Особенности работы детьми инвалидами





Особенности работы психолога с детьми-инвалидами

Комфортное детство

У детей-инвалидов в силу их ограниченных возможностей существует социальная дезадаптация, а потому им показана работа с психологом. При работе с этой категорией лиц имеются свои особенности, которые будут рассмотрены ниже.

Коррекционную работу с особенными детьми можно условно разделить на три этапа. 1. 1. Диагностический. На этом этапе проводят предварительную беседу с родителем, и данная процедура позволит решить несколько задач: не только собрать нужную информацию об особенностях развития и здоровья ребенка, его характере, проблемах при общении со сверстниками, но и помочь в их решении.

Наиболее актуальными направлениями является коррекция эмоционально-вол евых нарушений, преодоление негативных эмоций, таких как страх и неуверенность в себе, повышение самооценки ребенка. Немаловажно также развитие умственных способностей и мелкой моторики. К дополнительным задачам можно отнести развитие творческого потенциала и фантазии.

2. Коррекционный. Это непосредственные занятия с ребенком в присутствие родителей. Обычно с детьми с ограниченными возможностями используются такие методы, как

сказкотерапия, музыкотерапия или арт-терапия. Для детей младшего возраста незаменимой является игротерапия, то есть проведение реабилитации различных эмоциональных и поведенческих расстройств, когда используются игрушки. Могут также применяться кубики с буквами и цифрами, пирамидки, мозаики.

3. Заключительный. По итогам занятия родители получают обратную связь от психолога, которая представляет собой рекомендаций по воспитанию ребенка.

Порой работу детей-инвалидов с психологом непросто реализовать в силу ограничения их подвижности. Тем не менее, взаимодействие психолога с детьми и их родителями позволяет решить целый ряд проблем и достичь взаимопонимания.

Особенности ребенка-инвалида

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, которые имеют значительные ограничения жизнедеятельност и, что приводит к дезадаптации в обществе. Нарушаются развитие и рост ребенка, снижены способности к самообслуживанию. передвижению. Также нарушен контроль поведения, общения, затруднены обучение и трудовая деятельность. Такие дети имеют физические, социальные и психологические отличия от других, контакт с ними имеет свои особенности и трудности. Вести диалог становится легче, если следовать определенным правилам поведения и общения.

Следует помнить, что дети-инвалиды в будущем могут стать деятелями науки, искусства, спорта или просто хорошими, добрыми людьми с собственной личной и семейной жизнью. Существует множество примеров, когда человек с ограниченными способностями достигал высоких вершин в разных областях человеческой деятельности. Американский слепой музыкант Рей Чарльз. потерявший зрение в семь лет, является автором десятков студийных альбомов, это известнейший исполнитель. Он награждён 17 премиями Грэмми , попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, его записи включены в Библиотеку Конгресса США. Джон Морган. известный финансист девятнадцатого века, с детства был преследуем воспалениями легких, артритом, эпилепсией. Дом Моргана стал крупнейшей финансовой компанией в мире: принял участие в со​здании крупнейшей сталелитейной корпорации, фирмы «Дженерал электрик», контролировал строительс​тво железных дорог.

Приведем пример из нашей жизни. Максима Ситникова также в детстве приковала к инвалидной коляс​ке мышечная дистрофия. Это не помешало ему овладеть 25 языками и работать переводчиком, вести свою рубрику в «Марийской правде» и стать депутатом районного собрания Ма​рий Эл. Он же инициатор первого брачного агент​ства в республике, был управляю​щим директором десяти малых и средних частных предприятий.

И это не единственные примеры того, как человек научился жить со своим ограничением. Главное – это отношение и вера в то, что он способен на большее. Задачей взрослых становится формирование этих черт у ребенка, который вполне может стать сильнее и успешнее многих здоровых людей.

Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать в общении с детьми-инвалидам и.
НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ ИМ СЧИТАТЬ СЕБЯ ЖЕРТВАМИ.

Отношение к себе как к человеку, который хуже других, становится одной из основных проблем таких детей. Причиной является взгляд взрослых на них как на «несчастных и больных». В повседневной жизни нередко можно наблюдать, как взрослые в присутствии ребенка-инвалида манипулируют, используя его болезнь для получения каких-либо льгот.

Например, когда такой человек хочет пройти без очереди, он публично объявляет, что с ним больной и, следовательно, он имеет право не ждать. Такое действие помогает сэкономить время, но ребенок начинает чувствовать жалость окружающих, что рождает в нем жалость к себе.

Впоследствии инвалид теряет самостоятельност ь, так как приспосабливаетс я использовать свою болезнь в качестве средства защиты, для получения социальных льгот. Это заставляет его ждать помощи от других и ликвидирует надежду на собственные силы.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, не позволяйте ребенку воспринимать себя как неполноценного. Позволяйте ему ощущать себя равным по отношению к другим детям. Старайтесь поменьше говорить о его инвалидности. Формируйте в себе отношение к ребенку как к обыкновенному человеку, у которого просто другой образ жизни. Ведь он действительно почти ничем не отличается от других: развивается, играет, копирует поведение взрослых, от которых зависит его будущая жизнь.

ИНОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Для того чтобы избежать формирования в ребенке зависимости от окружающих и развить самостоятельност ь, нужно объяснить ему, чтобы он воспринимал свою жизнь не как безнадежно испорченную, а как иную. Для начала стоит растолковать, что он ничем не отличается от «нормальных», просто ряд особенностей вынуждает жить по-другому.

Можно привести даже такой пример. Удав не умеет ходить или летать, но это не мешает ему жить самостоятельно. Он всю жизнь проводит, ползая по земле и деревьям, и является при этом одним из лучших охотников на планете.

Человек с ограниченными способностями имеет не все «приспособления». которые есть у других людей (глаза, ноги, руки и так далее). Но это не должно мешать его самостоятельност и, так как он не больной, просто ведет иной образ жизни. Ведь болезнь – это плохое самочувствие, а ребенок-инвалид чувствует себя нормально и должен развиваться в той области, в которой у него имеются способности.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ИНВАЛИДОВ.

Воспитание детей – это сложный процесс, требующий затраты сил и колоссального терпения. От правильности родительского воспитания зависит будущее ребенка. Ребенок-инвалид также требует внимания и терпения. Особенность его в том, что он имеет те или иные ограничения в жизнедеятельност и. Это нередко вызывает чувство жалости у окружающих, родителей.

Появление чувства жалости к себе нередко тем или иным способом провоцируют родители.

Как уже было сказано, они часто используют инвалидность в качестве инструмента для быстрого и удобного способа получения социальных льгот. Это может быть очередь в поликлинике или место в общественном транспорте, получение пособия или скидки на квартплату. Ребенок-инвалид имеет на это право, оно прописано в Конституции Российской Федерации, но это не означает то, что он должен чувствовать себя неполноценным.

Детская психика устроена иначе, чем у взрослых. Ребенок – еще не сформированная личность. Он не умеет создавать пока собственное мнение и не приучен к самостоятельност и так, как приучены взрослые. Он лишь копирует знания об окружающем мире тех людей, которые являются для него авторитетом. И чаще всего таким авторитетом обладают родители. Дети-инвалиды не являются исключением. Они наблюдают за тем, как родители разговаривают и ведут себя с другими людьми, прислушиваются к их мнениям и суждениям, принимают поведение папы и мамы в качестве «правильного» для себя. Именно поэтому родители несут полную ответственность за формирование личности своих детей.

Например, в присутствии ребенка-инвалида мать заявляет, что с ней инсулинозависимы й диабетик и что если он вовремя не сделает укол, ему станет плохо. Поэтому его необходимо без очереди пропустить к врачу. В этом случае ребенок думает примерно следующее: «Мама говорит всем, что я больной, и все вокруг с сочувствием глядят на меня, значит, я такой и есть». Гораздо лучше, если родитель просит разрешения зайти в кабинет (без ребенка) одновременно с тем, чья очередь. Здесь он сообщает врачу, что с ним инвалид. Согласно правилам, врач приглашает их в кабинет без очереди. В итоге ребенок пользуется своим социальным правом, но не сталкивается с жалостью окружающих. Следовательно, в нем не возникают чувства, которые впоследствии могут лишить его самостоятельност и.

Во избежание неправильного формирования личности ребенка, появления комплексов неполноценности, заниженной самооценки и зависимости от вас, постарайтесь как можно меньше говорить об инвалидности, особенно в присутствии других.

Автор - Виталий Смолков, реабилитолог ГБУ «Московская служба психологической помощи населению».


Поделиться в социальной сети:

Технологии социальной работы с детьми-инвалидами TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH DISABLED CHILDREN Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ ,
  • ТЕХНОЛОГИИ ,
  • СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ,
  • РЕАБИЛИТАЦИЯ ,
  • АДАПТАЦИЯ ,
  • ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ,
  • DISABLED CHILDREN ,
  • TECHNOLOGIES ,
  • SOCIAL DIAGNOSTICS ,
  • REHABILITATION ,
  • ADAPTATION ,
  • HEALTH-SAVING

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Болдина Марина Александровна, Деева Елена Викторовна

В статье рассматриваются причины возникновения инвалидности у детей, проблемы детей-инвалидов. Дети-инвалиды – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Анализируются технологии социальной работы с детьми-инвалидами, направленные на установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации; изменение социального статуса, экономического, культурного уровня, ценностей, ориентаций ребенка-инвалида; помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил; предупреждение социальных и индивидуальных рисков; облегчение вхождения ребенка-инвалида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему. Использование технологий социальной работы с детьми-инвалидами будет способствовать обеспечению, сохранению и укреплению физического, психологического, социального, нравственного здоровья детей-инвалидов; формированию социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении; организации спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов совместной деятельности детей-инвалидов и здоровых сверстников, что является условием успешной интеграции детей-инвалидов в общество.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Boldina Marina Aleksandrovna, Deeva Elena Viktorovna

In article the reasons of emergence of children#39;s disability, problems of disabled children are considered. Disabled children are the children having various mental or physical rejections which cause the violations of the general development which aren#39;t allowing children to live full life. Technologies of social work with disabled children directed on establishment of a social problem, identification of the reason and search of ways of its decision, collection of information; change of the social status, economic, cultural level, values, orientations of the disabled child; help with restoration of resources and vital forces; prevention of social and individual risks; simplification of occurrence of the disabled child in rather unfamiliar society or cultural system are analyzed. Use of technologies of social work with disabled children will promote providing, preservation and strengthening of physical, psychological, social, moral health of disabled children; formation of socially significant orientations and installations in vital self-determination; organization of sports, leisure and other types of joint activity of disabled children and healthy contemporaries that is a condition of successful integration of disabled children in society.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Социально-экономические явления и процессы , Болдина Марина Александровна, Деева Елена Викторовна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Болдина Марина Александровна, Деева Елена Викторовна Технологии социальной работы с детьми-инвалидами // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №11 (057). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-sotsialnoy-raboty-s-detmi-invalidami (дата обращения: 26.09).

Болдина Марина Александровна et al. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами Социально-экономические явления и процессы (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-sotsialnoy-raboty-s-detmi-invalidami (дата обращения: 26.09).

Болдина Марина Александровна Деева Елена Викторовна (2013). Технологии социальной работы с детьми-инвалидами. Социально-экономические явления и процессы URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-sotsialnoy-raboty-s-detmi-invalidami (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Болдина Марина Александровна, Деева Елена Викторовна Технологии социальной работы с детьми-инвалидами // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №11 (057) С.167-173.

Болдина Марина Александровна et al. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами Социально-экономические явления и процессы (2013).

Болдина Марина Александровна Деева Елена Викторовна (2013). Технологии социальной работы с детьми-инвалидами. Социально-экономические явления и процессы

Источники: http://www.unapersona.ru/articles/komfortnoe-detstvo/osobennosti-raboty-psikhologa-s-detmi-invalidami.html, http://momsjob.ru/article/osobennosti-rebenka-invalida, http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-sotsialnoy-raboty-s-detmi-invalidami






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением