Особенности обучения слепых детей





В РАЗДЕЛЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОПУБЛИКОВАНЫ ПРОЕКТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕДАКЦИИ 19 ОКТЯБРЯ 2015 ГОДА.

31 МАРТА 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» РАЗМЕЩЕНЫ ТЕКСТЫ ПРОЕКТОВ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПРОГРАММ В РЕДАКЦИИ 30.03.

17 ФЕВРАЛЯ 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВКЛЮЧАЮЩИЕ ТЕКСТЫ СТАНДАРТОВ.

22 ЯНВАРЯ 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ ТЕКСТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), УТВЕРЖДЕННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ТЕКСТЫ СТАНДАРТОВ НАХОДЯТСЯ НА РАССМОТРЕНИИ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

24 НОЯБРЯ 2014 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ДОРАБОТАННЫЕ С УЧЕТОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

В разделе «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ – ПРОЕКТЫ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» даны новые редакции программ.

10 НОЯБРЯ 2014 г. В РАЗДЕЛЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ -ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАЗМЕЩЕН ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В разделе «Нормативные документы» размещены федеральн ые государственные образовательные стандарты в редакции от 25 сентября 2014 года.

Приглашаем ознакомиться с ними всех заинтересованных лиц.

В соответствии с заданием Минобрнауки Российской Федерации осуществляется широкая апробация проектов федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной среде. Цель апробации проектов ФГОС состоит в оценке соответствия обсуждаемых проектов нормативно-правовой базе общего и специального образования России. В ходе апробации требований к содержанию и условиям реализации ФГОС коллектив авторов надеется получить мнение практических работников об обоснованности этих требований не только с точки зрения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, отнесенных к определенной нозологической группе и предлагаемому им варианту содержания образования (А, Б, С, Д), но и оценку полноты и корректности, приведенных в проектах стандартов перечней этих потребностей. Мы надеемся так же и на детальный анализ содержательного наполнения образовательных областей каждого из вариантов ФГОС по всем компонентам образования детей с ОВЗ. Поскольку основной целевой установкой апробации является последующая доработка всех обозначенных в программе апробации параметров ФГОС - рассчитываем на преимущественно конкретные замечания, рекомендации и пожелания. Выражаем уверенность в том, что качественно проведенная апробация ФГОС позволит расширить перечень расчетных эффектов реализации ФГОС и минимизировать количество вероятностных.

Коллектив разработчиков ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Пути преодоления трудностей в обучении письму и чтению по системе Брайля слепых и слабовидящих школьников

Совершенствование системы помощи детям с нарушениями зрения является одним из главных направлений коррекционной педагогики. Это обусловлено не только важностью зрения в познании окружающего мира, но и увеличением числа детей с его глубокой патологией.

Как помочь таким детям получить необходимые знания, освоить письмо и чтение по системе Л.Брайля?

Обучение слепых детей рельефному шрифту имеет специфические особенности. Для успешного овладения чтением и письмом по системе Брайля огромное значение оказывает предварительная подготовительная работа. Для восприятия шрифта Брайля прежде всего необходимо развить осязание незрячего ребёнка в такой степени, чтобы он в дальнейшем смог овладеть чтением любого текста, работать с рельефно-графическим материалом, рельефно-точечным изображением. На данном этапе подготовительной работы предлагаются различные игровые упражнения на развитие осязательного восприятия, мелкой моторики, задания на формирование образов предметов и развитие воображения. Умение ориентироваться на плоскости так же является одним из решающих факторов при овладении незрячим ребёнком письмом и чтением по системе Брайля.

С этой целью я использую приём моделирования букв на экране (экран - лист белой бумаги), где учащиеся изображают буквы с помощью фасоли или бобов. Здесь же решается проблема развития ориентировки в пространстве и внимания, если дать задание смоделировать букву, например, в правом верхнем углу экрана.

Другой приём я разработала для быстрого запоминания образа букв, цифр и знаков рельефно-точечного шрифта Л.Брайля при письме и чтении.

Два участника: один - ведущий, другой - испытуемый. Испытуемый сгибает в локтях руки и выдвигает их вперёд (две руки - две стороны шеститочия): правая рука - правая сторона шеститочия, левая рука - левая сторона. Каждая рука игроками мысленно делится на три части, что соответствует трём уровням расположения точек в шеститочии. Ведущий говорит: Читаю - и нажимает, например, 3 -ю и 2 -ю точки на левой руке, второй ученик должен вспомнить образ буквы при чтении и назвать букву - б .

Плюсы этого игрового приёма:
  • не требует затрат,
  • может проводиться в любой обстановке,
  • знания закрепляют оба игрока,
  • не обязательно называть нумерацию точек букв и цифр,
  • способствует прочному запоминанию образа букв и цифр,
  • этот приём эффективен для тренировки написания зеркальных букв: И-Е, Н-Я, З-Ы, Д-Ф, Ж-Х, Ш-С, О-Э, Р-В.

Но и при достаточной подготовительной работе, использовании разнообразных приемов, заданий и упражнений освоение этой системы - трудоёмкий процесс.

Имея большой опыт в обучении письму и чтению по системе Л.Брайля, я выявила ряд трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при чтении рельефно-точечного шрифта и работе с тифлоприборами для письма по Брайлю:

1. Соблюдать строку при письме на приборе.

2. Попадать грифелем в нужные точки шеститочия на приборе при письме.

3. Ориентироваться на приборе для письма.

4. Письмо и чтение зеркальных букв (е-и, д-ф, ж-х, з-ы, н-я, о-э, р-в, с-ш, т- ю, у-м, ъ-ь) и цифр (4-6, 5-9, 0-8 ).

7. Делать пропуски между словами при письме.

8. Ориентироваться в числе клеточек при переносе.

9. Ориентироваться в учебнике, находить задание.

10. Обратная направленность письма и чтения.

11. Различать знаки препинания и буквы при чтении.

12. Проверять грифелем написанное.

13. Находить ошибки.

14. Исправлять ошибки при письме.

С учётом данных трудностей обучения письму и чтению по системе Л.Брайля мной разработаны рекомендации по их преодолению:

  1. 1 Роль дистантного слухового восприятия в структуре образа
  2. 2 Исследования особенностей слухового восприятия слепых
  3. 3 Виды слуховых ощущений, восприятий, представлений
  4. 4 Особенности фонематического восприятия слепых детей
  5. 5 Особенности музыкального восприятия слепых (Б.М. Теплов)
  6. 6 Особенности музыкального восприятия слепых (Ю.М. Гохфельд )
  7. 7 Особенности шумового восприятия слепых детей (Д. Дашкявичюс)
  8. 8 Непосредственная связь слухового и тактильного восприятий
Роль дистантного слухового восприятия в структуре образа
В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам, позволяющим дистантно воспринимать объект. Возможность дистантного восприятия звуков имеет особую ценность, так как позволяет использовать звуки как сигналы взаимодействия объектов внешнего мира .
  • По мере того как звуки приобретают значение сигнала
    и связываются в представлении слепого
    с предметами и их действиями,
    ориентировка в социальной жизни становится
    более точной и определенной.
Исследования особенностей слухового восприятия слепых
  • Исследование Л. И. Солнцевой
    сигнальной функции слухового восприятия

    детьми дошкольного возраста показало, что
    она развивается от характеристики звука
    без соотнесения с предметом к характеристике
    одного из взаимодействующих объектов

    (инструмент, орудие или объект)
    и затем к обозначению взаимодействия объектов.
Роль слуха в жизни и деятельности слепых значительно больше, чем у зрячих.

В работах прошлого времени (Д. Дидро, J. Klein, J.Knie, Н. Дюфо ) отмечалась изощренность слуха слепых, автоматически возникающая, по мнению авторов, как компенсация утраченного зрения .

Однако А. А. Крогиус приводит также результаты исследования Д. Грисбаха, не свидетельствующие об особом развитии у слепых слуховых восприятий и способности локализовать звуки. В собственных же экспериментах А. А. Крогиус отмечает более высокий «пространственный порог» слуховых ощущений у зрячих .

Современные экспериментальные психологические исследования показали, что
  • различия в слуховой функции зрячих и слепых
    связаны с индивидуальными отличиями и
    не свидетельствуют об изощренности слуха слепых.
  • Постоянное использование слепыми слуха
    в пространственной ориентировке приводит к повышению
    • как абсолютной чувствительности ,
    • так и различительной чувствительности .
      • Пространственная ориентация и
      • различного рода деятельность слепых
        требует способности дифференцировать
        • звуки,
          • шумы,
          • локализовать источники звуков,
          • определять направление звуковой волны,
            поэтому у них, чаще использующих слух при
            выполнении различных видов деятельности,
            повышается слуховая чувствительность .
          Виды слуховых ощущений, восприятий, представлений
          • В общей психологии выделяются
            3 вида слуховых ощущений, восприятий, представлений:
          • речевые,
          • музыкальные,
          • шумы.
          Особенности фонематического восприятия слепых детей
          • Развитой фонематический слух у слепых детей, как и у зрячих,
            является основой и предпосылкой
            успешного овладения грамотой
            .
            Он развивается и совершенствуется в процессе обучения,
            формирования представлений о звуковом составе языка.
          Особенности музыкального восприятия слепых (Б.М. Теплов)
          Б. М. Теплов отмечал также, что и музыкальный слух. как особая форма человеческого слуха, формируется в процессе обучения. Его исследования опровергают мнение о музыкальном слухе, свойственном слепым и автоматически развивающемся более быстрыми темпами, чем у зрячих, в связи с потерей зрения.
          • Слух у лиц с нарушением зрения развивается в основном
            теми же темпами, как и у нормально видящих .
          Однако большее и интенсивное использование слепыми слуха как единственного (не считая обоняния) дистантного анализатора окружающего, сигнализирующего о пространстве, объектах и их взаимодействии, обусловливает выработку более тонкой дифференцировки звуковых качеств окружающего предметного мира. Этому способствуют также музыкальные занятия, обучение игре на различных инструментах.
          Особенности музыкального восприятия слепых (Ю.М. Гохфельд )
          • Ю. М. Гохфельд говорит, что
            в процессе обучения у детей вырабатывается
          • обостренный слух,
          • способность к сосредоточенному слуховому вниманию,
          • слуховая память .

          Его исследование показало, что
          пространственная ориентировка в процессе
          обучения игре на фортепиано
          и овладение
          не только клавиатурой, но и пространством над ней
          основывается на слуходвигательных связях ,
          на умении «предслышать» внутренним ухом звук,
          соответствующий клавише.
          Роль слухового анализатора при этом — ведущая,
          так как слуховые восприятия и представления
          являются источником взаимодействия и
          центральным звеном в слуходвигательных связях
          .

          Особенности шумового восприятия слепых детей (Д. Дашкявичюс)
          • Однако под влиянием шума и
            длительного звукового воздействия
            может проявляться
          • усталость слухового анализатора,
          • развиться тугоухость .
          А. Дашкявичюс . исследуя состояние слуховой функции инвалидов по зрению, работающих в УПК Литовского общества слепых, показал, что у 32,5% слепых, работающих в шумных условиях. имеет место ухудшение слуха. При этом малейшее повреждение слуха резко сказывается на приспособлении слепых к окружающему миру.
          Непосредственная связь слухового и тактильного восприятий
          • Основное качество слуховых образов —
            предметная отнесенность

            непосредственно связывается у слепых
          • с формированием осязания ,
          • с использованием руки и ее способностью
            тактильного освоения внешнего мира
            .

          Источники: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/10/03_%25D0%25A1%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2586_%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F_%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BF%25D1%258B%25D0%25B5_09112014.pdf, http://festival.1september.ru/articles/576503/, http://www.psi-sintez.org/Typhlo/Solntseva/4/22






          Комментариев пока нет!

          Поделитесь своим мнением