Особенности работы детьми нарушением слуха





5.5. Коррекционно-педагогическая работа при сенсорных нарушениях

Нарушения зрения могут быть абсолютные (слепые дети) и неполные (слабовидящие дети).

Степень выраженности отставания в психическом развития у детей с нарушениями зрения зависит от структуры дефекта, а также от своевременного начала коррекционной работы. Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, преобладанием искажённых, неточных знаний; недостаточная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют низкую моторную активность ребенка, общую медлительность.

Коррекционно-педагогическая работа имеет комплексный характер и направлена на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятельности.

Детям с нарушениями зрения нужно развивать ориентировку в пространстве, а также проводить специальные занятия по развитию речи (формировать речевую функциональную систем, увеличивать словарный запас, совершенствовать смысловую стороны речи; устранять вербализм и эхолалии).

Нарушения слуха выражаются как в полной (глухие дети), так и в неполной (слабослышащие дети) потере слуха.

Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи, а также имеют место специфические трудности формирования логического мышления. Поэтому воспитание и обучение слабослышащих детей дифференцируется не только в зависимости от степени нарушений слуха, но и с учетом наличия или отсутствия у ребенка речи.

Одной из основных задач коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха является развитие речи и логического мышления.

Выделяют три основных направления работы по развитию речи глухих дошкольников: формирование и развитие языковой способности; развитие речевой деятельности, подготовка к усвоению основных закономерностей языка. Для развития языковой способности используется подражание. Кроме того, при обучении глухих детей языку широко используется предметная деятельность, обучение дактилю и речи на основе зрительного восприятия. Коррекционная работа направлена также на развитие фонематического слуха. Работа по развитию фонематического слуха проводится совместно с коррекцией звукопроизношения, обогащением словарного запаса и предупреждениями аграмматизмов.

Особенности внимания детей с нарушением слуха

Внимание — это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, поскольку активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности. Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение. Все эти свойства формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения. Первоначально произвольное внимание опосредовано общением ребенка со взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач.

Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребенка. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок.

Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом широко используются различные средства наглядности: одни — для привлечения непроизвольного внимания (например, яркая картинка), другие — для развития произвольного внимания (схемы, таблицы).

Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше).

Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной учебной деятельности. Важным фактором, который всегда следует учитывать, является своеобразный способ восприятия глухими детьми устной речи — постоянная фиксация внимания на лице и губах говорящего, требующая особой сосредоточенности. Поэтому, с одной стороны, нужно дозировать речевую нагрузку, с другой — формировать и автоматизировать навык считывания с губ. Чем лучше глухой ребенок считывает с губ, тем легче ему сосредоточить внимание на говорящем, тем меньше он будет утомляться.

Для человека, общающегося с не слышащими людьми, обязательны определенные правила поведения — нужно стоять или сидеть лицом к глухому человеку, избегать ненужных хождений, жестикуляций.

Таким образом, развитие внимания у глухих детей заключается в становлении произвольного внимания, как сознательного и контролируемого, в формировании основных свойств внимания, таких, как устойчивость, распределение, переключаемость.

Гальперин П. Я. Кабыльницкая С. Я. Экспериментальное формирование внимания. — М. 1974.

Гоголева А. В. Особенности развития внимания глухих школьников // Дефектология. — 1981. — № 3.

Специфика работы педагога с детьми, имеющими нарушение слуха

  • Файл формата zip
  • размером 677,66 КБ
  • содержит документ формата doc
  • Добавлен пользователем marte. дата добавления неизвестна
  • Отредактирован 30.07 13:24
  • Скачан 108 пользователями

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей - г. Новокуйбышевск, 2008 г.

Содержание.
Виды и причины нарушений слуха.
Категории детей с нарушением слуха.
Методы ранней диагностики нарушений слуха.
Особенности познавательной сферы детей с нарушением слуха.
Психологические особенности формирования речи неслышащих детей.
Особенности развития личности детей, имеющих нарушение слуха.
Интегрированное обучение детей с нарушением слуха.
Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха.

Приложения
Игры для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Методы развития восприятия цвета у дошкольников с нарушением слуха.
Методы развития восприятия величины у дошкольников с нарушением слуха.
Методы развития восприятия пространственных отношений у дошкольников с нарушением слуха.
Методы развития восприятия формы у дошкольников с нарушением слуха.
Дидактические игры для развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с нарушением слуха.
Игры для развития мышления и воображения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Развитие речевого слуха у детей с нарушением слуха.
Игры для развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Игры для развития тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Новые слуховые аппараты.
Рекомендации по привыканию к слуховому аппарату.
Рекомендации педагогам Общение с пользователями слуховых аппаратов .

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

М. Советский спорт, 2004. — 304 с. Книга написана на основе экспериментальных материалов, полученных в ходе тщательного изучения слуха и речи детей с нарушениями слуха, что позволило создать их типологию, охарактеризовать основные особенности развития их речевой и познавательной деятельности. Книга была впервые опубликована в 1963 году. Со временем она стала еще более актуальна.

  • 2,39 МБ
  • скачан 371 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.10 01:51
  • будет удален через 14 дней

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика) Оглавление Предисловие Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики История развития взглядов на воспитание и обучение дошкольников с.

  • 315,87 КБ
  • скачан 511 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 23.10 00:51
  • будет удален через 14 дней

Эта книга состоит из картинок. В результате многолетней коррекционно-развивающей работы у автора сформировался определенный взгляд на использование иллюстративного материала. Его особенность в том, что они говорящие и звучащие . Такое изображение важно для детей с нарушениями слуха и речевыми проблемами. Осознание ребенком того факта, что речь является основным способом.

  • 5,10 МБ
  • скачан 262 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.12 22:07
  • будет удален через 14 дней

Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М. Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика). В учебнике представлены современные системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие теоретические основы развивающего личностно ориентированного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика.

  • 6,92 МБ
  • скачан 468 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 04.10 14:43
  • будет удален через 14 дней

Мн. БГПУ, 2004. – с. ISBN 985-435-846-1 В пособии раскрываются вопросы методики слуховой работы в объеме требований типовой программы для студентов дефектологических факультетов высших учебных заведений. Комплекс, включает схемы и таблицы-конспекты по всем важнейшим разделам, задания для самоконтроля, словарь терминов и понятий. Адресовано студентам сурдоотделения.

  • 71,19 КБ
  • скачан 124 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 25.03 13:41
  • будет удален через 14 дней

Источники: http://pedlib.ru/Books/2/0169/2_0169-71.shtml, http://www.altai-school.ru/index/osobennosti_vnimanija_detej_s_narusheniem_slukha/0-116, http://www.twirpx.com/file/551741/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением