Особенности работы психолога детьми





Специфика работы педагога-психолога в период адаптации детей раннего возраста

Период перехода ребёнка из семьи в детский сад важный и значимый этап. Семья и детский сад это два «социальных института», которые объединены алгоритмом доверия и взаимопонимания: с одной стороны необходимо принять решение отдать ребёнка в детский сад, с другой стороны, со стороны детского сада, необходимо создать благоприятные условия, которые способствуют эмоциональному благополучию ребёнка в восприятии новой социальной среды.

Обоснованием для объединения двух значимых субъектов образования семьи и детского сада в единое целое является выделение ребенка центральной фигурой.

В системе психолого-педагогической работы детского сада в период адаптации ведущими являются такие направления, как психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование.

Психологическое просвещение и психологическое консультирование носит профилактический характер. Мы можем говорить о том, что основным средством профилактики отношений и эмоциональной регуляции детей раннего возраста в период знакомства с группой служит информированность родителей, повышение их психологической культуры, а так же активное взаимодействие с сотрудниками и другими детьми группы.

Эффективность психопрофилактической работы педагога-психолога определяется грамотным отбором психолого-педагогических методов. В рамках реализации данного направления психолог заботиться о создании благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательного, воспитательного процесса.

Важной профилактической процедурой в работе психолога является разработка программы адаптации ребенка, поступающего в ДОУ. Решение этой проблемы, требует комплексного подхода.

Не одно десятилетие учёные и практики бились над положительным решением этой серьёзной проблемы. Данные научных исследований в психологии раннего детства последних лет дали богатый материал, помогающий переосмыслить многие положения этой проблемы. Опыт практиков, описывающий поведение детей в этот период также свидетельствует о том, что следует по – новому выстроить всю систему жизнеобеспечения малышей, создать чёткую систему психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях социализации.

Целью программы адаптации является: создание психолого-педагогических, профилактических условий, способствующих успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

К задачам программы адаптации можно отнести следующие формулировки:

  1. изучение индивидуальных физических и психологических особенностей ребёнка раннего возраста;
  2. отслеживание результатов привыкания ребёнка к условиям детского сада;
  3. обогащение педагогического процесса доступными психолого-педагогическими методами межличностного, игрового взаимодействия.

Этапы постепенного прихода в детский сад.

I этап. Ребёнок и родители.

Тесная связь ребёнка и мамы – основа успешного развития будущей личности ребёнка. В первый период привыкания ребёнка к группе детского сада, мама находится рядом. Отрыв ребёнка от матери происходит постепенно, имеет индивидуальный, щадящий характер.

Администрация детского сада (заведующая, методист, психолог, воспитатели) мобилизуют все возможные усилия в обеспечении комфортных условий пребывания ребёнка и мамы в первые недели. Мама со своим ребёнком и другими детьми включена педагогами в различные виды деятельности. Постепенно ребёнок проживает и принимает все режимные моменты группы, мама более широко знакомится с особенностями организации и содержанием детской деятельности, наблюдает за малышом, выделяет изменения в поведении, и определяет педагогические подходы, помогающие проанализировать возникающие проблемные ситуации. Это позволяет укрепить прочные отношения между педагогами и родителями, выстроенными на принципах взаимопонимания.

II этап. Расширение связи ребёнка с другими взрослыми – педагогом-психологом, воспитателями, узкими специалистами (музыкальным руководителем, воспитателем по физкультуре).

На этом этапе особо следует отметить, как ребёнок начинает воспринимать того или иного взрослого, механизм этого процесса. Подражание маме активно выражено у ребёнка. Если мама доброжелательна, приветлива в общении с сотрудниками и детьми, то малыш улыбается, вступает в контакт.

В практике работы с детьми раннего возраста необходимо продумать условия, при которых будет проходить знакомство ребёнка с сотрудниками ДОУ. Заложить позиции близкого взаимодействия помогают непосредственные контакты мамы и дитя задолго до поступления в детский сад. Это условно описывает новый подход к адаптации, выделенный как предадаптационный период.

Ребёнок 1,5 лет совместно с мамой несколько раз в неделю приходит в детский сад (в психологический кабинет). Здесь осуществляется знакомство с игровым оборудованием, организуются совместные детско-родительские игровые действия. В предадаптационную группу дети приходят постепенно. После того, как ребёнок из одной семьи может спокойно оставаться в течение некоторого времени без сопровождения мамы, сам действует с игровым материалом, только тогда в круг детско-родительского взаимодействия вливается другой малыш вместе со своей мамой. Так постепенно расширяется пространство диалога между родителями и педагогом-психологом, психологом и детьми, ребёнком и другими взрослыми. Значимым приобретением у детей является интерес друг к другу. Утверждающиеся традиции встреч и прощания во время игрового взаимодействия, становятся крепкой основой последующей адаптации ребёнка в детском саду.

Ребёнок переходит к детальному знакомству с объектами, предметами и игрушками. Игровой опыт ребёнка раннего возраста мал и стандартен. Объединение детей, увлечение различными видами деятельности разнообразит представления детей.

Проблема адаптации – это проблема, как родителей, так и воспитателей.

Задача родителей – всячески поддержать, подготовить ребёнка к поступлению в ДОУ. Задача психолога, воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей. Детский сад, в свою очередь готовится к принятию малышей: осуществляется подбор содержания психолого-педагогической деятельности в период адаптации, с родителями согласовывается индивидуальный график посещения группы, ведутся практикумы, семинары, консультации для родителей на предмет «Как детский сад готов принять ребёнка?»

Педагог-психолог в период адаптации, является непосредственным «технологом» процесса освоения ребёнком группы, учитывает индивидуальность каждого малыша, помогает определить изменившуюся ситуацию в поведении ребенка и помогает родителям определить условия семейного воспитания ребёнка раннего возраста в период начального этапа прихода ребенка в детский сад.

Успешность реализации программы адаптации – это показатель принятия ребёнком условий детского сада.

Содержание психолого-педагогической работы в адаптационный период.

Содержание работы с детьми

Содержание работы с родителями

Содержание работы с воспитателями и узкими специалистами ДОУ

Следствие: неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослого, ведомость, нарушение общения, слабая успеваемость.

Локус жалобы: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, необщительность, замкнутость, отсутствие друзей, неумение сосуществовать со сверстниками, плохие отношения с учителями, жалобы на предвзятое отношение к ребенку: задразнили в школе, бьют в классе, плохие отношения между детьми в семье, нежелание играть со сверстниками, тяга к «плохим детям», непонимание ребенка и т.д.

Глава 3. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ

Особенности работы психолога с подростками обусловлены типичными для данного возрастного этапа проблемами.

Подростковым принято считать период развития детей от 11—12 до 15—16 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологической литературе нет единства. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.

Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуального развития. На психофизиологическом уровне дискомфорт подростков объясняется различными причинами:

Специфика работы педагога-психолога в логопедическом детском саду

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные детские сады также растет. Большинство из них имеют не только сложный речевой дефект, но и трудности в поведении, а также недоразвитость интеллектуально-познавательной сферы и подлежат зачислению в специальную речевую группу в детском саду компенсирующего вида. Работая в сфере коррекционного образования нами было отмечено, что работу педагога-психолога в условиях детского сада компенсирующего вида осложняют многие нерешенные проблемы: отсутствие единых нормативных и программно-методических материалов, трудности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса как равноправными партнерами по коррекционно-речевому воздействию на детей. Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности педагога-психолога в условиях детского сада компенсирующего вида.

Цель психолога, как специалиста в области консультирования и диагностики психически здоровых людей – помощь в определении проблемы, несущей дискомфорт в жизни, помощь в поиске истинных жизненных целей и задач, помощь в поиске ресурсов для решения тех или иных проблем, поддержка.

Основные задачи деятельности детского психолога – сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения, эмоционально личностное и познавательное развитие детей, решаются эти задачи как посредством общения со взрослым окружением, то есть с педагогами и родителями, так и непосредственно в работе с детьми. Работа с детьми ведется как в группах, так и индивидуально. Основной аудиторией – основными клиентами психолога в данном образовательном учреждении являются дети дошкольного возраста и их ближайшее окружение.

Основной принцип организации работы - оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Педагог-психолог, совместно с учителем-логопедом, имеет возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду дошкольного учреждения в целом.

К основным задачам работы педагога-психолога в детском саду компенсирующего вида можно отнести:

#61472;создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи,

#61472;развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки,

#61472;совершенствование мелкой моторики, развитие слухового внимания и фонематического слуха, развитие зрительно-моторной координации,

#61472;развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств, активизация отработанной лексики, снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия,

#61472;обеспечение психологической готовности к школьному обучению,

#61472;повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Цели психологической работы в логопедической детском саду сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций. Деятельность психолога в логопедической детском саду так же направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью.

Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья, это родители ребенка. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи детям с нарушениями речи и их родителям.

Меня, как молодого специалиста психолога, сначала очень поразило то, с каким нескрываемым удивлением родитель на консультации сказал мне: А что дети не рождаются с умением играть? . И только потом, немного научившись, циничности я начинаю объяснять себе, такое их, родителей, поведение и незнание. А сталкиваясь с этим регулярно понимаю, что нельзя потакать нежеланию родителей познавать своего ребенка. Да, родителям некогда бывает заниматься самообразованием, да у них очень важная работа, да они очень заняты, но это не меняет сути проблемы – родителей надо учить обучать детей. Потому что они ответственны за эту маленькую жизнь, потому что они первые педагоги для своего ребенка .

Можно смело заявить, что сегодняшние родители это машины по зарабатыванию денег , обеспокоенные ростом своего дохода, и доля интереса в развитии своих сегодняшних детей (то есть своего завтрашнего будущего) у них ничтожна. Школа, конечно же, важна, своей бОльшей педагогичностью, и вкладом в образование ребенка, но только то семя, которое сегодня заложено в детские дошкольные души завтра (в школе) и прорастет.

Именно поэтому нами и была предложена к реализации тренинговая работа с родителями, по знакомству с ребенком. И количество родителей начинающих посещать наши занятия, на удивление наше возросло. На тренингах родители знакомились с различными подходами к воспитанию детей и активно выражали свое мнение. Мнения были довольно интересными, учитывая разношерстность в уровнях образования и образованности родителей.

Представленная модель работы педагога-психолога в логопедической дошкольном образовательном учреждении позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Однако, не стоит забывать, что согласованность действий педагога-психолога и учителя-логопеда, а так же родителей в условиях дошкольного учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Арефьева З.А. Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Логопед. 2004. № 6. С. 50-59.

2. Организационно-содержательные модели деятельности психолога // Школьный психолог. 2003. № 32.

3. Степанова О.А. Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи // Логопед. 2004. № 4. С. 4-13.

4. Степанова О.А. Организация психолого-логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М. 2007

Источники: http://festival.1september.ru/articles/608070/, http://pedlib.ru/Books/1/0468/1_0468-155.shtml, http://www.b17.ru/article/3113/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением