школьника принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики ребенка связана высокая степень воздействия эмоций на художественную деятельность.

Исследование еще раз доказало: познание ребенком окружающей действительности происходит через эмоционально-эстетическое переживание. Все дети от рождения обладают возможностями художественного восприятия мира и склонны видеть чувствами (красивое — некрасивое — поэтому нравится или не нравится).

А ведь именно это и является основанием эстетического развития. Ребенок отождествляется с чувствами, возникающими при рисовании на заданную тему, выражает свой внутренний мир, свои чувства, переживания, отношение.

В рисовании дети создают образы, отражающие его отношение к окружающей действительности доступными ему средствами выразительности (цветом, декором, приемами и способами рисования).

Стало очевидно, что способность воспринимать цвет имеет большое значение. Благодаря использованию цвета работы преображались, в зависимости от позитивного или негативного отношения к теме рисунка. Каждая детская работа была наполнена детским содержанием, в них нашли отражение впечатления детей, отношение к тому, что изображают, проявляя позитив или негатив. Дети выражали свое отношение к изображаемому:

- тщательностью прорисовки деталей,

- разными размерами изображаемого, давая словесные пояснения эмоционально-эстетического восприятия образов «красивого» или «некрасивого».

При изображении «красивого» детские рисунки проникнуты добрым настроением, сочностью колорита, выразительностью образов, аккуратностью, старательностью выполнения.

При изображении «некрасивого» преобладали темные, блеклые тона, угловатость линий, дисгармония, небрежность рисунков, формальность выполнения работ.

Итак, художественное творчество развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс. Художественная деятельность у младших школьников способствует снятию детских страхов обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям гамму новых ощущений, которые со временем становятся богаче, полнее, ярче. Однако необходимо дать педагогам некоторые рекомендации, чтобы поддержать положительное эмоционально-эстетическое отношение детей к собственной художественной деятельности:

- рисуйте с детьми то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство грусти, открыло им красоту природы, искусства, и т. п. Личная практика вызывает живую потребность в проявлении эмоциональных переживаний детей;

- рисованию необходимо отводить роль источников фантазии, творчества, самостоятельности;

- при реализации детских замыслов в рисунке не торопитесь навязывать способы передачи образов, давая возможность самостоятельно изобразить задуманное;

- особое внимание при этом уделяйте культуре цвета, поддерживайте осознание ребенком его выразительной силы;

- продолжайте подводить детей к осмысленному изыскиванию новых приемов, выразительных средств при создании рисунка (линий, форм, композиционного расположения).

Но, если эмоциональное состояние ребенка вас беспокоит, не следует думать, что исправив рисунки, вы поможете ему. Помощь ребенку и исправление рисунка — это совершенно разные вещи. Чтобы помочь ему, заботиться надо непосредственно о нем. Уделите ребенку внимание, попытайтесь решить его жизненные проблемы и рисунки изменятся сразу.

Только не забывайте, что в эмоциональной оценке многое зависит от индивидуальности воспринимающего, поэтому жесткое навязывание «правильных» (т. е. совпадающих с нашими ожиданиями) решений тут совершено недопустимо. Иначе мы только впечатаем в сознание ребенка новую разновидность стереотипов (цветовых, композиционных). Добиваться нужно лишь того, чтобы ребенок осознал и принял сам принцип связи цвета, линий и настроения, характера чувства.

Развитие эмоций

У всех высших психических функций имеется один путь развития — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. Эмоциональная сфера - не исключение.

На базе врожденных реакций и инстинктивных схем у ребенка формируется и развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. В дальнейшем под влиянием усложняющихся социальных контактов формируются эмоциональные процессы.

Конечно самые ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями и особенностями:

- проявления удовольствия или неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п.

- негативные эмоции страха и гнева.

Вначале эти проявления носят безусловный характер. Если взять в руки новорожденного ребенка и поднять его вверх, затем быстро опустить вниз, то можно увидеть, что ребенок весь сожмется, хотя он еще не имел в своей жизни опыта падения и - соответственно - воспоминаний о боли, которая может следовать за падением. Сжимание - инстинктивное реакция группирования, с тем чтобы получить минимум травм.

Первые проявления гнева также безусловны. Обычно они являются результатом сильного неудовольствия. Гнев - также имеет инстинктивное происхождение, по сути он является угрозой, предупреждением окружающим живым существам. Пусть малыш еще не способен никому причинить вреда, тем не менее его гневные интонации способны изменить поведение родителей, дать им сигнал, что что-то далеко не в порядке.

Дети довольно рано начинают понимать мимику других людей. Во многом это тоже носит инстинктивный характер. Для животных принципиально важно знать настроение другого животного. Ошибка может стоить жизни. Если животное не поймет угрожающую позу другого животного, то это закончится дракой с непредвиденным исходом. Ошибка другого рода - неумение распознать дружелюбное настроение. Существование союзника очень сильно облегчает борьбу за выживание. Поэтому у всех более-менее развитых животных заложено в инстинктах распознание враждебного, дружелюбного или нейтрального настроения.

В два-три года дети могут уже проявлять сострадание, сочувствие по отношению к другим людям, животным.

Большое значение в развитии эмоций имеет игра ребенка и его исследовательское поведение. В процессе такой деятельности ребенок сначала получает эмоции лишь от конечного результата, но постепенно у него получается получать удовольствие/неудовольствие и от самого процесса деятельности. Благодаря этому взаимопроникновению эмоций и деятельности первые обогащаются, становятся значительно разнообразнее. Также в игре оттачиваются заимствованные эмоции - те, которые раньше ребенок мог лишь наблюдать у других детей, взрослых (или в реальной жизни, или в фильмах). Так, например, к ребенку может прийти спортивный азарт или эмоции, связанные с самопожертвованием.

Эмоциональная сфера ребенка развивается и за счет развития умения предвосхищать удовольствие. Понимая, что скоро он может получить что-то приятное, ребенок приходит в хорошее настроение (то есть эмоции как бы отпускаются в кредит ). Это тоже значительно разнообразит эмоциональную жизнь. Появляется эмоция разочарования (фрустрации): когда на смену положительным ожиданиям внезапно приходят неприятные результаты.

Со временем ребенок начинает осознавать роль воображения в возникновении эмоций. Оказывается, что просто воображая что-то можно испытать удовольствие или неудовольствие. В итоге ребенок начинает обильно фантазировать, воображая получение разного рода благ. Формируется даже своего рода зависимость от фантазий. Если в реальной жизни ребенок часто подвергается тем или иным психологическим травмам, он может совсем замкнуться, уйти в мир своих и заимствованных фантазий.

На формирование эмоций большое влияние оказывает окружение ребенка, представления этого окружения о допустимости или недопустимости тех или иных эмоций. Например, на мальчика может оказываться давление в стиле мужчины не плачут . Сами по себе эмоции ярости, гнева обычно не приветствуются. Под влиянием окружения ребенок учится контролировать и управлять собственными эмоциями.

Большое значение для развития личности имеют эмоции, связанные с достижением. Чем раньше ребенок испытает удовольствие от того, что сам поставил какую-то сложную цель, сам ее добился, приложив изрядно усилий, тем конструктивнее его будет развитие в целом. Ранний опыт самостоятельных достижений закладывает на всю жизнь высокий уровень мотивации достижения. Поэтому любой, даже самый строгий, родитель должен оставлять своему ребенку хотя бы маленькую лазейку для проявления самостоятельности.

Стиль воспитания вообще оказывает очень большое влияние на структуру эмоций подрастающего человека. В семьях, где принято довольно жестко наказывать за проступки, чаще вырастают дети, склонные к внезапным всплескам агрессии, ярости, гнева. В семьях, где наказания вообще не применяются, чаще вырастают дети, слабо контролирующие свои эмоции и поведение в целом, склонные к сугубо гедонистическому образу мыслей и действий.

Огромное влияние на формирование эмоций имеет усваиваемая система ценностей, этические принципы (что такое хорошо и что такое плохо). С одной стороны эмоции обогащаются за счет того, что появляются эмоции и чувства, связанные с пониманием долга, ответственности, взаимопомощи, сострадания и т.д. С другой стороны ребенок понимает, что некоторые эмоции (например обиды или зависти) сами по себе - это плохо. Просто переживая обиду или зависть, желая зла кому-то, можно тем самым совершать плохой поступок. Характер долга носит для ребенка весьма смутный характер. В своем воображении он проигрывает разные сценарии, в некоторых он поступает плохо, после чего наступает какое-то смутное возмездие. Несмотря на эту смутность, а где-то и благодаря ей, ребенок испытывает страх.

Эмоции развиваются и за счет появления эстетических чувств. Прослушивание музыки, наблюдение красивых вещей и людей с одной стороны развивает вкус к прекрасному, а с другой - обогащает эмоциональный мир ребенка. В созерцании прекрасного ребенок понимает, что удовольствие не всегда связана с очевидным (едой, питьем, забавными играми), но в нем может быть элемент загадочности.

Уже с детского сада у ребенка начинают формироваться эмоции, связанные с социальным статусом его семьи. Материальное благополучие, полная или не полная семья, должности родителей и их образ жизни - все это может быть как предметом гордости, так и стыда. В значительной мере это сказывается на формировании самооценки ребенка. При этом любые изменения в самооценке - как в большую, так и в меньшую сторону - сопровождаются выплеском эмоций, положительных или отрицательных. Сила подобных эмоций может определить характер человека, особенности его эмоциональной сферы на всю жизнь.

С приходом ребенка в школу активно развиваются когнитивные эмоции. У ребенка появляются любимые и нелюбимые школьные предметы. Радость познания может быть эпизодической, но может целиком поглотить ребенка. Успехи в обучении также очень сильно влияют на самооценку ребенка.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

См. также

Развитие чувств в дошкольном возрасте

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3Глава I. Эмоции и чувства дошкольника 1.

Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе 2. Личностный аспект развития эмоций и чувств 3. Условия развития эмоций и чувств у дошкольников 20 Глава II.

Особенности развития чувств у дошкольников 1. Основные направления в развитии чувств 2. Формирование высших чувств у дошкольников.

30 Глава III. Опытно-практическая часть. Исследование высших чувств у детей старшего дошкольного возраста.

40 Заключение 52 Список литературы. 54 Приложение. Введение Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин.

Как систему проверенных знаний психологию знают не многие, в основном те, которые ею специально занимаются, решая научные и практические задачи. Вместе с тем, как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, чувств, эмоций, потребностей и многого другого.

Основные психические явления мы можем обнаружить у себя и наблюдать у других людей. Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека, включающая в себя многие субъективные явления.

С помощью одних, таких как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками.

Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, цели, интересы, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознания. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов, он живет и действует в.

Продолжение на след. странице

1. Задатки и способности. Их развитие в дошкольном возрасте У человека есть два класса задатков врождённые и приобретённые. Первые иногда называют «природными», а вторые – «социальными» или «культурными». Многие природные задатки являются общими у человека

I. Физиологическое развитие детей старшего дошкольного возраста. 1 Двигательная деятельность. Развитие движений у детей 3 7 лет связано с созреванием мозга и всех его структур, участвующих в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной

Глава 1. Теоретические основы развития креативности детей старшего дошкольного возраста в игре 1.1. Проблемы развития креативности детей в психолого-педагогической литературе 1.2. Особенности развития творческих способностей дошкольников 1.3. Роль педагога

Введение Глава I. Теоретические Основы Формирования Творческой Личности Дошкольника 1. Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста 2. Технология ознакомления детей с различными видами искусств Глава II. Особенности

5ballov.qip.ru рекомендует:

С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация.

Прежде, чем идти в выбранный вуз с документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. А подготовиться к ним можно в нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты за прошлые года.

Для девятиклассников не менее важно окончание учебного года. Их также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться к ней можно на нашем сайте в разделе ГИА. Главное помнить: самоподготовка - это путь к успешной сдаче.

Последние запросы

Источники: http://moluch.ru/archive/61/8884/, http://azps.ru/articles/cmmn/razvitie_emociy.html, http://5ballov.qip.ru/referats/preview/42151/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением