Особенности обучения детей школьного возраста





Особенности обучения младших школьников

Магистр математики Сатыбалдиева Алия Бейбитжановна

Таразский государственный педагогический институт

Республика Казахстан, г.Тараз

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».

Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Согласно Л.С. Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребёнку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определённые правила[2].

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребёнка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Напомним, что ещё Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:

· Младенцы – непосредственно эмоциональное общение.

· Раннее детство – манипулятивная деятельность.

· Дошкольники – игровая деятельность.

· Младшие школьники – учебная деятельность.

· Подростки – социально познаваемая и социально одобряемая деятельность.

· Старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность.

Особенности произвольной памяти младших школьников. Намерение запомнить тот или иной материал ещё не определяет содержание мнемической задачи, которую предстоит решить субъекту. Для этого он должен выделить в тексте конкретный предмет запоминания, что представляет собой особую задачу. Одни школьники в качестве такой цели запоминания выделяют познавательное содержание текста (около 20% школьников), другие его сюжет (23%), третьи вообще не выделяют определённого предмета запоминания. Таким образом, задание трансформируется в разные мнемические задачи, что может быть объяснено различиями в учебной мотивации и уровнем сформированности механизмов целеполагания[21].

Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников. Так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в её решении, они чаще и легче задумываются над тем, что им интересней, что их увлекает. То младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.

Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения. Учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно.

Таким образом, о наличии того или иного вида мышления у ребёнка можно судить по тому, как он решает соответствующие данному виду задачи. Если ребёнок успешно решает лёгкие задачи, предназначенные для применения того или иного вида мышления, но затрудняется в решении более сложных, то в этом случае считается, что у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления.

Список использованной литературы

1. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб. БХВ - Петербург, 2005

2. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики – 3-е изд. стер. – М. Издательский центр «Академия», 2006. – 624 с.

3. Могилев Л.В. Пак Н.И. Хеннер Е.К. Информатика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов- М. Издательский центр “Академия”, 2000

4. Новиков Ю. Черепанов А. Персональные компьютеры: аппаратура, системы, Интернет. Учебный курс - СПб. Петербург, 2002

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат - М. 2000г.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. – М. Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС, 2004.- кн. 1. Общие основы Процесс обучения.

Физиологические, психологические и педагогические особенности обучения иностранному языку детей среднего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата PHYSIOLOGICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO LOWER SECONDARY SCHOOL PUPILS WITH MALFUNCTION OF THE LOCOMOTIVE SYSTEM Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ,
  • ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ,
  • УСПЕШНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ,
  • НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ,
  • PHYSIOLOGICAL ,
  • PEDAGOGICAL ,
  • PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES ,
  • HEALTH MAKING EDUCATION ,
  • SUCCESSFUL STUDYING ,
  • MALFUNCTION OF THE LOCOMOTIVE SYSTEM

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Захарова Марина Анатольевна

Раскрываются особенности обучения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Дается анализ образовательной практики при обучении иностранному языку детей с особыми образовательными потребностями.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Zaharova Marina Anatolievna

The article presents the peculiarities of teaching children with health problems. It presents an analysis of the educational practice of foreign language teaching of children with malfunction of the locomotive system.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Педагогическое образование в России , Захарова Марина Анатольевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Захарова Марина Анатольевна Физиологические, психологические и педагогические особенности обучения иностранному языку детей среднего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Педагогическое образование в России. 2014. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-psihologicheskie-i-pedagogicheskie-osobennosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-detey-srednego-shkolnogo-vozrasta-s (дата обращения: 26.09).

Захарова Марина Анатольевна Физиологические, психологические и педагогические особенности обучения иностранному языку детей среднего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата Педагогическое образование в России (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-psihologicheskie-i-pedagogicheskie-osobennosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-detey-srednego-shkolnogo-vozrasta-s (дата обращения: 26.09).

Захарова Марина Анатольевна (2014). Физиологические, психологические и педагогические особенности обучения иностранному языку детей среднего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Педагогическое образование в России URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-psihologicheskie-i-pedagogicheskie-osobennosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-detey-srednego-shkolnogo-vozrasta-s (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Захарова Марина Анатольевна Физиологические, психологические и педагогические особенности обучения иностранному языку детей среднего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Педагогическое образование в России. 2014. №9 С.146-149.

Захарова Марина Анатольевна Физиологические, психологические и педагогические особенности обучения иностранному языку детей среднего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата Педагогическое образование в России (2014).

Захарова Марина Анатольевна (2014). Физиологические, психологические и педагогические особенности обучения иностранному языку детей среднего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Педагогическое образование в России

Источники: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2013/Pedagogica/3_124358.doc.htm, http://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-psihologicheskie-i-pedagogicheskie-osobennosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-detey-srednego-shkolnogo-vozrasta-s






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением