Особенности работы с детьми среднего возраста





Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст – это дети от 11-12 до 14-15 лет.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: переходный , трудный , критический .

В этот период жизни происходит переход от детства к взрослости, где физическое, умственное, нравственное и социальное начала являются основным содержанием взаимодействия с внешним миром. Подросток социально активен, строит отношения со взрослыми, товарищами, но также особое значение уделяет собственной личности, проектируя себя на будущее, ставя в центр свои задачи, цели, рассматривая пути их реализации. Дети данного возраста хотят чувствовать себя взрослыми, стремятся быть ими. В связи с этими изменениями подростки часто проявляют разные формы протеста и неподчинения, из-за чего между ребенком и взрослым нередко возникают конфликтные ситуации. Одним из способов разрешения аналогичных ситуаций является применение приемов драматерапии, ее использование для решения проблем, возникающих в общении с детьми подросткового возраста.

Повышение степени внимания друг к другу, создание благоприятной атмосферы, взаимодействие на равных, без учета возрастных особенностей учащихся – задачи, решаемые средствами художественного воздействия. Подростки могут проявлять себя самостоятельно в этом виде деятельности. Драматизация, в которой наиболее полно реализуются основные принципы личностного роста подростка – событийность, театральность, демократичность – позволяет подросткам примерить различные маски и роли, при этом показывать свои переживания без стеснения и учиться бережно относиться к переживаниям других.

В процессе данного творческого сотрудничества подростка и взрослого складываются новые способы социального взаимодействия, морально-этическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. В процессе занятий с использованием различных форм арттерапии развивается кооперация детей, при которой индивид рассматривает себя равным другим, что ведет к взаимному контролю и соблюдению правил, к коллегиальности и достижению согласованности.

В данном виде деятельности подросток равняется на взрослого как на образец и занимает позицию его помощника. Доверие взрослых импонирует подростку, он стремится оправдать его.

Привлекательность занятий драматерапией определяется тем, в какой мере ребята учатся новому, продвигаются вперед, видят результаты своей работы. Здесь своеобразно сочетаются игра, элементы самообразования и самовоспитания. Любознательность и любопытство – особенности подростка, он открыт к восприятию нового, интересного, значительного.

Возрастные особенности детей: средний возраст (10-12 лет)

Это уже не малыши, но еще не старшие дети. Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Дети такого возраста всегда готовы вам помочь, так как у них развито желание лидерства. Разработайте систему мотивации и поощрений. При нарушении правил поведения, как правило, идут на этот шаг осознанно, зная, что можно, а что нет (например, попробовать курить, подраться и т.д.). Часто дети захотят поделиться своими секретами, доверить какую-либо информацию, попросить помощи. Выслушать ребенка, дать совет очень важно. Важно выделить лидера в коллективе, сплотить отряд.

Дети стремятся подражать старшим и пример вожатого очень важен. Авторитет вожатого должен быть более значимым для детей, нежели пример курящего ребенка из старших отрядов.

Беседа – лучший метод воздействия.

Особенности детей:
Физический рост и развитие:
  • у девочек очень резкий скачок в росте, по сравнению с мальчиками;
  • у мальчиков период замедления роста;
  • непропорциональное развитие тела вызывает ощущение неловкости, неуклюжести;
Характерные особенности:
  • физические навыки, ловкость и сила оказывают большое влияние на статус среди сверстников и на мнение о себе;
  • начинается формирование критического мышления;
  • колебания настроения;
  • боятся проиграть, чувствительны к критике;
  • начинают понимать и принимать нравственные нормы;
  • шумны, любят спорить;
  • начинают проявлять интерес к противоположному полу, в то же время возможны конфликты.
  • энергичные, инициативные, «легки на подъем»;
  • стремятся к лидерству и соперничеству;
  • хотят выглядеть постарше, взрослее среди сверстников, с помощью копирования определенных элементов (не всегда положительных) поведения взрослых.
Советы вожатым:
  • организуйте больше коллективных игр;
  • учитывайте интересы детей при выборе деятельности;
  • организуйте спортивные игры и мероприятия;
  • развивайте элементы самоуправления в отряде;
  • давайте детям возможность реализовать творческий потенциал;
  • обращайте внимания на достижения ребенка и отряда в целом, хвалите и поощряйте детей.

Прогнозируемые ситуации и советы по их решению:

Обидчивость, бурная реакция на несправедливость.
Обязательно разобраться в причинах, повлиявших на поведение ребенка. Отзывчивое, доброе, внимательное отношение к воспитанникам.
Попытки курения и употребления алкоголя, игры в карты, употребление нецензурных выражений при разговоре, излишнее использование косметики и украшений у девочек.
Необходимо проводить профилактическую работу: разъяснительные беседы, инструктажи. Предъявление педагогических требований. Пресекать возможность употребления алкоголя, энергетиков, курения. Привлекать специалистов при необходимости (методист, психолог, старший вожатый).
Замкнутость, одиночество.
Привлекать к отрядным, коллективным мероприятиям. Завлечь интересным делом. Дать ответственное, выполнимое задание, для ощущения необходимости в коллективе. Больше общения с такими детьми. Выявить причину подобного поведения.
Плохое поведение, специальные действия «наперекор» вожатым, конфликты.
Беседовать с детьми, выявлять их интересы и потребности, при выборе деятельности учитывать их. Организовать элементы самоуправления в отряде. Стать примером для подражания для детей, заслужив авторитет.
Появление секретов, укромных мест, проявление озорства и шалости, интерес к противоположному полу.
Доверительные отношения с детьми помогут узнать секреты детей, совместно сохранить их, разумно использовать, давать советы, направлять по правильному пути. Организовывать мероприятия для взаимоотношений мальчиков и девочек.

Вожатым

Особенности гендерной социализации у детей среднего дошкольного возраста DIFFERENTIATED APPROACH TO GENDER SOCIALIZATION PRESCHOOL CHILDREN Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ГЕОРГЯН АГВАНИК РАФИКОВНА Особенности гендерной социализации у детей среднего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gendernoy-sotsializatsii-u-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09).

ГЕОРГЯН АГВАНИК РАФИКОВНА Особенности гендерной социализации у детей среднего дошкольного возраста Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gendernoy-sotsializatsii-u-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09).

ГЕОРГЯН АГВАНИК РАФИКОВНА (2014). Особенности гендерной социализации у детей среднего дошкольного возраста. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gendernoy-sotsializatsii-u-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ГЕОРГЯН АГВАНИК РАФИКОВНА Особенности гендерной социализации у детей среднего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2 С.59-61.

ГЕОРГЯН АГВАНИК РАФИКОВНА Особенности гендерной социализации у детей среднего дошкольного возраста Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология (2014).

ГЕОРГЯН АГВАНИК РАФИКОВНА (2014). Особенности гендерной социализации у детей среднего дошкольного возраста. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология

Источники: http://www.ortosanatorium.ru/publicacii/vozrastnye-osobennosti-detej-srednego-shkolnogo-vozrasta, http://явожатый.рф/metodicheskiy-material/obuchayushchiy-material/vozrastnye-osobennosti-detey-sredniy-vozrast-10-12-let/, http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gendernoy-sotsializatsii-u-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением